Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Рав Йосеф Шломо Каханеман был человеком, который видел еврейский мир предвоенной Литвы во всём его великолепии, и он же был свидетелем его полной гибели в годы Холокоста. Страдания не сломали его, но лишь укрепили в нём стремление возродить разрушенный мир Торы, на этот раз - на святой земле Эрец Исраэль.

РАВ ИЗ ПОНЕВЕЖА

Рав Йосеф Шломо Каханеман, известный под именем Поневежский Рав, память праведника благословенна, родился в 1888 году в маленьком литовском городке Куляй, треть жителей которого составляли евреи. Когда мальчик подрос, его незаурядные способности в изучении Торы был замечены учителями, ведущими раввинами Литвы. Способному и старательному юноше посчастливилось учиться в лучших литовских йешивах - Тельзской, Новогрудка (Новардок), Радуньской (Радин). Среди его учителей был и знаменитый Хафец Хаим, один из духовных лидеров поколения тех лет. 

После женитьбы молодой Йосеф Шломо получил должность раввина города Видж, сменив на этом месте своего тестя, раввина Арье Лейба Рубина, который был назначен раввином Вилкомира. С началом Первой мировой войны, семья рава Каханемана была вынуждена покинуть Видж и после скитаний осела в городе Поневеже (Поневежисе), одном из крупнейших центров еврейской жизни в Литве. 

В 1919 году, в возрасте 33 лет, рав Каханеман был назначен раввином Поневежа. Здесь он проявил себя не только как выдающийся духовный наставник общины, но и как умелый и активный организатор. Среди проектов, воплощённых им в жизнь, были создание нескольких йешив, наиболее значительная из них "Шатёр Ицхака", названная так в честь предыдущего ребе, а также религиозное учебное учреждение для девушек, больница и столовая для бедных. В это же время он был избран в Сейм, парламент Литовской Республики 2-го созыва, где пробыл депутатом в 1923-25 годах. На этой должности рав Йосеф Шломо приложил огромные усилия по предотвращению принятия антиеврейских законов. В должности раввина Поневежа рав Каханеман оставался до присоединения Литвы к СССР в 1940 году. 

Три года учёбы в йешиве города Радина под руководством Хафец Хаима (Исраэля Меира а-Коэна, духовного лидера еврейства России и Польши тех лет), оставили особый след в его жизни. После окончания учёбы отношения учителя и ученика не прервались, и Хафец Хаим ещё многие годы был близким духовным наставником рава Каханемана. Известен случай, когда обычно немногословный Хафец Хаим, дорожащий каждой секундой времени, пригласил к себе рава Йосефа Шломо, своего любимого ученика, и проговорил с ним наедине много часов. Разговор этот состоялся в 1933 году, незадолго до кончины Хафец Хаима. Рав Йосеф Шломо вышел с этой встречи обеспокоенный и потрясённый. А вскоре в еврейском мире стало известно, что в этом разговоре Хафец Хаим поделился с равом Каханеманом своим видением будущего, согласно которому "над Европой нависли тёмные и холодные тучи надвигающейся войны". На вопрос рава Йосефа Шломо о том, что же будет с евреями, Хафец Хаим ответил, процитировав пророчество Йешаягу, что те, кто будут в Сионе и Иерусалиме – будут спасены. 

Фактически, это было пророчество о том, что страшные беды, которые постигнут еврейство Европы в ближайшем будущем, не затронут Землю Израиля. И в самом деле, как известно, нацистские войска во главе с генералом Роммелем достигли границы Эрец Исраэль, однако не смогли её перейти. 

Во время начала Второй мировой войны и захватом нацистами Литвы, рав Каханеман был вне её пределов, в Америке, пытаясь, по поручению общины, достать въездные визы для тысяч еврейских беженцев из Европы, прибывших в Вильно (Вильнюс). Это поездка спасла ему жизнь – вся еврейская община Поневежа, включая его семью и учеников йешивы, была уничтожена нацистами. После Катастрофы остался в живых лишь он и его старший сын Авраам. 

