Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Вайера»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся на иврите - вайера.
Обсуждение главы Вайера
1. Как посещать больных по указанию Всевышнего
В нашей недельной главе рассказывается, что Авраам видит трех путников и бежит к ним, чтобы пригласить к себе в гости. Об этом читаем: «И увидел (в оригинале — «вайяр»), и побежал им навстречу» (Берешит, гл. 18, ст. 2).
Следует уточнить, что это происходило на третий день после того, как Авраам сделал себе обрезание — когда боль и слабость доходят до максимума.
И тут возникает вопрос: как в таком состоянии Авраам мог побежать?
Известно, что к Аврааму пожаловали не обычные гости. Всевышний тогда устроил такую жару, что все путники, либо отсиживались в тени, либо умирали от теплового удара. Перед Авраамом предстали три малаха (малах в условном переводе — «ангел»).
Одного из них, Рефаэля, Творец, послал, чтобы исцелить Авраама.
Даже если и так, но ведь Рефаэль еще не успел и приблизился к Аврааму, а тот уже бегает, как совершенно здоровый.
Действительно, мы привыкли, что врач обследует пациента и ставит ему диагноз. Затем, назначает больному лечение, в результате которого (или вопреки), больной может пойти на поправку, а может и протянуть ноги.
Что же произошло с Авраамом?
Ключевое слово здесь — «вайяр» (и увидел). Аврааму достаточно было увидеть посланника Всевышнего — и он сразу же исцелился. Поэтому и написано: «И увидел и побежал». Увидел — и почувствовал себя лучше. Настолько — что смог побежать.
Но если Авраам при виде гостей моментально исцелился, почему он не понял тогда, что это не какие-то бедуины, но — малахим (множественное число от слова малах)?
И хотя Авраам принимал своих гостей по-королевски — есть все же одна деталь, свидетельствующая, что он не считал их жителями высших духовных миров.
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Авраам предложил гостям омыть ноги, потому что думал, что они, как арабы, поклоняются праху на своих ногах. А он строго следил за тем, чтобы не допустить в свой дом предмета идолопоклонства.
Итак, Авраам чудесным образом исцелился от недомогания, обычного на третий день после обрезания, но он никак не связал это со своими гостями.
Тогда с кем или с чем он это связал?
Для ответа на этот вопрос нам надо вернуться немного назад и прочесть: «И явил (в оригинале — «ваера») ему Себя Всевышний »ключевым является слово: "ваера" (и явил). "И явил ему Себя Всевышний" (Берешит, гл. 18, ст. 1).
Кроме путников, Авраама еще навестила Шехина (Присутствие Всевышнего). Вот с ней Авраам и связал свое внезапное исцеление.
Появление Шехины, кстати сказать — было совершенно не однозначно и требует объяснения.
Поскольку, на третий день после обрезания, Авраам страдал от недомогания, он не занимался ни изучением Торы, ни исполнением заповедей. А раз так — он как будто бы не был достоин нисхождения Шехины.
Здесь Всевышний решил на личном примере продемонстрировать выполнение заповеди посещения больного.
В этой заповеди очень важно выяснить, в чем нуждается больной, чего ему не хватает, и этот недостаток восполнить.
Всевышний
увидел, что Авраам жаждал присутствия Шехины, мечтал исполнять заповеди,
а кроме того, он страдал от боли и слабости после обрезания. Поэтому Творец и
явил ему Себя, отправил к нему Своих посланников в виде гостей, и одному из них
велел исцелить Авраама.
на основе комментария раби Исраэля-Меира hа-Коэна
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц