Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Конфликт на Ближнем Востоке анализируют политики

Конфликт на Ближнем Востоке анализируют политики, журналисты, общественные деятели. С самых разнообразных точек зрения. Рассматривают, например, сложившуюся в наши дни опасную ситуацию, и на основе обычной человеческой логики пытаются отыскать пути ее нормализации. Или стремятся распутать плотный клубок арабо-еврейских взаимоотношений с позиции интересов сторон... Однако совсем немногие хотят и могут понять, что конфликт между палестинцами и Израилем прорастет корнями из самых глубинных пластов древней истории. И это означает, что правильные ответы на вопросы - «кто виноват?» и «что делать?», мы может найти только в Торе...

СМЕЕТСЯ ТОТ, КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ

Рав Аарон Лопянский

Перспективы на будущее, которые выстраивает Тора, базируются на двух аксиомах.

1. Историю нельзя рассматривать как цепь разрозненных событий, обусловленных определенными объективными причинами и действиями отдельных личностей. Это - путь развития стремящейся к идеалу духовности, воплощенный в судьбах вновь и вновь возникающих в историческом процессе, в некотором смысле - «сдублированных» персонажей.

2. События назревают и развиваются как ответ на заслуги либо недостойное поведение народа Израиля.

С этих позиций, обращаясь к истокам нашей истории, мы и будем анализировать современную ситуацию.

РЕБЕНОК, КОТОРОГО НАЗВАЛИ - СМЕХ

Авраама и Сару оповестили, что у них будет ребенок, когда возраст их приблизится к ста годам. Узнав об этом, Сара рассмеялась, сомневаясь, что такое возможно.

- Почему ты смеешься? - упрекнул ее Всевышний. - Разве Я - не всесилен, и существует что-то такое, что Я не мог бы осуществить?!

Когда долгожданный мальчик родился, его, по велению Свыше, нарекли Ицхаком, от слова - цхок (в переводе на русский язык - смех). И Сара сказала:

- Пусть наш сын носит это имя, потому что Творец заставил меня засмеяться.

Комментаторы (начиная с Онкелоса) говорят, что существует два вида смеха. Человек смеется над чем-то, что кажется ему смешным. Это - первый вид. Второй - когда он смеется от счастья, от радости. И сам факт, что оба вида обозначены одним словом - цхок, дает нам намек: то, что смех Сары над тем, что женщина в ее возрасте может родить ребенка (когда сын родился, она смеялась от радости), воплотился в имя ее сына, свидетельствует о связи подобной трансформации с судьбой Ицхака.

Теперь вспомним, что у Ицхака был брат Ишмаэль, рожденный служанкой Сары - Агарью от Авраама. Тора рассказывает, что Ишмаэль оказывал на Ицхака дурное влияние, побуждая его совершать плохие поступки. В этом фрагменте употреблен глагол мецахек, что в переводе на русский означает - «насмехаться». Ишмаэль потешался над самыми высокими устремлениями Ицхака.

Попутно отметим: Тора недвусмысленно дает нам понять, что «главным персонажем» во взаимоотношениях Ицхака и Ишмаэля был именно Ицхак. При этом братья являли собой полные противоположности. То, что было хорошо для Ицхака, было плохо для Ишмаэля.

Авраам и Сара служат для нас классическим примером взаимодействия реальности и отношения к ней. Они - избранники Всевышнего. И, несмотря на это, в определенный момент воспринимали законы природы как объективно существующую данность, усомнившись в том, что волей Творца они могут стать исключением из общих правил. Смех Сары был реакцией на иррациональность того, что с ней произошло.

Всевышний сказал Аврааму: «Иди из страны своей». Мидраш Устная Тора) разъясняет: под этим подразумевалось, что Авраам должен был подняться над материальностью. И рождение Ицхака продемонстрировало его родителям, что законы природы, материального мира - относительны, что «невозможное» - возможно, ибо Сила Творца - абсолютна. Смех Сары был реакцией на неожиданно дарованное ей счастье.

СИЛА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗЛУ

Мир устроен так, что любому доброму делу противопоставлено зло. Так у Ицхака был свой антипод - Ишмаэль. По силе натуры Ишмаэль не уступал Ицхаку. Но проявления его личности - разрушительны. Мидраш рассказывает, что смех Ишмаэля был сродни идолопоклонству, обагрен кровью и окрашен склонностью к всякого рода извращениям. Это означает, что во всех своих дурных действиях, в которые он старался втянуть Ицхака, он пользовался одним, универсальным средством - смехом (издевкой).

К примеру, идолопоклонство предполагает, что человек может воевать с верой в Творца, выдвигая собственные доводы и аргументы, может насмехаться над ней или вообще придать забвению. Но тогда поведение человека уже не имеет границ. Ненависть или страх могут обернуться кровопролитием. Мир предстает перед человеком в искаженном виде. И здесь мы тоже имеем дело со смехом, но - не радостным, жизнеутверждающим, а - развернутым в совершенно противоположном направлении.

Смех Ицхака - это смех человека, который отдает себе отчет в том, что реальность нашего мира временна и иллюзорна, который радуется потому, что верит и знает, что Творец поднимет нас в лучший мир, как сказано о временах Машиаха: «И наполнятся ликованием уста наши» (Теилим, Псалмы, гл. 132).

Ту же картину мира Ишмаэль окрашивает в негативные тона. Осмеивая духовные субстанции, он пользуется смехом, чтобы избежать ответственности, игнорировать серьезные жизненные моменты. Поэтому мы говорим, что он обладал разрушительной силой, жил ради удовлетворения лишь собственных потребностей и его дурные проявления не имели границ.

