Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Больше всего я зол на себя и на других евреев диаспоры

Многому можно научиться даже у лютых врагов...

УРОК, ПРЕПОДАННЫЙ НАЦИСТАМИ

Ави Шафран

В своей молитве царь Давид просил Всевышнего “Сделай меня мудрее моих врагов” (Теилим - Псалмы). Многие комментаторы прочитывают эту фразу иначе - “От врагов моих сделай меня мудрее”. То есть - “Дай мне способность учиться у врагов”.

Эта мысль пришла мне в голову, когда я знакомился с деталями меморандума, представленного международной организацией Агудат Израэль на конференции по материальным претензиям, предъявленным Германии.

Эта конференция была призвана осуществить контроль над возвращением и распределением фондов, образовавшихся от продажи собственности евреев, проживавших на территории Восточной Германии. Деньги были возвращены, но владельцами реализованного имущества - не востребованы. Поэтому была выработана общая формула распределения средств: 80% - на развитие институтов социальной и психологической помощи людям, пережившим Катастрофу; 20% - на посвященные Холокосту исследования и просветительство.

Наша организация внесла предложение: потратить часть денег из фондов (из тех 20-ти процентов, которые были выделены на исследования и просветительскую деятельность) - на воссоздание в Европе еврейских общин и образовательных институтов, которые во время войны были уничтожены нацистами и вновь отстроены в наши дни.

За послевоенные годы проделана огромная работа. Практически в каждой европейской стране восстановлены еврейские общины. Действуют синагоги, функционируют иешивы. Однако вся система еврейского образования нуждается в субсидиях, которые не так-то просто получить.

Сегодня мало кто знает, что значительная часть уничтоженных нацистами евреев были религиозными. По данным исследований историка д-ра Михаила Беренбаума, в прошлом возглавлявшего мемориальный музея Катастрофы в Соединенных Штатах, от 50-ти до 70-ти процентов жертв Катастрофы соблюдали еврейские традиции и были полноправными членами какой-либо из нескольких тысяч существовавших в довоенной Европе еврейских религиозных общин. В довоенной Европе насчитывали около 800 иешив для мальчиков и молодых людей и порядка 250 школ для девочек и молодых женщин.

“Сегодня образовательные и общинные еврейские учреждения, - записано в меморандуме, - больше всех в еврейской среде нуждаются в материальной помощи”.

Большое впечатление в содержании меморандума произвело на меня утверждение, что иешивы и общины Европы имеют, быть может, исключительное моральное право на определенную долю этих средств (из образованных фондов) - потому что “нацисты, поставив перед собой цель уничтожить евреев, прежде всего, стремились ликвидировать систему еврейского образования”.

Эта мысль, вероятно, покажется удивительной многим. В современном мире утвердилось мнение, что нацисты хотели уничтожить евреев - как нацию. В этом как будто бы и состояло “окончательное решение еврейского вопроса”. Причем же здесь иудаизм?

В действительности дело обстояло не совсем так. Существование такой нации - евреи - нацисты еще могли допустить. Преследуя евреев, они стремились стереть из памяти людской их веру.

И это подтверждено многими свидетельствами.

К примеру, в 1930-м году главный идеолог Гитлера, Альфред Розенберг писал: “Талмуд и Шульхан Арух - два столпа традиционного еврейского образования, которые олицетворяют злостный характер евреев”.

О том же весьма красноречиво свидетельствует и Указ высшего немецкого командования от 1940-го года (он, кстати, приведен в меморандуме Агудат Исраэль), в котором прямо сказано: “Запретить эмиграцию евреев из оккупированной Польши - чтобы не допустить в Соединенные Штаты наплыва раввинов, преподающих Талмуд...”. Такое распоряжение было продиктовано боязнью, что польские религиозные евреи смогут внести свою лепту в духовное возрождение американских евреев.

Жизнь продемонстрировала, что эти опасения и в самом деле не были беспочвенными. Религиозные евреи, которым удалось иммигрировать после войны, помогли возродить еврейскую жизнь во многих странах, восстановив общинные и образовательные институты.

Это - удивительный факт: нацисты усматривали в еврейской религиозной жизни и изучении Торы величайшую угрозу осуществлению их плана геноцида. Они, очевидно, хорошо понимали то, над чем нам, современным евреям, тоже неплохо было бы как следует задуматься: наше будущее как народа прямо зависит от того, что было сущностью нашего прошлого - нашей религиозной традиции.

Сегодня каждый еврей в определенном смысле - потенциальный мститель за смерть шести миллионов наших братьев. Наше отмщение не должно принять форму насилия. Это - возвышенное, несущее в себе высокий смысл отмщение. И заключается оно в величайшем триумфе над теми, кто надеялся нас уничтожить. Но оно включает в себя и обязательства нашим религиозным наследием - мы должны бережно лелеять и хранить то, что нацисты хотели у нас отнять.

Бесспорно, очень важно направить возвращенные фонды на цели образования и исследования. Но у этих фондов есть и другая, не менее важная цель - укрепление еврейских общин, всегда игравших значительную роль в еврейской преемственности.

Мы - в долгу перед нашими предками и потомками. И нам предстоит осознать, что существует иной уровень возвращения долга, который - выше плоскости, в которой можно чего-то достичь денежными ассигнованиями. Этот уровень - укрепление еврейского образа жизни. И это - посильная задача для каждого из нас.

Вот чему учат нас те, кто сравнительно недавно пытался построить мир без евреев, без еврейской традиции...

 

Ави Шафран, раввин

пресс-атташе еврейской организации Агудат Исраэль (США)