Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Размещаем в нашем разделе открытое письмо профессора Иерусалимского университета М.Я.Амусьи — российскому писателю М.Веллеру, написанное в ответ на «декларацию» Веллера, порочащую, «списком», без разбора, имена деятелей российской культуры.

Чтобы посетителям сайта сразу было понятно, о чем идет речь в письме Амусьм, предваряем его публикацию текста этой «декларации»…

Вектор культуриш

Михаил Веллер, 
писатель, философ

Если такой танцор, как Николай Цискаридзе. Может в порядке трудоустройства занять место ректора Вагановского училища, с которого ради него тут же и в его присутствии выкинули действующего ректора, любимого учениками и отдавшего Вагановке жизнь.

Если такой дирижер, как Валерий Гергиев. С одиозным деспотизмом подминает под себя все, до чего удается дотянуться.

Если такой режиссер. Каким Никита Михалков был в тридцать лет. Обретает прозвище Никиты-бесогона и способен бить ногой в лицо человека, которого охранники гнут к полу, заломив руки, и сохраняет после этого рукопожатность.

Если такой актер, как Михаил Боярский. Лучший д,Артаньян на киноэкране – становится доверенным лицом просроченного президента на заведомо грязных выборах, продолжающих вести страну в пропасть третьего мира.

Если такой писатель, как Даниил Гранин. Устойчиво процветает при всех режимах, партсекретарях и губернаторах, от Хрущева и Толстикова до Путина и Полтавченко, неизменно награждаясь за честь и достоинство.

Если такие певцы, как Пугачева и Киркоров. Рекламно венчаются в храмах вплоть до Иерусалимского, принимая подарки и поздравления корпорации, и все знают.

Если эти люди есть по заслугам знаковые фигуры современной русской культуры.

То дерьмо мы народ. И так нам и надо. И имеем то правительство, которого заслуживаем. И в конце тоннеля – не то расстрельная стенка, не то свечение болотного газа над обрывом. И провались оно все пропадом. Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру – тогда скоро не будет вообще ничего.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПИСАТЕЛЮ МИХАИЛУ ВЕЛЛЕРУ

М. Я. Амусья,
профессор физики

Господин Веллер!

Как правило, я с интересом слушаю Ваши комментарии по радио, и до недавнего времени полностью доверял им, поскольку, иногда проверяя, убеждался в том, что, не зная вопроса, Вы воздерживаетесь от высказывания мнения. Было приятно, что Ваши доводы убедительны и с ними, на основании жизненного опыта и собственных конкретных знаний, легко соглашаться.

Обсуждение того, в какой мере мастера культуры соответствуют своему общественному предназначению, придерживаются высоких моральных принципов в столь меркантильное время, как наше – важнейшая тема, вполне заслуживающая внимания столь критически мыслящего человека, как Вы. Разумеется, обсуждая подобный вопрос, не следует лукавить, и конкретную резкую критику заменять общими словами о «неких деятелях». В то же время, выбор анти-героев должен быть очень аккуратен и точен.

Спроси меня об этом кто-то заранее, я бы сказал, что подобная тема Веллеру по плечу. Однако Ваше недавнее заявление «Вектор культуриш», гуляющее по интернету, резко изменило моё мнение о Вас. Был бы рад узнать, что этот короткий памфлет принадлежит целиком или, по меньшей мере, частично – не М. Веллеру, а какому-то безвестному и безответственному человеку. Понимаю, что это не так, и испытываю боль разочарования в вас.

Поясню резкость своего утверждения. В обсуждаемом тексте написано, опуская весьма видные фигуры, мне, однако, лично не знакомые: «Если такой писатель, как Даниил Гранин. Устойчиво процветает при всех режимах, партсекретарях и губернаторах, от Хрущева и Толстикова до Путина и Полтавченко, неизменно награждаясь за честь и достоинство. …Если эти люди есть по заслугам знаковые фигуры современной русской культуры.

То дерьмо мы народ. И так нам и надо. И имеем то правительство, которого заслуживаем. И в конце тоннеля – не то расстрельная стенка, не то свечение болотного газа над обрывом. И провались оно все пропадом. Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру – тогда скоро не будет вообще ничего».

Знаки препинания сохранил ваши, г-н Веллер.

Я точно не знаю – какой лично вы - народ. Мне кажется, что здесь «мы» – неуместно. Не останавливаюсь на литературном уровне «Вектора культуриш» - он лишь показывает, что имевшие место довольно давно промедления с приёмом Вас в Союз писателей, равно как и моё разочарование Вашей повестью «Легенды Невского проспекта», не случайны. Не буду разбирать Вашу философскую концепцию энергоэволюционизма, которая с точки зрения научного работника-физика, просто не выдерживает никакой критики. Но те комплименты, с которых начал, вполне заслуженно, на мой взгляд, относятся к Веллеру–журналисту, не адресованы писателю или философу. Речь же здесь я веду о Вас как об авторе конкретного текста не столько литературного и морализующего, сколько пасквильно-гротескного.

