Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Его называют

— Надо обязательно улыбаться друг другу, — говорит Владимир Винокур. — Человек с улыбкой приносит радость окружающим… Надо уметь смеяться над собой. И не бояться этого... Это и есть здоровый юмор. Надо обязательно смотреть на себя со стороны. И улыбаться… Я — клоун, шут гороховый. И это — почетное звание…

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ — ШУТ…

Есть такие люди, которые рождаются клоунами. И вовсе необязательно при этом, что местом их работы становится цирковая арена. «Клоун» — это определенная категория людей, которым нравится, когда все вокруг весело смеются. Клоун не может быть злым или подлым. С ним весело, с ним — не страшно.

Один из самых обаятельных и привлекательных артистов эстрады, человек с таким большим чувством юмора, что его уже много лет хватает миллионам зрителей — Владимир Винокур. Это имя, уже само по себе, вызывает улыбку — как будто речь идет о давно знакомом, близком человеке.

Владимир Натанович Винокур родился 31 марта 1948 года в городе Курске. С ранних лет Володе нравилось петь. Он закрывался в комнате и пел. Пел хорошо. В школе участвовал в художественной самодеятельности. Увидев тягу мальчика к сцене, мать записала его в хор Дома пионеров.

В 1963 году Винокур поступил в Курский строительный техникум (окончил учебу в нем в 1967 году). Но мечты о сцене не покидали его. По вечерам он учился в курском музыкальном училище. На дирижерско-хоровом отделении. Потом — первая попытка поступить в московский театральный институт (ГИТИС). Документа о законченном среднем образовании он в тот момент еще не получил (защита диплома должна была состояться лишь осенью). Успешно пройдя все три вокальных тура, он вынужден был отступить — до экзаменов его без «бумажки» не допустили.

В 1967 году Владимира призвали в армию. А в 1969-м, незадолго до демобилизации, он снова подал документы в ГИТИС. На этот раз Владимира зачислили на первый курс.

С 1973 года Винокур, еще студентом ГИТИСа, целых два сезона проработал в цирке на Цветном бульваре. Когда он был на четвертом курсе, главный режиссер Московского театра оперетты, Георгий Павлович Анисимов пригласил его на одну из ролей в спектакле, над которым он тогда работал. В результате В.Винокур задержался в театре оперетты на два года и играл во многих спектаклях.

В 1975 году, услышав Владимира, известный пианист Михаил Банк, посоветовал ему попробовать свои силы в эстраде. По его же рекомендации, руководитель очень популярного в те годы ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов приглашает Винокура участвовать в своей новой программе. На концертах он начинает выступать с пародиями на известных певцов и артистов.

Мечта о сольных концертах становится реальностью в 1977 году, после победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады. В.Винокур переходит на работу в «Москонцерт», где его «записывают в солисты». Он с большим успехом выступает в Театре эстрады, в концертном зале «Россия» и на прочих концертных площадках Москвы. Вместе с «асами» советской эстрады — И.Кобзоном, Л.Лещенко, А.Райкиным, Л.Зыкиной, М.Магомаевым и т.п. — принимает участие в торжественном концерте, посвященном 60-летию образования СССР, который проходит в Кремлевском Дворце съездов. После этого концерта В.Винокуру дают «зеленый свет». Он получает приглашения на праздники и торжественные мероприятия. Вскоре он начинает гастролировать — едет с сольными концертами в Болгарию, Чехословакию, США, Мексику, Бельгию, Германию…

— В моей жизни были такие случаи, — рассказывает о себе Винокур, — которые заставили меня поверить в то, что все, что происходит с нами — не «просто так». К примеру, много лет назад теплоход «Адмирал Нахимов» по пути из Новороссийска в Сочи столкнулся с сухогрузом и затонул неподалеку от берега. Погибли сотни людей. Я должен был плыть этим рейсом. Но местные новороссийские ребята, пригласившие наш коллектив на шашлык, уговорили меня плыть вместе с ними утром, морским трамвайчиком. А поутру мы услышали жуткую новость.

