Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Мы все еще слышим эхо взрыва

Мы все еще слышим эхо взрыва, который унес жизни более двадцати человек... Каждый из нас способен повлиять на ситуацию...

 

НАДЕЮСЬ, ВЫ УСЛЫШАЛИ ЭХО ВЗРЫВА
 

Рав Эрик Куперсмит

Закончив телефонный разговор с коллегой из Лос-Анджелеса, я протянул руку, чтобы положить трубку на место. И в эту самую секунду раздался мощный звук взрыва. Ошибки быть не могло - где-то, совсем близко, взорвалась огромная бомба...

Я живу в иерусалимском районе Арзей а-Бира (в нашем же доме живет и рав Элиягу Эссас, руководитель «русского» отделения Эш а-Торы, редактор сайта every.com) - примерно в 100 метрах от места, где произошел этот взрыв.

Террорист-самоубийца вошел в переполненный автобус второго маршрута. Конечная остановка этого автобуса - в Старом городе. Именно «двойкой» обычно пользуются люди, возвращаясь домой после молитв у Западной Стены (Стены Плача). В этот вечер в автобусе оказалось особенно много детей - во время летних каникул дети из религиозных семей ездят к Западной Стене очень часто.

Сам я езжу в автобусе этого маршрута ежедневно, утром и вечером - колледж международной религиозной организации «Эш а-Тора», где я работаю, находится в Еврейском квартале Старого города. На этот раз Всевышний спас меня - в тот день я не работал.

Убедившись, что все мои дети - дома, сам не знаю почему и зачем, я побежал на место трагического происшествия. Вообще-то это не принято. Все мы, израильтяне, знаем: наши спасательные службы работают быстро, четко и слаженно - посторонние могут им только помешать. Но я, повинуясь какому-то безотчетному чувству, все же отправился туда...

На месте такой же трагедии, которая произошла в соседнем районе, в Бейт Исраэль, я был два года назад. Случилось это в субботу. Мой 14-летний сын ушел в синагогу. И вот прогремел взрыв, а он еще не вернулся. Обеспокоенный его отсутствием, я поспешил к эпицентру страшных событий - чтобы убедиться, что сына нет среди жертв.

...Никогда не забуду, как медик скорой помощи бежал к трехлетнему малышу, неподвижно лежащему на тротуаре. Взрывная волна отбросила ребенка далеко в сторону. Вот медик наклоняется над ним. Одно заученное движение, безнадежный взмах рукой... И он уже - в другой точке этой переполненной ужасом площадки. Торопится помочь тем, кому еще можно помочь.

Мой сын, слава Всевышнему, был цел и невредим...

На этот раз я приближался к страшному месту, боясь увидеть что-то подобное уже пережитому. Стараясь подавить в себе это ощущение, я надеялся, что мне тоже удастся кому-то помочь. На месте я оказался минуты через две после взрыва. Улица уже была запружена машинами скорой помощи и полицейскими, которые успели оцепить район трагедии. Нет, помощь моя не требовалась. Профессионалы знали свое дело. Мне оставалось - развернуться и уйти.

Меня охватило чувство унизительного бессилия. Неподалеку от меня лежали потерпевшие, но облегчить их страдания я не мог. Не мог я и остановить это безумие, которое на данном этапе приняло облик «Дорожной карты». Нам снова навязывают игру в «поддавки». Призывая весь мир бороться с террором, Соединенные Штаты, лишая нас возможности отстаивать безопасность граждан Израиля, продолжают толкать нас за стол переговоров, сегодня - с Махмудом Аббасом, который не стесняется публично заявлять, что не намерен разоружать боевиков террористических группировок. Что будет завтра? Завтра на месте Аббаса будет кто-нибудь другой. И опять - из тех, чьи руки обагрены кровью евреев...

Внезапно меня пронзила мысль, что и я способен сделать что-то, чтобы изменить ситуацию. Так же - как любой из нас. Подсказка пришла из далеких времен нашей, еврейской истории.

Перед завоеванием страны Кенаан, Иегошуа бин-Нун (преемник Моше Рабейну, возглавивший еврейский народ при вступлении в Эрец Исраэль) отправил туда двух разведчиков. Они чуть было не погибли - от смерти спасла их некая кенаанская женщина по имени Рахав. Рассказывают наши Учителя, что Рахав слышала о чудесном избавлении сынов Израиля из Египетского рабства, о том, как, вопреки законам природы, расступилось перед ними Красное море, а потом его воды снова сомкнулись, поглотив египтян. Слышала она о великом Всевышнем - покровителе еврейского народа. И поняла, что Он - Единственный, что только в Него надо верить. И приняла решение присоединиться к еврейскому народу, чтобы посвятить себя служению Творцу.

Однако в порочном безнравственном окружении Иерихо тех времен, Рахав не могла осуществить свое намерение. Такая возможность появилась у нее только 40 лет спустя, когда Всевышний привел еврейский народ к земле Кенаанской. Спасенные ею разведчики пообещали, что при завоевании Кенаана помогут ей и ее семье остаться в живых.

Так все и было. Рахав и ее семья спаслись. И она вскоре она вышла замуж за Иегошуа.

Спасение и брак Рахав с Иегошуа - награда Всевышнего за принятое ею за 40 лет до этого решение, - говорят Учителя.

Какой урок мы, в наши дни, извлекаем из этой истории.

Судьба Рахав показывает нам, что решения создают реальность. Конечно же, это - достаточно долгий процесс. Но, чтобы «запустить» его, надо взять на себя определенные обязательства. И Всевышний сдвинет горы, чтобы помочь нам.

Какие обязательства мы должны взять на себя?

Понятно, проще всего - смириться и констатировать, что ситуация безнадежна.

Но, прислушайтесь! Эхо взрыва, который унес жизни двадцати невинных людей, все еще грохочет в наших ушах. Оно, это эхо - сигнал, сообщение, которое посылают нам Небеса. А мы, каждый из нас, в ответ на это послание, должны принять твердое решение - остановить безумие, изменить ситуацию.

В Талмуде описываются бедствия, которые предстоит пережить еврейскому народу на заключительном этапе материалистической истории человечества. В конце этого описания есть фраза, смысл которой состоит в том, что нам не на кого рассчитывать, кроме Всевышнего.

Многие понимают эту фразу неправильно, ошибочно полагая, что одной лишь веры в Творца достаточно, чтобы выстоять в грядущих несчастьях, - говорит рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из крупнейших Учителей прошлых поколений; Польша - Эрец Исраэль, первая половина 20-го века). И объясняет: речь в этой фразе идет о кульминационном моменте страшных событий. Если в этот момент, находясь в беде, евреи будут говорить друг другу (в том числе - и себе) - «Положитесь на Всевышнего!» - это и будет для них самой большой бедой. Да, мы должны полагаться на Всевышнего, но этого недостаточно. Полагаясь на Творца, мы должны прислушаться и уловить Его послание, которое кроется за событиями. И, по крайней мере - принять решение что-то изменить.

Вы слышали эхо взрыва вчера вечером?

Надеюсь, вы действительно услышали его...

Перевод с английского

Оригинал опубликован на сайте организации Эш а-Тора

Рав Эрик Куперсмит,

административный директор организации