Возвращение в нацистскую Литву означало верную смерть, и рав Каханеман принял решение переехать в Палестину, где в 1940 он поселился в Иерусалиме. В 1944 рав Каханеман начал, с помощью раби Авраама Йешаягу Карелица, известного как Хазон Иш, строительство йешивы в Бней-Браке. Эта йешива была названа "Поневежской", в память о той, полностью уничтоженной в Литве. В течение всего периода строительства, рав Йосеф Шломо всецело посвятил себя этому проекту, рассказывая всем, с кем он встречался, о том, что он строит йешиву на пятьсот учеников. Это казалось невероятным, учитывая то, что в это время общее число учащихся йешив по всей Эрец Исраэль насчитывало всего несколько сотен. Те, кто слышал его слова, сочувствовали ему, зная, что он потерял семью и всю свою общину во время войны. Многие просто предположили, что столь нереальный проект связан с потрясениями пережитой катастрофы. Однако проекты рава Каханемана были полностью реализованы. Более того, рав Йосеф Шломо сумел выстроить не одну, а несколько йешив, и на много тысяч учеников. 

Строительство йешивы и её содержание требовало огромных денег, и весь груз поиска источников её финансирования упал на плечи рава Йосефа Шломо.  Не имея другого выбора, он был вынужден часто выезжать за границу, чтобы собрать деньги для его учреждения в еврейских общинах диаспоры. Его поездки, как правило, были очень успешны. Поневежская йешива постепенно обустраивалась и расширялась, став со временем одной из наиболее крупных в мире. 

День торжественного открытия возрождённой Поневежской иешивы был назначен на 10 июня 1953 года, в годовщину прихода нацистов в Литву по еврейскому календарю. 

В этой йешиве, впоследствии ставшей одной из наиболее престижных и влиятельных в еврейском религиозном мире, были обучены и выращены тысячи знатоков Торы. Большая часть руководителей современных йешив так называемого "литовского направления" получили образование именно в её стенах. 

Кроме йешивы рав Каханеман основал в Бней-Браке детские интернаты для сирот и детей из бедных семей. Особое внимание он уделял детям, родители которых погибли от рук нацистов. 

Следует сказать, что именно Поневежскому раву принадлежит особая заслуга в духовном спасении детей, оставшихся в живых после Катастрофы. По окончанию Второй мировой войны в монастырях находились сотни, или даже тысячи еврейских детей, куда они были помещены родителями для их физического спасения накануне гибели. Боль произошедшего и беспокойство о еврейских душах, заключённых в стенах католических монастырей, не давала раву Каханеману покоя, и он был полон решимости, чтобы спасти как можно больше из них. 

Но как можно распознать среди множества детей - евреев? Что можно сделать? Рав Йосеф Шломо нашёл спасительный выход из положения: приезжая в монастыри, он, в сопровождении американских военных, и, преодолев сопротивление настоятелей, утверждавших, что еврейских детей у них нет, заходил к детям вечером, когда они уже были в кроватях. Тут рав громко произносил слова главной еврейской молитвы, которую знал каждый ребёнок - "Шма Исраэль, Ад-най Элогейну, Ад-най Эхад!" ("Слушай, Израиль! Всевышний - наш Господин, Всевышний - Един!"). Еврейские дети, услышав слова, которые сопровождали их с самых первых дней, откликались на них и, понимая, что перед ними еврей, который приехал спасти их, с плачем бежали к нему. Дети, следует заметить, должны были быть выкуплены. 

Деятельность рава Йосефа Шломо по спасению детей Холокоста продолжалась и на земле Израиля. Он основал детские дома для сирот, а также сыграл важную роль в истории с "детьми Тегерана" – детьми, которые сумели переправиться из Европы, захваченной нацистами, в Тегеран. Рав Каханеман приложил много усилий для передачи части этих детей на воспитание в религиозные семьи, согласно последней воле их родителей, и вопреки позиции израильского истеблишмента. 

