Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

Израиль отстоял свое право на существование более пятидесяти лет назад. Несмотря на это, и сегодня находятся весьма настойчивые «критики», которые вновь и вновь атакуют саму идею создания государства Израиль…

 

ПРАВО НА СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО

Дор Голд и Джефф Гелмрейх

Самое, пожалуй, странное, что голоса критиков, ставящих под сомнение идею создания государства Израиль, раздаются не из Тегерана и не из Эр-Рияда. Эти «сомнения» сеют в умах мировой общественности европейские интеллектуалы и некоторые крайне левые американцы. Многие из них открыто требуют ликвидации Израиля, а взамен предлагают учредить двунациональное Палестино-Еврейское государство. Об этом пишут в газетах Гардиан (Англия) и Нью-Йоркское книжное обозрение (США). Новые антисионисты, как правило, прежде всего, говорят, что у евреев нет прав на суверенное государство, что еврейский «национализм», по сути своей - ничем неоправдан и несправедлив.

Любопытно, что эта кампания, столь серьезно занятая вопросами правомерности существования Израиля, не задается аналогичными вопросами относительно существования других 190 государств, входящих в состав ООН. Подобного пристального внимания не удостаиваются ни мини-государства Европы - от Лихтенштейна до Ватикана, ни многоплеменные государства Африки, многие из которых распадаются сами по себе. Не оспаривается право на существование стран ярко выраженного католического, протестантского или мусульманского толка.

Это исключительное внимание, сосредоточенное лишь на Израиле, невольно порождает вопрос об истинных мотивах «критиков». Майкл Гов, помощник редактора лондонской газеты Таймс, заметил в одной из своих статей: «Можно критиковать Израиль за те или иные действия, но говорить, что он не имеет право на существование - иное дело. Что за стандарты применяют к евреям?».

Небезынтересно также отметить, что, нападая на Израиль, никто даже словом не обмолвится о специфичности ситуации. «Атакующие» даже не берутся оценивать юридические или политические последствия создания государства Израиль для его нееврейского населения (в частности - для израильских арабов, которые являются равноправными гражданами страны). Игнорируют критики и особые исторические обстоятельства, которые привели к необходимости объявить Израиль государством евреев. Словом, все эти нападки на Израиль, не соотносясь ни с ценой, которую заплатили евреи за право иметь собственное государство, ни с уникальностью положения евреев в мире, не имеют под собой никакой реальной почвы. Это становится еще очевиднее, если проанализировать историю, закон и факты…

Права государств и права Израиля

Традиционно, в соответствии с международным законодательством, политическое формирование может получить статус государства, если соблюдены четыре условия:

1. Существование народа, претендующего на собственное государство.

2. Наличие территории, на которой можно создать государство.

3. Наличие органов управления народом.

4. Способность поддерживать отношения с другими странами.

Выступая в 1948 году за принятие Израиля в ООН, американский представитель напомнил Совету Безопасности, что Израиль - формирование, отвечающее всем этим четырем критериям. Сегодня, когда подвергается сомнению само право еврейского государства на существование, бросается в глаза горькая ирония сложившейся ситуации. Ведь еврейское государство существовало за тысячи лет до того, как были образованы большинство современных государств. И вот теперь подвергается сомнению связь еврейского народа с Землей Израиля. Как это понимать? Следует ли относить подобные измышления на счет невежества секулярных интеллектуальных кругов, не имеющих ни малейшего базисного представления об еврейской истории, или эти злобные выпады мотивированы вновь возрождающимся антисемитизмом?

Тут нечего и гадать. Полная необразованность «критиков» в области еврейской истории и уникальности еврейских корней - очевидна. А вкрапленный в нее антисемитизм придает ей агрессивную окраску.

Еврейская претензия на право суверенитета на земле Израиля (Эрец Исраэль) возникла в последнее столетие по трем основным причинам:

1. Это - не новое требование, но, скорее - подтверждение исторического права, о котором евреи никогда не забывали и от которого никогда не отказывались. Даже после разрушения еврейского государства в 1-м веке н.э., еврейский народ имел свои автономные политические и юридические институты. Династия Давида продолжала свое существование в Багдаде вплоть до 13 века. Сохранялась еврейская традиция, и все в ней, включая еврейские праздники и ежедневные молитвы, содержит идею возвращения в Сион. Таким образом, в течение долгих тысячелетий изгнания еврейские исторические права поддерживались в еврейском историческом самосознании.

