Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ве-зот а-бераха»
Место в Торе:
Дварим, гл. 33, ст. 1 — конец книги Дварим.Почему она так называется?
Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.
Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.
Обсуждение главы
Ве-зот а-браха1. Слуга и посланник
В начале нашей недельной главы читаем: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед своей смертью» (Дварим, гл. 33, ст. 1).
Мы видим, что Моше назван здесь — «человеком Всевышнего» (в оригинале — иш а-Элоким). И это, конечно же — неспроста. Так в Торе подчеркивается, что благословение Моше обязательно осуществится. Ведь приятна Творцу молитва праведников. Как сказано: «Молитва благочестивых — благоволение Его» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 15, ст. 8).
У слова «иш» есть и другое значение — «муж». На этом построен комментарий к нашей недельной главе в Мидраше Ялкут Шимони. Написано в нем, что муж дает распоряжение своей жене, и она выполняет. Так же и в отношениях Всевышнего с Моше: то, о чем просит Моше, Он, Творец — выполняет. И хотя над Ним нет никакой власти, Он по собственной воле при определенных условиях подчиняет свои действия решениям праведников, достигших духовного уровня «иш а-Элоким» (человек Всевышнего). Праведник принимает решение — Всевышний его осуществляет.
«Человеком Всевышнего» (иш а-Элоким) в Торе назван Моше и еще некоторые пророки. Среди них — Элияhу, Шмуэль, Элиша и др. Но никто не назван «человеком Творца» (имеется в виду четырехбуквенное великое Имя).
Впрочем, Моше именуется в Торе (Дварим, гл. 34, ст. 5) и «слугой Творца» (в оригинале — эвед Творца).
Так почему есть понятия «иш а-Элоким», «эвед Творца», но нет понятия — «иш Творца»?
пишет, что Ответ на этот вопрос, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — «известен каждому, кто постиг тайну».
Постараемся и мы разобраться, в чем тут суть.
Имя Элоким выражает Его Меру Суда, а четырехбуквенное Имя — Меру Его Милосердия.
Муж управляет женой. И если она возьмет на себя обет, а он, муж, как сказано в Торе (Бамидбар, гл. 30, ст. 8) — «промолчит, то ее обеты будут действительны». Но если «воспрепятствует ей — расторгнет ее обет» (там же, ст.9).
Когда Моше назван в Торе — «иш а-Элоким», тем самым подразумевается, что Всевышний на определенных этапах предоставлял Моше возможность управлять Мерой Его Суда.
А как же с Его Милосердием? Выходит, Творец не позволял Моше Его Мерой Милосердия, выходит, Творец не позволял Моше управлять Мерой Его Милосердия? Ведь Моше ни разу не назван — «иш Творца».
Дело в том, что милосердие было одной из основных черт Моше. Он сам по себе и его поступки до краев были наполнены милосердием. За это он и удостоился права управлять Его Мерой Суда.
Еще можно добавить, что Имя Элоким подчеркивает, что Всевышний — Хозяин всех действующих в мире сил. Поэтому оно, это Имя, имеет форму множественного числа. Оно символизирует раскрытие Всевышнего, Его проявление в нашем мире, через совокупность действующих сил и развивающихся процессов. В отличие от него, четырехбуквенное Имя отражает, если можно так выразиться — самую суть Творца.
Поэтому, когда речь идет о служении Всевышнему, это — служение Ему самому. И в данном случае о Моше говорится, что он — слуга Творца. Но когда Моше выступает в роли посланника Всевышнего, реализует Его Волю на земле, он — иш а-Элоким.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
2. Хочешь критиковать — благослови
Написано в нашей недельной главе: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед смертью своей» (Дварим, гл. 33, ст. 1).
Мы видим, что последняя глава книги Дварим начинается соединительным союзом «и» (в оригинале — «вав»).
Что с чем этот союз соединяет?
Книга Дварим — это книга наставлений и увещеваний, критики и укоров. Но наша глава начинается — благословением.
В принципе критика, конечно же — вещь полезная. Она помогает найти ошибки, исправить их и больше не повторять. Однако встречаются порой злобные, желчные люди, критикующие все и вся. И вовсе не для того, чтобы принести кому-то пользу. Но, наоборот — чтобы уязвить, ранить, причинить боль.
Впрочем, это уже не критика, а — критиканство.
Как отличить одно от другого?
Конструктивная критика всегда — на благо. Моше соединил критику с берахой (благословением). Говорится в Талмуде (трактат Сота, лист 47), что даже если левой руке приходится отталкивать, наказывать — правой следует приближать, утешать.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя благословение Моше, пишет: «если не сейчас, то когда?».