В стремлении увековечить память Катастрофы литовского еврейства, рав Каханеман начал строительство музея, "Шатра Святых" (Oheль Кедошим), рядом с йешивой. Однако Хазон Иш объяснил ему, что правильный способ утвердить нашу победу над силами зла состоит в другом – создании ещё одной йешивы. В ходе строительства еврейский рабочий-строитель погиб, и проект был остановлен. На протяжении десятилетий здание стояло пустым и недостроенным, пока несколько лет назад в нём не был устроен колель (йешива для женатых мужчин) для Поневежской йешивы.  

Одна из наиболее широко известных историй о раве Каханемане связана с его поездкой в Рим. Во время поездки рав Йосеф Шломо, вызвав недоумение сопровождающего, всё время бормотал про себя: "Я должен покончить с ним, раз и навсегда". Его товарищ был поражен – он никак не ожидал услышать такие слова от великого Поневежского рава, известного своими исключительными моральными качествами. 

И вот, когда они достигли Арки Тита - торжественной триумфальной арки, возведенной в честь победы римского императора Тита в Иудейской войне и взятии Иерусалима, рав Йосеф Шломо попросил своего спутника остановить автомобиль. Затем он вышел, и встал, глядя на арку, на которой было выгравировано изображение золотого семисвечника – Меноры. Тогда рав Каханеман крикнул громким голосом: "Тит, Тит, более тысячи лет назад ты хотел полностью разрушить и уничтожить еврейский народ, так, что от нас не останется никаких следов. А теперь посмотрим – Тит, кто помнит твоё имя сегодня? Если я остановлю любого из проходящих детей и спрошу его - "Кто такой Тит?" - ни один ребенок не будет в состоянии ответить. Что же осталось от твоего наследия? Кто увековечивает его сегодня? И вот я, кого ты хотел уничтожить, приехал сюда из города Бней-Брак в Эрец Исраэль. Что ты можешь ответить мне, узнав о сотнях юношей, обучающихся в моей йешиве? И о многих других, кто учится в других йешивах? Ты сказал - «Иегуда не поднимется снова", а я говорю тебе: "Иегуда расцветёт еще больше"... 

В отличие от многих представителей ортодоксального еврейства, рав Каханеман был известен поддержкой государства Израиль. В праздник Дня Независимости по его распоряжению на здании Поневежской йешивы ежегодно вывешивался израильский флаг. В этот день он также воздерживался от чтения Тахануна – ежедневной молитвы, содержащей просьбу о милости Всевышнего, которую не читают в праздники. Когда его спросили, почему же в таком случае он воздерживается от чтения в этот день Аллеля ("Прославления Творца"), молитвы, которую читают в праздничные дни, он отшутился, что он в этом деле следует примеру Давида Бен-Гуриона, президента Израиля, который в этой день тоже не читает ни Аллель, ни Таханун. 

Отношение рава Каханемана к еврейскому государству не было однозначным. С одной стороны, он был рад его созданию, но с другой – был сильно опечален деятельностью светских властей, управляющих государством. 

Рав Йосеф Шломо Каханеман умер в 1969 году. Он был похоронен на кладбище Зихрон Меир в Бней-Браке. Его учение частично сохранилось в трех томах "Диврей Рав» ("Слова Рава"), изданных после его смерти. Его сын, рав Авраам Каханеман, стал после него руководителем Поневежской йешивы. Cейчас йешивой руководит его внук рав Элиэзер Каханеман. 

Рав Йосеф Шломо, Поневежский Ребе, был человеком, который видел еврейский мир предвоенной Литвы во всём его великолепии, и он же был свидетелем его полной гибели в годы Холокоста. Страдания не сломали его, но лишь укрепили в нём стремление возродить разрушенный мир Торы, на этот раз - на святой земле Эрец Исраэль. Чему он и посвятил, преодолев боль утраты, всю свою жизнь.