— В 1992 г. в Германии, — продолжает артист, — попал в автокатастрофу. Погибли два моих приятеля. Мне повезло, но из-за травм почти год я был прикован к постели. Ноги стали тонкие, как руки, болтались, как плети. Надо было наращивать мышечную массу. Свои ночные тренировки в госпитале называл — «гестапо». А когда стала слушаться одна нога, затем другая, через боль удалось сделать первый шажок, догадался, что такое настоящее человеческое счастье...

В 1989 году Владимир Винокур создает собственный театр пародий, которым руководит и по сей день. В конце 1990-х году его театр стал — государственным, а сам Винокур получил звание — «народного».

У Владимира Винокура необычное хобби — он «любит худеть». А еще увлекается стрельбой из спортивного лука.

— Мой дедушка, мамин отец, — вспоминает Винокур, — был артистом еврейского театра. Очень талантливый был человек, комедийный актер, пел хорошо. Бабушка тоже работала в театре, она была «травести» — играла мальчишек. Простые родители отца — дед со стороны отца был неграмотным и работал председателем артели слепых — и интеллигентные родители мамы дружили. Их связывала принадлежность к еврейскому народу, приверженность нашей традиции. Мои родители и бабушка с дедушкой, чтобы скрыть что-то от детей, говорили на идише. Конечно, я жалею, что не знаю языка. Что-то понимаю, но это больше — потому, что когда-то в школе учил немецкий. Брату повезло — он застал в живых прабабушку. Она была набожная женщина, читала Тору, молилась. Соблюдала традиции и наша бабушка, по пятницам обязательно зажигала свечи… В Израиле у меня много родных — сестра мамы, ее дети и внуки. Папины родственники живут там давным-давно, с 70-х годов. Они пережили все войны и катаклизмы, выпавшие на долю этой страны. Приезжая в Израиль, всегда удивляюсь, когда вижу роскошные овощи и фрукты. Народ Израиля — героический: не просто трудится, но трудится, постоянно находясь в состоянии войны…

Владимир Винокур — серьезный, принципиальный человек. И звание «клоун», которое он сам себе пожаловал и ценит выше «официального», означает для него — приверженность главному принципу: людям в наше время не хватает радости, добра; дать публике заряд доброты, человеческого тепла и возможность посмеяться, развлечься, отдохнуть — вот задача, достойная артиста-сатирика. «Смех, — говорит он, — универсальное бодрящее средство, которое необходимо всем и всегда».

Он — далек от политики. Его персонажи всякий раз — узнаваемы. И это — «простой народ российской улицы», люди, с которыми неоднократно сталкивался каждый из нас. А, может, это — мы сами?.. Внимательный глаз актера улавливает характерные черты — в манере одеваться, двигаться, говорить, в «специфическом лексиконе». Потом, выходя на сцену, он доводит их до гротеска. И мы с удовольствием, совершенно искренне смеемся над собой…

В его пародиях отсутствует «едкая злость», его шутки — необидны, напротив — неизменно добры и смешны. Но все же заставляют нас задуматься, как и чем мы живем.

Вот, к примеру, одна из них.

Встречаются два друга. Один спрашивает другого:

— Фима, ты, говорят, женился?

— Да.

— Удачно?

— Нет… Окна во двор…

Владимир Винокур любит называть себя клоуном. Хотя на традиционного представителя этого жанра импозантный седовласый мужчина совсем не похож. Впрочем, настоящему клоуну, «шуту по натуре», ярко-красный нос «картошкой» — и ни к чему. Этот «шутовской» образ позволяет ему раскрывать разные грани своего таланта — на сцене он исполняет «драматические роли», танцует и поет. Этот образ позволяет ему во всей полноте выразить свое творческое и человеческое кредо — «Улыбайтесь! Приносите радость окружающим»…

Предлагаем также прочесть размещенный на сайте материал — Яаков Д. Хомник. «Он дарил людям надежду» (в разделе «Культура», 2003 г.).

Использованы материалы сайтов: sem40.ru; peoples.ru; vinokur.ru..aif.ru