Внешняя причина противостояния Ишмаэля Ицхаку - борьба за право наследования. В последующем поколении оно воплощается в открытом столкновении Эсава и Яакова (вспомним описанную в Торе сцену битвы двух братьев-близнецов, сыновей Ицхака). Ради этого права Эсав готов на убийство.

УКРАДЕННАЯ ИСТОРИЯ

Ярость и кровопролития - ужасны, обстановка накалена до предела. Но психологически больше всего беспокоит нас, что арабы присвоили себе нашу историю. Храмовая гора?.. Арабы говорят, что она никоим образом не связана с еврейской историей. Авраам?.. Это - отец Ишмаэля, который был его любимым сыном.

Если правда извращена и забыта, любая ложь может показаться правдивой. На израильской территории взорвалась бомба?.. Это - обычная провокация, не более того.

Тут мы видим современный вариант Ицхака - в худшие моменты его жизни. Немцы хотели уничтожить евреев, но никогда не пытались лишить нас нашей истории. Христиане пытались преуменьшить значение Иерусалима, утверждая, что народ Израиля перестал быть фаворитом Всевышнего и духовный центр мира теперь переместился в Рим. С арабами ситуация иная. Они объявляют себя наследниками Авраама, считают, что, в сущности, не мы, а они - истинные «евреи». Они подтверждают: Иерусалим - Святой город, но добавляют некий нюанс: этот город, якобы, принадлежит им.

Вообразим себе такую картину. Хозяин дома слышит, как кто-то стучится в его дверь. И вот в дом уже входят вооруженные воры. Они выносят из дома все, что можно, ломают, что им не нужно, и поджигают здание. Ужасная ситуация...

А вот другая картина. Хозяин входит в свой дом и видит, что в его кресле сидит вор. Да еще и говорит ему: «А ты кто такой?.. Ах, хозяин... Да ты просто - сумасшедший!.. Это - мой дом, моя жена, мои дети. Если сейчас же не уйдешь, вызову полицию...».

Какая из двух картин кажется вам страшнее?

Мне - вторая. В ней метафорически выражен весь ужас положения Израиля. Ведь арабы даже не спорят, у кого и на что есть права. Они полны решимости забрать то, что им, дескать, принадлежит. Во всяком случае, именно так они расценивают ситуацию

Но как, все-таки, можно доказать, что поселившийся в чужом доме - вор? Как объяснить окружающим (в частности, полиции), кто истинный владелец имущества?

Способ, по всей видимости, один: найти и предъявить подтверждающие права на владение документы. За собственность, за свое будущее надо бороться всеми доступными тебе средствами.

Здесь, наверное, уместно вспомнить известную нам из Торы историю. Эсав не постеснялся потребовать назад «свое» имущество даже в такой деликатный момент как похороны Яакова. В данном случае речь шла о пещере Махпела, где покоятся наши праотцы и праматери. Эсав говорил, что он - первенец (забыв, что в свое время первородство продал Яакову за похлебку), а, стало быть, и законный наследник Ицхака. Сыновья Яакова слушали дядю и пребывали в растерянности, потеряв ориентир: где - ложь, где - правда, упустив из вида одну наиважнейшую «деталь»: ведь это Яаков получил от Ицхака благословение. Положение спас внук Яакова - Хушим. Он ударил Эсава (подробнее см. на сайте обзор недельной главы Корах, второй годовой цикл)...

ПОЧЕМУ ВСЕ-ТАКИ ИМЕННО МЫ?

Прежде всего, потому, что мы, сегодняшние евреи - современное воплощение Ицхака. История повторяется, в который уж раз. Ишмаэль (современные палестинцы) снова кривит губы в своей зловещей усмешке. Ишмаэль снова затеял против нас войну.

Однако проблема, которую мы хотим решить, логически вычисляя шансы на успех и разрабатывая стратегические программы противодействия, не в палестинцах. Она, как когда-то во времена Ицхака, прежде всего - в нас самих.

Если мы забудем о своих обязательствах перед Всевышним, если мы не будем соблюдать законы Торы...

ВСЕВЫШНИЙ МОЖЕТ ЛИШИТЬ НАС СВОЕЙ ОПЕКИ

Однажды, когда я возвращался на самолете в Израиль, я оказался среди светских израильтян. И разговор, как это обычно бывает, незаметно перешел на религиозные темы.

Один из моих попутчиков сказал мне, что признает только Десять заповедей и объяснил:

- Неизвестно, кто написал остальные...

- Но наши Учителя, великие раввины нашего времени... - попытался я возразить.

Он резко взмахнул рукой и прервал меня:

- Ну, раввины много чего могут сказать...

Я понял, что дискутировать бесполезно. По любому поводу у него было собственное, не подлежащее обсуждению мнение.

Постепенно разговор перешел на проблемы сионизма. Эта тема, как правило, в еврейской среде не обнаруживает принципиальных разногласий. Вдруг мой попутчик произносит такую фразу:

- Откуда нам известно, что Земля Израиля принадлежит евреям?..

- Как это - откуда! - не выдержал я. - Тора полна цитат, подтверждающих это, вся наша история неразрывно связана с этой землей...

- Ну, конечно же! - явно разозлился он, и его лицо покрылось красными пятнами. - Кто написал Тору, мы не знаем. А раввины теперь могут изобретать все, что им вздумается!..

Когда слышишь подобные слова, невольно задаешь себе вопрос: если мы так рьяно отрицаем Всевышнего, почему Он должен заботиться о нас?

Эта мысль и должна стать основной в наших поисках выхода из создавшейся ситуации. И тогда очевидно: кто будет смеяться последним...

Раввин Аарон Лопянский

Родился в Нью-Йорке

25 лет живет в Иерусалиме

Учился, а потом преподавал в известной иерусалимской иешиве Мир

Автор ряда книг и многих статей