Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


В детективных историях всегда ищут виновного

О том, как раби Акива избежал несчастий, и как он реагировал на свое спасение...

УЧИТЕСЬ РАДОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С РАБИ АКИВОЙ

Основано на жизни и учении великого мудреца раби Акивы

Моше Гольдберг

 

  1. Учитесь радоваться

Чтобы добиться успеха в жизни, человек должен научиться радоваться. Мы говорим здесь об особой форме радости, о реакции и позиции, которые основаны на исполнении мицвы (заповеди) — человеку следует научиться говорить себе: “Все, что делает Всемилостивый – к лучшему!” (Шулхан арух, Орах хаим, 230:5).

Источник этой ѓалахи (еврейского закона) — талмудическое учение раби Акивы (Брахот, 60б). Попробуем изучать этот источник и проиллюстрируем приведенный принцип примерами.

Однажды раби Акива верхом на осле отправился в дорогу. Он взял с собой петуха, чтобы тот напоминал ему о времени, и светильник, чтобы можно было читать ночью.

Подъехал он вечером к воротам какого-то города и решил там переночевать, но стражники его не впустили.

— Все, что делает Всевышний — к лучшему, — сказал себе раби Акива.

И отправился на ночевку в поле.

Конечно же, говоря такие слова, он имел в виду, что Творец милостив и заботится о каждом своем создании, и если Он поставил на пути раби Акивы препятствие, значит, оно должно послужить для его же блага.

Ночью порыв ветра загасил огонь. Раби Акива уже не мог читать книгу и продолжал учиться по памяти. Потом дикий кот утащил его петуха, а лев растерзал осла.

И всякий раз, обнаружив пропажу, раби Акива повторял:

Все, что делает Всевышний — к лучшему!

В ту ночь шайка разбойников промчалась по полю, где он ночевал, и ворвалась в город, в котором ему отказали в ночлеге. Разбойники разграбили все, что можно, перебили жителей, а тех, кто остался в живых, увели в плен.

— Насколько же я был прав! сказал, узнав об этом, раби Акива. — Все, что делает Всевышний, всегда — к лучшему!

Великий мудрец Средневековья Раши дает к этому рассказу Талмуда свой комментарий. По его мнению, если бы светильник продолжал гореть, грабители увидели бы раби Акиву. Если бы осел закричал или петух начал петь, они услышали бы их голоса, обнаружили раби Акиву и увели бы его в плен.

* * *

Зачем Всевышний создал мне все эти трудности? — рассуждал раби Акива. — Сначала мне не разрешили остаться в городе на ночлег, потом я остался без света, затем — без осла и петуха.

И ответил себе на собственный вопрос так: чтобы спасти мне жизнь