Я массу лет знаю писателя Гранина. Уже задолго до личного знакомства читал его книги, которые на меня и моих коллег-физиков произвели сильное впечатление и оказали очень большое влияние, запомнившись на долгие годы. Важными вехами для научных работников, и не только их, стал и ряд последующих работ Гранина, в частности, повести о Тимофееве-Ресовском и Любищеве. Отец моей жены был с ним вместе на фронте, и дружил после войны до конца своих дней.

Гражданская позиция Гранина всегда была достойной, и демонстрировалась им весьма открыто, во всяком случае на пределе, или даже за ним, возможностей того тяжёлого времени, на который в основном приходится его жизнь. Стоит вспомнить, например, историю публикации «Блокадной книги», написанной Адамовичем и Граниным. Можно привести и ряд других примеров.

Гранина не удалось «прикупить» и в «новые времена» ни шикарной квартирой, ни огромной дачей, ни машиной «от начальства». Квартира и дача Гранина относятся к далёкому докапиталистическому периоду СССР, да и тогда были весьма далеки от роскоши. А «прикупить» такого человека, как Гранин, убеждён, да и просто знаю об этом, сегодня хотели бы практически все ведущие партии. Мы с Вами лично не знакомы, но я был бы приятно удивлён, узнав, что в быту и Вы, г-н Веллер, столь же скромны.

Не покупаем Гранин и наградами. Такому компетентному в столь многих вопросах человеку, как Вы, следовало бы обратить внимание на тот факт, что высшую награду России он не поехал получать в Москву, и она была вручена президентом Медведевым в Петербурге. Не стоял и не стоит Гранин в стороне и от современных громких общественно резонансных дел. Так, например, Вы могли бы заметить его, с тремя другими соавторами, письмо в защиту Ходорковского. Здесь к месту было бы упомянуть много разных коллизий, которые прошли (точнее – Вы их прогнали!) мимо Вашего внимания. Например, не знаю, носите ли Вы свой орден, но многочисленные награды Гранина, и военные и гражданские, я на нём не видел никогда. Кстати, сам по себе факт получения наград от власти не обязательно и не всегда есть свидетельство конформизма. Скажем, государственные премии ордена получали не только привластные блюдолизы, но и действительно крупные учёные, писатели, композиторы, режиссёры, актёры.

Обращу Ваше внимание и на то, что, откажись в своё время А. Д. Сахаров от академических регалий и наград, вряд ли стал бы он впоследствии столь известной и важной фигурой советского диссидентского движения. Без этих прошлых официальных регалий, от которых Сахаров сам никогда не отказывался, его протест не был бы услышан буквально во всём мире.

Стоит, в связи с проблемой моральных ценностей общества упомянуть и те книги Гранина, которые появляются в последние годы, равно как и его выступления в СМИ. Читая их, видишь, сколь далеки они от апологетики власти. В то же время, в них видна определённая, понятная, я бы сказал, эволюция Гранина-человека. Считаю, как и множество других людей, что Гранин в лучшем смысле слова знаковая фигура российского общества.

Если бы каждый интеллигент России, в своей системе координат, т.е. с поправкой на способности и общественную значимость, сделал бы для общества столько полезного, сколько сделал писатель Гранин – за нравственный климат в среде российской интеллигенции, да и, пожалуй, общества в целом, не приходилось бы беспокоиться. Можно было бы сказать, следуя за поэтом:

Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

 

Обдумывая причины вашей абсолютной к Гранину явной предвзятости и необъективности, допускаю, что возможно когда-то он не оценил ваши литературные способности. Мне это неизвестно, поскольку о Вас с ним никогда не говорил. Но, независимо от личных обид, если таковые и есть, прискорбно, что Вы, вполне прощающий себе комсомольские шалости, не постеснялись так писать о достойнейшем человеке и интересном, крупном, на взгляд очень многих, писателе, которому 95 лет, т.е. примерно на тридцать лет больше, чем Вам.

Это неуважение к преклонным годам, общеизвестным заслугам вместе с явной неправдой, тиражируемой столь широко, заставляет меня серьёзно пересмотреть своё отношение к Вам. Постараюсь распространить своё письмо по возможности широко.

Конечно, публично и в письменной форме принесённое извинение кое-что могло бы исправить. Известно, что повинную голову меч не сечёт. Но сомневаюсь, что у Вас хватит гражданского мужества на такой шаг. Был бы, однако, рад ошибиться.

Иерусалим