Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


New Page 1

Однажды 1 апреля в одной из французских газет появилось объявление: «Завтра состоится распродажа пластинок с записью спектаклей Марселя Марсо». Наутро в соответствующих магазинах выстроились очереди желающих купить пластинку великого артиста, запечатлевшую искусство тишины…

ПОЭТ ТИШИНЫ

Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в еврейской семье. Назвали его Исер, но для друзей он был Маркел (во французском варианте — Марсель).

О своей матери он рассказывал: «Моя мать родилась недалеко от Коломыи, — рассказывал Марсель. — Точнее — в Яблуневе (Ивано-Франковская область). Звали ее Ханся, по-французски говорили — Шансья, девичья фамилия — Верберг... Когда ей исполнилось восемь лет, семья переехала в Эльзас, который тогда принадлежал Германии. Именно там мама повстречалась с моим отцом. А вот я уже родился в Страсбурге, когда тот опять стал французским. Вот такая судьба!».

Когда мальчику исполнилось пятнадцать, семье пришлось бежать уже от немцев. Отцу (он был шохетом, то есть — резником) спастись не удалось. Он погиб в Освенциме. Марсель и его брат Ален избежали депортации, взяв себе для поддельных паспортов фамилию наполеоновского генерала — Марсо.

«Страсбург опустел, — вспоминал актер. — Мои родители вместе со мной отправились на юг Франции. Я понимал, что война ужасна, и мы это ощутили на себе. Но в семнадцать лет я пошел в Сопротивление, а после освобождения Парижа — вступил во Французскую национальную армию».

Марселю было двадцать лет, когда он, благодаря уникальному дару — мгновенно менять выражение лица и походку — переправил в Швейцарию и спас более семидесяти еврейских детей. С риском для жизни он проходил мимо постового, а тот всякий раз принимал его за другого человека.

В 1944 году вместе с американскими солдатами юноша воевал за освобождение Франции, служил переводчиком генерала де Голля. В перерывах между сражениями он выступал перед воинами. Артист хорошо помнил свое первое большое выступление: «Когда боевые действия закончились, — рассказывал он, — я показал несколько пантомимических номеров трем тысячам американских солдат. Тогда же появилась и первая рецензия в газете «Старз энд страйпс».

Так началась его профессиональная карьера.

«Мой друг спросил меня: «Что ты будешь делать после войны?». Я ответил: «Заниматься пантомимой. Я чувствую, что в пантомиме мое призвание».

Он посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссера Шарля Дюллена и актера Этьена Декру (именно Декру обучил Марсо искусству пантомимы).

Марсо получил всемирную известность, создав в 1947 году образ Бипа — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе. В ответ на вопрос о поисках образа «маленького человека», мим сказал, что придумал этого персонажа по воспоминаниям детства.

Критики нередко отмечали, что в истинном французе Марсо всегда оставалось что-то от маленького еврейского мальчика, выросшего в Страсбурге.

В 1949 году Марсо собрал труппу «Содружество мимов» — единственный в то время театр пантомимы в мире. Он работал с ним до 1960 года. Отдельные сценки Марсо складывал в спектакли. В качестве продюсера, режиссера и актера он вместе со своей труппой создал 26 драматических пантомим. В их числе — «Пьеро с Монмартра», «Три парика», «Ломбард», «14 июля», «Волк Цу-Ку-Ми», «Париж плачет, Париж смеется» и «Дон Жуан» (по мотивам пьесы Тирсо де Молины). Была среди этих пантомим и «Шинель» (по Н.В. Гоголю).

После 1960 года Марсо выступал с сольными концертами мимических миниатюр и занимался педагогической деятельностью.

Несколько раз артист приезжал в Советский Союз и, как это часто бывало с деятелями культуры, прорывавшимися сквозь железный занавес, оказал огромное влияние на местные умы. Ему стали подражать. Своим главным учителем считал его известный не только в России, но и за рубежом, талантливый российский мим Борис Амарантов. Созданный им образ «Ке-ля-ля» во многом напоминал «Бипа». Марсо восторженно отзывался об Амарантове и приглашал его в свой театр… А  молодой тогда артист Сергей Юрский в одном из спектаклей БДТ, воспользовавшись пластическим стилем Марселя Марсо, воплотил образ Адама.

Природа щедро одарила Марселя Марсо разнообразными художественными способностями.

«Я долго сомневался, кем стать — мимом или художником, — признавался Марсо. — Часы отдыха я провожу за мольбертом. В свое время написал книгу «История Бипа», которую сам проиллюстрировал. Она была переведена на семь языков».

Среди его публикаций — книги рисунков и сочиненных им стихов с авторскими иллюстрациями, включая «Балладу о Париже и мире», «Фантазии Бипа», «Пимпорелло» и «Третий глаз».

Великий Марсо вдохновил многих артистов и воспитал множество учеников. С особой нежностью он относился к израильским артистам — миму Ханоху Розену и киноактеру Шайке Офиру, которые учились у мастера в Париже. Кроме того, с Израилем Марсо связывали и родственные отношения: много лет назад на Землю Обетованную приехала из Германии двоюродная сестра Марселя. В Израиле она родила дочь, которая стала впоследствии одной из самых известных израильских певиц — Ярденну Харази.

На вопрос о том, отозвалось ли каким-то образом на его жизни еврейское происхождение, Марсель Марсо отвечал: «Ребенком я сталкивался с антисемитизмом. Во время оккупации Франции моего отца депортировали и отправили в Освенцим, как многих тысяч евреев, среди которых могли быть Эйнштейны, будущие создатели лекарств от рака и СПИДа. В 1944 году мой отец погиб в концлагере, и я оплакиваю его. Для мира он — один из миллионов безымянных страдальцев, замученных нацистами. А для меня — человек, которому я посвятил всю свою деятельность».

Марсель Марсо скончался в Париже 23 сентября 2007 года в возрасте 84 лет. Один из некрологов, опубликованный французским изданием «20 minutes», был озаглавлен «Марсо молчалив, как никогда»…

Использованы материалы сайтов: http://news.liga.net/, http://www.lechaim.ru, http://www.lenta.ru, ru.wikipedia.org/