В самом деле. Почему Моше тянул с берахой почти до самой своей смерти? Почему не благословил сынов Израиля раньше?
В действительности не было и дня, чтобы Моше не испытывал желания благословить свой народ. Но он видел, что изо дня в день растет его духовный уровень, изо дня в день он восходит на новую ступень. Стало быть, возрастает и потенциал берахи. Каждый день Моше ощущал, что завтра его благословение будет иметь большую силу.
Но вот, незадолго до своей кончины, достигнув уровня, который назван в Торе — «человек Всевышнего» (иш а-Элоким), Моше понял, что настало время берахи («если не сейчас, то когда?»). И сразу же в Торе читаем: «вот благословение, которым благословил Моше...».
Но в чём конкретно состояло благословение Моше?
Написано в трактате Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 2, мишна 10), что человек, хотя бы за день до своей смерти — должен раскаяться в своих прегрешениях и вернуться на путь Торы и заповедей (то есть сделать тешуву).
Поскольку никто не знает дату своей смерти, — отмечает рабейну Йона (один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век), — выполнять это наставление следует каждый день и относиться к каждому дню так, будто он — последний. Тогда все дни человека, — продолжает рабейну Йона, — пройдут в тешуве.
В этом же ключе следует рассматривать и благословение Моше.
Моше благословил сынов Израиля «последним днем». То есть — завещал им жить так, как будто сегодняшний день — последний день жизни.
Кроме того, Моше благословил свой народ еще и — «человеком Всевышнего». Чтобы в каждом поколении был такой человек — мудрый наставник, лидер, глава поколения.
С тех пор сыны Израиля никогда не оставались без мудрого руководства. На смену мудрецам Торы и наставникам, ушедшим в иной мир, всегда приходили новые.
на основе комментариев Хизкуни
(рав Авраам Хизкуни — автор труда «Штей Ядот»; 17-й век, Италия),
раби Менахема-Менделя Калиша из Ворки (1819-1867 гг.)
и раби Яакова-Давида Калиша из Амшинова (1814-1877 гг.)
3. Где Моше встречает Аарона
В Израиле коэны (прямые потомки Аарона, брата Моше Рабейну, служители в Храме) благословляют еврейский народ и в будни и в праздники. За пределами Эрец Исраэль, в рассеянии — только в праздничные дни. Причем, в праздник Симхат Тора (праздник, посвященный завершению годового цикла чтения Торы), который в диаспоре в отличие от Израиля, отмечают отдельно от праздника Шмини Ацерет, в свой день, коэны — тоже не благословляют народ. См. на сайте материалы об этих праздниках.
В чем причина возникновения этого обычая?
День праздника Симхат Тора, — разъясняют наши Учителя, — всецело посвящен радости, связанной с дарование Торы, Торы, которую называют Торой Моше. В этот день читают благословение Моше, которое начинается словами: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед смертью своей» (Дварим, гл. 33, ст. 1). В этот день благословение Аарона (благословение коэнов) как бы отодвигается на второй план и — не произносится. Чтобы лучше была слышна бераха (благословение) Моше.
Так же можно объяснить и отсутствие имени Моше в недельной главе Тецаве (книга Торы Шемот,
гл. 27, ст. 20 — гл. 30, ст. 10).В этой главе говорится об одеяниях коэнов. Это — глава Аарона. Она полностью посвящена ему. Поэтому и не упоминается там имя Моше. Он, Моше, как бы уступает эту главу Аарону — чтобы не бросаться в глаза, не отвлекать на себя внимание.
В остальные дни года Моше и Аарон прекрасно соседствуют в молитве.
Моше благословил сынов Израиля Торой. Об этом свидетельствует самое первое слово в нашей недельной главе — «и вот» (на иврите — «ве-зот»).
«И вот бераха (благословение)…». Ранее, в недельной главе Ваэтханан (Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11) написано: «И вот Тора, которую изложил Моше пред сынами Израиля» (Дварим, гл.4, ст.44).
Мы видим, что слово «зот» связано и с берахой и с Торой. А в самой Торе о берахе сказано: «Потому что хорошо в глазах Всевышнего благословлять Израиль» (Бамидбар, гл. 24, ст. 1).
Это, кстати сказать — очень важно усвоить. Не случайно в утренних благословениях (начальная часть утренней молитвы) сразу за благословением на Тору, которая ассоциируется с Моше, следует благословение Аарона (биркат коаним).
Моше и Аарон. Благословение Торой и благословение Израиля. Когда это требуется — один уступает другому. Но в основном они — вместе.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц