Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

В любой стране мира каждый ее гражданин имеет перед своим государством регламентированные законодательством, определенные обязательства, не позволяющие ему действовать против интересов сограждан. С этой точки зрения Израиль — уникальная страна…

ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Бренда Газзар

На ежегодные, проходящие в конце лета исламские саммиты в Израиле со всей страны собираются тысячи верующих. Чтобы отметить «дату перелета пророка Мухаммеда к дальней мечети и его вознесение на небо на крылатом коне». Однако «историческая дата» — лишь повод для проведения данного мероприятия. Его атмосфера и в этом (2008) году, как всегда, была пропитана политикой.

Дети размахивали исламскими зелеными флагами, молодые женщины в хиджабах
(традиционный исламский женский головной платок) продавали большие карты «Палестина до накбы (в переводе с арабского — «катастрофа»; так палестинцы воспринимают создание еврейского государства в 1948 году)». Шейхи и политики выступали с речами, призывая присутствующих поддержать «палестинских братьев» на территориях, всеми силами защищать мечеть Аль Акса и бороться за равные права для арабов, граждан Израиля.
В своей страстной речи основатель исламского движения шейх Абдалла Нимр Дарвиш подчеркнул, что палестинцы, живущие на «территориях», имеют право решить для себя, какой путь они выберут: путь сопротивления, в поддержку Хамаса, или путь «переговоров», который предлагает им Фатх.

— Конфликт между Хамасом и Фатхом имеет достаточно простое решение, — сказал, в частности, шейх Абдалла Нимр Дарвиш. — Это проведение выборов. И пусть палестинцы сами, со всей ответственностью, решат, на чьей они стороне. За Абу Мазена (президент Палестинской автономии и председатель движения Фатх, известный под именем Махмуд Аббас) они или за Хамас.

Как южное, так и более радикальное северное крыло Исламского движения, наряду с политической деятельностью, активно работают в социальной сфере, стремясь заполнить тот вакуум, который образовался потому, что израильские официальные лица не делают ничего, чтобы арабское население страны ощущало себя гражданами Израиля.

— Чтобы привлечь к себе израильских арабов, — разъясняет профессор Еврейского университета в Иерусалиме (факультет по изучению ислама и Ближнего Востока) Ицхак Рейтер, — активисты исламского движения в Израиле пользуются любыми, доступными им методами, от предоставления медицинских услуг, организации религиозных служб до спонсирования футбольных команд. Если правительство страны не дает достаточно денег на спорт и строительство спортивных сооружений, они тут же предоставляют на это средства доноров. И люди идут за ними, особенно те, у кого не хватает денег, чтобы платить за медицинское обслуживание или за занятия в спортивных секциях.

В Умм эль-Фахм (арабский город на севере Израиля) северное крыло Исламского движения помогает построить первую в городе больницу — большое пятиэтажное здание, медицинские услуги в котором будут предоставляться не только жителям этого города, но и населению арабских деревень в округе.
В Умм эль-Фахм — около 45-ти тысяч жителей, и ближайшие от него больницы находятся в 25 минутах езды, в Афуле и Хадере.

— Если правительство не строит здесь больницу, — рассказывает житель Умм эль-Фахма, директор находящегося в Нацерете Дирасата (арабского Центра по законодательству и политике) Юсеф Джабарин, — на помощь приходят представители Исламского движения. Они находят средства на строительство, и это, несомненно, повышает их авторитет в арабской среде.

Деятели Исламского движения создали Центр срочной круглосуточной медицинской помощи. А теперь предоставляют финансовую поддержку строительству нового торгового центра в городе.
В 1996 году Исламское движение в Израиле разделилось надвое, образовав две секции: южную, возглавляемую шейхом Дарвишем из Кафр Кассема и более радикальную северную, лидером которой стал шейх Раед Сала из Умм эль-Фахма.

По словам профессора Рейтера, северное крыло не признает государство евреев, и, по идеологическим соображениям, выступает против участия арабов в выборах в Кнессет, активно участвуя в местных выборах.
В отличие от него, южное крыло, представленное в Кнессете депутатом Ибрагимом Сарсуром (объединённый арабский список — ТААЛ), полагает, что для достижения своих целей движение должно участвовать не только в национальных и местных, но и в общегосударственных выборах.

Начиная с 1988 года, северное крыло движения заняло главенствующие позиции в городском совете Умм эль-Фахма. Заместитель мэра Заки Игбария убежден, что это произошло благодаря обширной деятельности Исламского движения, которое охватывает теперь многие сферы — от реабилитационного лечения наркоманов до сбора средств для низкооплачиваемых учителей.

— Исламское движение нашло деньги на увеличение зарплаты учителям и на уборку улиц, — рассказывает Заки Игбария. — Оно поставило перед собой цель улучшить ситуацию в самых разных жизненных сферах, включая образование. Настолько, насколько это возможно. И, видя конкретные результаты их деятельности, люди начинают доверять им.

Это, казалось бы, подтверждает весьма распространенную в цивилизованном мире идею, что корень враждебности и конфликтов — в отсутствии социальных и материальных благ. Однако это не так. Согласно беспристрастной статистике, несмотря на все старания Исламского движения, его поддерживает лишь 20 процентов мусульман. Более того, за истекшее десятилетие число сторонников данного движения почти не увеличилось.

Дело в том, — считает профессор Рейтер, — что на «арабской улице» существует достаточно сильная политическая конкуренция. На относительно небольшом «политическом поле» за сферы влияния борются несколько арабских партий. В том числе, скажем, партия «Балад», возглавляемая бывшим членом Кнессета Азми Бишарой (который в прошлом, 2007 году, был официально обвинен в шпионаже и в пособничестве врагу во время вооруженных действий против Израиля).

Рассказывая об Исламском движении и партии Балад, Рейтер называет их «умеренными». Да, цель, которую они ставят перед собой — это создание на территории «Палестины», включая Израиль, арабского халифата. Но в противостоянии с евреями они, как утверждает профессор, пользуются в основном мирными методами, прекрасно понимая, что под крылом государства Израиль палестинским арабам живется гораздо лучше, чем их собратьям в арабских странах. Поэтому они стараются действовать в пределах дозволенного и не преступать границы израильских законов. А если их акции время от времени и противоречат интересам страны, в этом — немалая доля вины израильских властей, которые слишком часто «забывают» установить для своих граждан определенные, достаточно жесткие законодательные рамки.

К примеру, в какой-то момент лидеры северного крыла Исламского движения начали выделять финансовые «поощрения» семьям террористов-самоубийц, и делали это до тех пор, пока Израиль не объявил такую деятельность незаконной.

— Израиль — уникальная страна, — заключает профессор Ицхак Рейтер. — Она предназначалась евреям, но в ней живут и наши враги, которые хотят нас уничтожить. В погоне за имиджем «истинных демократов» члены израильского правительства делают вид, что не помнят об этом. И даже самые «умеренные» палестинские лидеры не упускают ни единой возможности использовать их «забывчивость», чтобы насаждать в среде израильских арабов анти-израильскую идеологию…

Jerusalem Post

Перевод с английского