2. Еврейский народ в диаспоре оказался в совершенно невыносимых условиях. Преследования и нападения антисемитов сменились в 12-м веке угрозой настоящего истребления, геноцида, и Катастрофа служит тому печальным доказательством. Вначале эта угроза сосредотачивалась в Европе, но вскоре распространилась и на весь Ближний Восток.

Арабские государства, получив независимость, стали смотреть на свои еврейские общины, существовавшие там многие столетия, как на европейских чужаков. Они систематически ущемляли евреев в самых элементарных человеческих правах, лишая еврейских граждан всякой защиты и даже конфискуя их имущество.

Со времен Дамасского кровавого навета 1840 года до погромов 1941 в Багдаде и без того неустойчивое еврейско-арабское сосуществование, рухнуло. И это случилось еще до основания государства Израиль. Опасность ярого, фанатичного антисемитизма сделала необходимым создание сильного еврейского государства, которое бы послужило евреям пристанищем. Евреи поняли, что они больше не могут позволить себе пребывать в состояние беспомощности и бесправия.

3. Постоянный рост ассимиляции неизбежно вел к исчезновению еврейских общин по всему миру. Еврейское государство, культура которого поддерживает уникальные обычаи еврейского народа, его традиции и ритуалы - наилучшая гарантией сохранения еврейства и рождения новой еврейской цивилизации, которая сможет внести свой вклад в мировое сообщество.

Исторический базис государства Израиль - нерушимая связь с Эрец Исраэль

Израиль - единственное из основанных в последнее столетие государств, легитимность которого была признана и Лигой Наций, и ООН. Мандат Лиги Наций, данный Израилю странами-победительницами Первой Мировой войны, еще не предоставлял еврейскому народу право на национальный дом в Палестине - он лишь подтвердил, что это право существовало ранее. Связь еврейского народа с его исторической родиной было известна и принята в предыдущем веке мировыми лидерами. Например, в 19-м веке - президентом США Джоном Адамсом, Наполеоном Бонапартом и министром иностранных дел Великобритании лордом Палмерстоном.

Организация Объединенных Наций, преемник Лиги Наций, сохранила эти права в параграфе номер 80 своего устава. Древняя, библейская связь евреев с землей Израиля - историческая аксиома. Наконец, представилась возможность узаконить эти исторически признанные права еврейского народа.

С 1517 года Эрец Исраэль находилась под властью Оттоманской империи. После поражения Оттоманской империи в войне с Британией в 1918 году, был подписан Севрский договор, согласно которому Турция потеряла суверенитет над всеми азиатским владениями, располагавшимися вне границ Турции. Образовавшийся вакуум создал благоприятную возможность для того, чтобы снова поднять вопрос об исторических правах евреев.

С времен поражения еврейского государства в войне с римлянами в 70 году н. э. и разрушения Иерусалимского Храма, еврейский народ никогда не терял связь с землей Израиля. На эту землю, кстати сказать, никогда не претендовал, кроме евреев, ни один народ, и никто не заявлял о намерении считать ее своей государственной территорией. Земля Израиля всегда оставалась в статусе отдаленной провинции крупных империй.

Известный историк Ближнего Востока, Бернард Льюис, писал:

«С конца древнего еврейского государства и до начала британского правления, территория, называемая сегодня Палестиной, не была страной и не имела границ, за исключением административных. Это были отдельные местные поселения, не всегда похожие друг на друга, внутри более крупного образования» (Bernard Lewis, "The Palestinians and the PLO, A Historical Approach," Commentary, January, 1975).

Евреи тем временем, не переставали претендовать на эту землю. Льюис замечает: «В течение столетий не прекращалось постоянное движение евреев в святую землю». В 135 году н. э., в результате поначалу успешного восстания Бар Кохбы против Римской империи, Иерусалим был вновь провозглашен столицей еврейского государства. Римский император Адриан собрал против повстанцев многочисленное войско, и восстание было подавлено. После этого евреям запретили селиться в Иерусалиме, и этот запрет действовал почти 500 лет. Лишь раз в год, 9-го Ава, им разрешалось приходить к развалинам Храма - на то месте, которое со временем получило название «Стена Плача».

