Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если провести статистический учет наиболее часто употребляемых в контексте ближневосточной проблемы слов

Если провести статистический учет наиболее часто употребляемых в контексте ближневосточной проблемы слов, слово “поселения” займет, наверное, одно из первых мест. Последние месяцы в США и Западной Европе “рейтинг” этого слова возрос до небес...
 

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТА

Джозеф Фара

Само звучание слова “поселения” наводит ужас. И не только на палестинских арабов. В первую очередь потому, что нам упорно вдалбливают в голову, что именно из-за них, поселений, возник конфликт. Нам постоянно объясняют, что именно из-за них арабы так “сердятся” на израильтян. Нам рассказывают, что поселения — концентрация зла, источник насилия, террора и вражды в регионе.

Приведу здесь “объективную” точку зрения, высказанную в одном из официальных выступлений совершенно незаинтересованным, казалось бы, лицом — послом США в Израиле Даниэлем Курцером, который, кстати сказать, был в прошлом послом в Египте, а также — одним из “архитекторов” с треском провалившегося “мирного процесса”. Обвиняя в этом провале Израиль, Курцер сформулировал свою позицию так: “Израильская поселенческая политика убивает все шансы на реальный мир...”. А основой его выводов стал призыв: “Активность поселенцев должна быть остановлена!”.

О какой же “активности” идет речь? Какую именно деятельность жителей поселений необходимо пресечь? Что являют собой в действительности эти самые поселения?

Я посетил поселения в Израиле. И не увидел, как это можно было себе представить, ни военизированных лагерей, ни аванпостов на чужой территории, не увидел ни одной крепости, построенной для того, чтобы захватить для евреев дополнительные земли.

К моему удивлению, взору открылись обыкновенные, абсолютно мирные поселки, жителям которых и в голову не приходит претендовать на чьи бы то ни было права. Они напомнили мне пригороды в Калифорнии. И несмотря на некую предубежденность, никакой угрозы миру в них усмотреть мне не удалось.

Вернувшись из этой поездки, я задумался: кто такие поселенцы на Ближнем Востоке? Арабы, как правило, утверждают, что к этой категории населения следует относить только евреев. Но, поразмыслив, я пришел к другому заключению.

Давайте вспомним, откуда взялся Арафат. Он родился в Египте. Затем переехал в Иерусалим. Если сейчас он живет на Западном берегу Иордана, его с полным на то правом можно причислить к “поселенцам”.

Спросим себя: разве большинство арабов, которые в свое время были жителями разных арабских стран, а теперь живут на территории Израиля — не “поселенцы”?

Вспомним, когда в Осло начались мирные переговоры, сотни тысяч арабов из Иордании, Египта и других арабских и не арабских стран переехали в Газу и на Западный Берег. Разве они — не поселенцы? То, что они считают себя “палестинцами”, по меньшей мере — фактическая неточность.

Начиная с 1967 года, арабы построили на Западном берегу двести шестьдесят одно поселение. Нам нечасто приходится слышать об этом, не правда ли? Зато широким потоком повсеместно распространяется информация о построенных новых еврейских поселениях. И всякий раз, в расчете на наше “понимание” источники этой информации не забывают упомянуть об их “провокативной и дестабилизирующей обстановку в регионе” природе.

Справедливости ради сравним: с того же, 1967 года евреи построили сто сорок четыре поселения, включая те, что расположены под Иерусалимом, на Западном берегу Иордана и в Газе.

Почему же только еврейское строительство может быть “провокативным и дестабилизирующим”?

Арабская поселенческая активность — явление не новое. Арабы переселялись в Израиль с момента его образования и даже раньше — с каждой еврейской алией, еще до 1948 года.

Возникает вопрос, который почему-то никто не задает публично: если израильская политика невыносима для арабов, почему они продолжают стремиться в еврейское государство?

Я объясняю этот факт в основном тем, что в Израиле гораздо больше свобод, чем в любой арабской стране. Если араб упрям и своеволен, если он склонен выражать протест, Израиль для него — самое место.

Никому не приходит в голову бросать камни в сирийскую полицию — после такого долго не проживешь. Никто не станет публиковать антимонархическую литературу в Саудовской Аравии — осмелившийся на такое может заранее проститься с жизнью. Никто не осмелится затевать революционные беспорядки в Египте — тому, кто лишь попытается высунуться, грозит верная смерть...

Поэтому, рано или поздно, все те, кто обнаруживает в себе склонность к протесту, а также — стремление к политической деятельности, надеясь со временем стать очередным Арафатом, переезжают в Израиль. Арабские страны, в свою очередь, рады избавиться от них. Переселение такого рода контингента убивает сразу двух зайцев: уменьшает угрозу существующим арабским режимам и раздувает объединяющее арабов пламя ненависти к Израилю. Арабские диктаторы высоко ценят этот предохранительный клапан.

До 1900 года, этот район был бесплодной и практически незаселенной пустошью. “Никто тогда особенно не интересовался Святой Землей”, — пишет о нем Марк Твен в своих путевых заметках. Ни евреи, — добавлю — ни мусульмане, ни христиане.

Ситуация не менялась до тех пор, пока евреи не начали возвращаться в Эрец Исраэль. С их появлением положение изменилась. Экономическая активность привлекла к этим землям арабов — здесь появилась работа, с каждым годом улучшались условия жизни. Вот тогда арабы и начали сюда приезжать.

В заключение хочу подвести некий итог. Убежден, что попытка свалить ответственность за конфликт на еврейские поселения и их жителей — чистой воды пропаганда, призванная убедить несведущих, что евреи в этом регионе — “новоселы”, и затушевать факт, что арабские “поселенцы” в своем большинстве, включая Арафата и его друзей — появились здесь намного позднее.

Для тех, кто не знает или не помнит об этом, подчеркну: согласно договору Осло, нет никаких ограничений на строительство израильских поселений в Иудее, Самарии и Газе.

Так что еврейские поселения абсолютно легальны. Не вижу причин, почему это строительство обязательно нужно остановить...
 

Джозеф Фара,

арабо-американский журналист