Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Художественный фильм с немного странным названием

Художественный фильм с немного странным названием (США, режиссер — А.Колек) недавно появился на телевизионных экранах Израиля и других стран. Это — кинокартина...

ОБОЮДООСТРОЕ ЛЕЗВИЕ

Шейна Моргенштерн, Иерусалим

Справедливости ради, отметим, что название фильма, несмотря на свое сомнительное благозвучие, полностью отражает его содержание. Он посвящен, как сказано в краткой аннотации, “палестино-израильскому” конфликту на современном витке развития.

Впрочем, приметы времени здесь намеренно смазаны. Можно воспринимать фильм так, будто он снят вчера. Уличные бои. Осажденный израильской армией арабский город. Комендантский час в арабских кварталах Иерусалима. Взрывы, стычки, перестрелки. Раненые дети на койках израильских больниц... Разве что израильтяне и другие посвященные отмечают: фильм сделан несколько лет назад — героиня ленты беседует с действующим мэром Иерусалима Тэди Колеком, а в Иерусалиме давным-давно на этом посту — Эхуд Ольмерт. Но будем иметь в виду, что и эта “примета” может, как многое в фильме, оказаться условной. Ведь фильм — игровой. И, следовательно, его автор оставил за собой право свободно перемещаться в пространстве и времени. Да и важна ли в принципе дата появления киноленты на свет? Гораздо важнее другое: этот фильм — серьезная попытка разобраться, где — правда, где — ложь. Это — некий “урок” всему миру: прежде чем принять чью-то сторону, внимательно посмотрите на весы, что именно обнаружится на их чашах...

Конечно же, любое художественное произведение отражает субъективное авторское мировосприятие. Загоревшийся какой-либо идеей автор выбирает для ее воплощения “удобный” сюжет, соответственно выстраивает событийный ряд, создает образы персонажей, способных эту идею выразить или, по контрасту — оттенить, и придает всему необходимую, на его взгляд, эмоциональную окраску. И если ему удается успешно решить поставленные перед собой задачи, добиться, чтобы в зрительских душах родился отклик, созвучный ритмам его, авторской души, можно надеяться, что произведение станет явлением искусства.

Фильм “Лезвие” соответствует многим перечисленным параметрам. Однако в данном случае создавший его режиссер открыто старается избавиться от субъективности, насколько это возможно, прячет эмоции, не дает готовых оценок, по каждому поводу заставляя зрителя самостоятельно принимать решение.

В фильме не так уж много “войны”, и к жанру “боевика” его, даже с большой натяжкой, не отнесешь. Есть в нем лирическая нота — наметившийся между израильтянином и американкой любовный роман. Но и “драмой” фильм, безусловно, не является. Это, скорее всего — публицистика. Ощущение, что перед тобой — “документ” подчеркивают врезающиеся в сюжет интервью. Правдоподобные и беспристрастные.

— Создать государство легче, чем им управлять... — говорит Теди Колек.

— Сын спрашивает меня: почему убили папу? — рассказывает овдовевшая израильтянка. — Я отвечаю: папа тут не причем, он просто в неудачный момент вышел из дома на работу и попался на глаза арабу. Потом я узнала, что этот араб только что убил девушку-израильтянку, а потом, вонзив в спину моего мужа нож, убил еще одного мужчину... Я как раз смотрела в окно и видела, как муж уходит из дома. И вот вижу, араб напал на него. Муж падает, а на земле растекается лужица крови... Такое никогда не забудешь...

— Мы, евреи, живем здесь, на этой земле, чтобы выполнить миссию, порученную нам Всевышним... — говорит иерусалимский раввин.

В серии разбросанных по фильму интервью даже “де факто” пресс-секретарь Арафата Ханан Ашрауи поначалу выглядит не слишком агрессивной.

— У арабских детей отняли детство... — рассуждает она.

А потом произносит:

— Интифада помогает нам быть сильными...

И это для неподготовленного зрителя — шок. Что это за народ такой, который чувствует свою силу, убивая из-за угла ни в чем не повинных людей?!

Автор картины смотрит на ближневосточную ситуацию глазами героини фильма — американской журналистки, которая приехала в Иерусалим по заданию газеты Нью-Йорк Геральд (название газеты — вымышленное). В ее распоряжении три недели, и кинообъектив “отслеживает” ее с момента посадки самолета в израильском аэропорте до последних часов ее пребывания в Израиле. Журналистка явно уговорила себя, что ей только предстоит узнать, что же здесь происходит в действительности. Однако, видимо, помимо ее воли, арабская пропаганда засела и в ее голове. Предвзятость обнаруживается уже на пути в Иерусалим. На полученном в прокате автомобиле американка мчится по трассе Тель-Авив — Иерусалим, а по дороге подсаживает немолодого израильтянина в военной форме. Позднее между ними завяжется роман. Но сейчас за неосторожную реплику в адрес арабов она высаживает его все на том же, весьма неоживленном в этот час, шоссе...