Во времена правления императора Адриана римские власти переименовали Иудею в Палестину, надеясь этим стереть память о существовании на этой земле еврейского государства.

В этот период, еврейский центр переместился из Иудеи в Галилею, где были построены сотни синагог - от Средиземного моря до Голанских высот. В 4-м веке нашей эры, несмотря на катастрофические людские потери в период войн с Римом, евреи все еще составляли большинство населения Галилеи. В деревне Пекъин, расположенной в Верхней Галилее, постоянное еврейское присутствие сохранялось с эпохи Римской империи и до образования государства Израиль.

Поражение Восточной Римской империи (Византия) в войнах с персидскими армиями в 614 году нашей эры, позволило евреям снова захватить Иерусалим и сделать его своей столицей. Правда - ненадолго. Византийское правление было восстановлено, и евреев вынудили вновь покинуть Иерусалим - вплоть до окончательного поражения византийцев в 638 году н.э.. На этот раз они были повержены исламскими армиями калифа Омара, который вновь позволил евреям селиться в городе.

Эрец Исраэль вошла в состав преуспевающих мусульманских империй. Под исламским правлением евреи оказались в какой-то мере защищенными - в ту эпоху мусульмане чтили «народ книги». Тем не менее, им приходилось платить непомерные дискриминационные налоги (подушный и на землю). Тяжелейшее бремя налога на землю в течение первых веков исламского правления привело к постепенной утрате еврейского контроля над территориями Галилеи.

Крестоносцы, захватившие страну в 11 веке, развязали небывалую резню (особенно - в Иерусалиме), в результате которой многие евреи погибли. Но, несмотря на это, великий еврейский ученый и поэт раби Иегуда а-Леви (1075-1141 гг.), призывал евреев к массовой эмиграции в Эрец Исраэль.

Начало еврейского возрождения в Эрец Исраэль относится к 1187 году и связано с разгромом и изгнанием крестоносцев курдским мусульманским завоевателем Салах а-Дином. Он, как и калиф Омар, вновь позволил евреям селиться в Иерусалиме. Так, например, когда это стало безопасно, между 1209 и 1211 годами, триста раввинов приехали из Франции и Англии и поселились в Иерусалиме. К ним присоединились евреи из северной Африки и Египта. Выдающийся еврейский ученый Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.), приехавший в Иерусалим в 1267 году, основал здесь синагогу, которая по сей день стоит в Старом Городе.

В 13 веке еврейские семьи восстановили общину в Цфате. Этот город в 16 веке стал международным центром изучения Каббалы. Воодушевленные ростом еврейского населения, евреи вновь заявили о своих правах на Иерусалим. В 1428 году, обеспокоенный этими обстоятельствами, папа запретил морским капитанам перевозить евреев в Палестину. Евреи, тем не менее, несмотря на препятствия, продолжали возвращаться на свою Родину. Выдающийся комментатор Мишны, Овадия Бертанура, оставил в 1488 Италию и переселился в Иерусалим. Он похоронен у подножия Масличной горы.

Наплыв еврейских беженцев, спасавшихся от испанской инквизиции (1492 год) в Османскую империю, получившую в 1517 году контроль над Эрец Исраэль, привел к увеличению еврейского присутствия в Цфате, Хевроне и Тверии. Султан Сулейман Великолепный выделил своему португезскому еврейскому советнику, Дону Иосифу Наси земли в окрестностях этих поселений - для заселения евреями. Евреи стремились на свою Родину, в Землю Обетованную, задолго до появления современного политического сионизма. Продолжались потоки еврейской иммиграции из Йемена и Литвы. В 1809-1811 годах в Эрец Исраэль прибыли многие ученики Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века). В 1864 - за полстолетия до передачи прав на эту землю Британской империи, до провозглашения декларации Бальфура и до передачи Лигой Наций мандата на эту землю Британской империи, в Иерусалиме образовалось явное еврейское большинство.

(продолжение - 06.09.04)

 

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

 

аish.com

 

Дор Голд,

Дипломат, бывший представитель Израиля в ООН

 

Джефф Гелмрейх, журналист