Реальные события как будто бы подтверждают информацию, которую услужливо и в несметных количествах поставляет в Америку палестинская сторона. Узнав об убийстве арабского подростка, журналистка едет навестить его семью. Отец подростка рассказывает ей трогательную историю, как в иерусалимской больнице, где пытались спасти сына, израильтянка хотела, чтобы ее мужу пересадили сердце умирающего арабского мальчика. И, окончательно добивая американку своим великодушием, говорит: “Жаль, мне об этом не сказали. Я, разумеется, согласился бы. Ведь воюют политики. Простые люди — пешки в этой войне...”. Американка еще пьет в окружении “мирной” арабской семьи кофе, а в дом “вламываются” израильские солдаты и арестовывают “симпатичного” хозяина. Журналистка, не теряя времени, щелкает фотокамерой. “Грозные” лица израильских солдат... Крупным планом — лицо схватившего араба за руку израильтянина... Снимки курьерской почтой летят в Нью-Йорк.

Но вскоре американская журналистка узнает, что этот “милейший” арестованный араб — один из лидеров бандитского формирования и на его счету — многие теракты (по фильму этого лидера высылают из страны; нормальное решение — в американском понимании проблемы). Она узнает и другое: сын арестованного террориста сбросил на голову израильского солдата валун и погиб, когда стоящие рядом солдаты рефлекторно отреагировали на убийство друга автоматной очередью...

Израиль продолжает демонстрировать ей нелицеприятные стороны. Она получает предупреждение: все материалы, а особенно — фотографии, перед отправкой в Америку должны пройти военную цензуру.

“Я полагала, что приехала в демократическую страну”, — защищается американка. Но израильская девушка в военной форме (это и есть цензор) объясняет:

— В вашей газете поместили фотографии ареста арабского лидера. Вот этот солдат со снимка вчера был убит. Не без вашей помощи, как вы понимаете...

Что считать кульминацией фильма? Пожалуй, момент, когда журналистка осознает, наконец, что, в погоне за пресловутой “объективностью” и “независимостью” суждений, совершила массу ошибок...

Ей “повезло”. Она становится свидетельницей “боевых действий”. Израильский командир приказывает солдатам подразделения взорвать арабский дом. И тут американка получает сообщение: в иерусалимскую больницу из этого самого арабского села доставлен мальчик с ожогами. Мчится туда, щелкает камерой. На снимке — обожженное лицо ребенка лет, вероятно, шести. Фотографии отправлены в Нью-Йорк. Однако позднее выясняется, что мальчик — вовсе не жертва взрыва. А дело было так: во время военной операции к командиру, взывая о помощи, подбежала арабка из соседнего дома. Ее сын обварился кипятком, и если ему не окажут срочную помощь, он может умереть. Командир вызвал вертолет... Так ребенок оказался в больнице. Израильские медики спасли ему жизнь...

Но ей еще предстоит на собственном опыте испытать арабское коварство. Она едет в занятый израильтянами арабский город, чтобы встретиться со знакомым арабом — по его просьбе (он, де, вынужден сидеть с приятелями в квартире, покидать дом строго запрещается). Тайком пробирается в квартиру. В комнате — ее знакомый и его “приятели”, с лицами, замотанными в куфии... Пустой разговор, конечно же, — игра. В действительности, пригласив журналистку, араб преследовал свои цели. Он просит ее передать записку “товарищу”, который прячется в доме через улицу... Хозяин этого дома выходит из ворот, протягивает руку за запиской. Выстрел — и мужчина, уже бездыханный, лежит у ее ног... Американка понимает: ее беспардонно использовали...

Фильм не дает ни рецептов, ни готовых ответов, заканчиваясь большим вопросительным знаком. Последние кадры... Прогулка перед отъездом домой... Американка — одна в машине на боковой дороге в пригороде Иерусалима. Машина окружена арабскими подростками. В их глазах — ненависть... “Журналистка... Американка... Видите, газета?..”, — беспомощно лепечет она. Но глаза арабских парней по-прежнему суровы... Она выскакивает из автомобиля. Забравшийся на крышу машины подросток заносит тяжеленный камень над ее головой. В руках журналистки — револьвер...

Конечно же, искусство не может быть объективным. Но оно, в той или иной мере, отражает умонастроение людей. Для нас, израильтян, сам факт появление такого фильма, быть может, ценное свидетельство. Того, что Америка сегодня пытается понять суть наших проблем...