Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
Наша недельная глава называется Ваишлах (и отправил), потому что в ней описывается встреча Яакова и Эсава. Готовясь к этой встрече, Яаков отправляет к Эсаву своих посланников. Как написано: «И отправил Яаков перед собой посланцев (в оригинале — малахим) к своему брату Эсаву на землю Сеир» (Берешит
Слово «малахим» имеет несколько значений. В переводе оно может означать не только «посланники», но и — «ангелы».
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 75), пишет, что это были действительно малахим (ангелы).
Предыдущая глава заканчивается словами — «И Яаков продолжил свой путь, и встретились ему посланники Творца (малахей Элоким). Когда он увидел их, произнес: это стан Всевышнего (Махане Элоким). И назвал это место «Маханаим» (Берешит, гл. 32, ст. 2-3).
Махане Элокомм составили те малахим, которых создал Яаков, изучая Тору и выполняя заповеди. Ведь известно, что человек в процессе реализации добрых дел создает малахим
Существуют разные виды малахим. Например, есть малахей hа-шарет — так называемые, служебные малахим, выполняющие распоряжения Всевышнего. Есть малахей hа-шалом, встречающие праведников и приветствующих их словами «мир пришедшему!». Они же сопровождают еврея, когда тот в шаббат после вечерней молитвы возвращается из синагоги, и приветствуют его словами «шаббат шалом!».
В книге Зогар говорится, что малаха, когда он поднимается на Небо, спрашивают: кто ты и чем занимаешься?
А тот отвечает: меня создал такой-то своими добрыми делами и заповедями..
Яаков изучал Тору 14 лет в шатрах Эвера и еще 20 лет занимался ею, живя у Лавана. За это время он создал множество малахим, очень похожих на него. Поэтому, при встрече Эсав спрашивает: «кто тебе весь этот стан, что я встретил?» (Берешит, гл. 33, ст. 8).
«Кто тебе?» — кем тебе приходятся все эти посланники, столь похожие на тебя?
«Потому что Всевышний был добр ко мне» (там же, ст. 11), — отвечает Яаков.
«Всевышний был добр ко мне» — даровал возможность изучать Тору и выполнять заповеди, и благодаря этому — создать всех этих малахим
Отправляя посланников к Эсаву, Яаков закладывал этим фундамент для будущего. Для того будущего, которое описано в пророчестве — «Вот отправляю Я посланника Моего, и очистит он дорогу передо Мной» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 1).
Подобно тому, как Яакову с помощью посланников удалось нейтрализовать Эсава, жаждавшего крови, так в будущем посланник Всевышнего нейтрализует деструктивные силы и уничтожит всех злодеев, а само Зло будет стерто с лица земли...
на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
В нашей недельной главе читаем: «И отправил Яаков перед собой посланцев к своему брату Эсаву на землю Сеир» ((Берешит, гл. 32, ст. 4).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что роль посланников выполняли малахим (мн. ч. от малах, в условном переводе — ангел).
Но откуда в распоряжении Яакова взялись малахим?
Это станет понятно из следующей истории.
Примерно 400 лет назад в Амстердаме жил один купец, который вел праведный образ жизни и много помогал еврейской общине. По своим торговым делам он часто отправлялся в плавания. Однажды, корабль на котором он плыл, попал в сильный шторм и потерпел крушение. Купец оказался в воде. Он ухватился за какой-то обломок, и это позволило ему не пойти ко дну.
Но куда плыть? Со всех сторон море, и конца ему не видно.
И вдруг перед ним мелькнуло знакомое лицо. Это был образ одного бедняка из общины. Бедняк показывал, в каком направлении плыть. Последовав за ним, купец смог добраться до берега.
Вернувшись в Амстердам, он обратился к раввину с просьбой разъяснить, за счет чего он удостоился такого чуда? И что означает видение, благодаря которому он спасся?
— Помогал ли ты этому бедняку? Может, ты сделал ему доброе дело, или ему оказал услугу?
— Как-то, я сел за стол обедать. И вдруг, стук в дверь. Открываю, а на пороге стоит нищий и просит хлеба для своих голодных детей. Я заглянул в его бездонные глаза полные неземной тоски и собрал всю свою трапезу, к которой даже не успел притронуться, упаковал и отдал ему.
— Своим поступком ты сотворил малаха. Он и спас тебя из морской пучины.
Мы видим, что, выполняя заповедь, или совершая доброе дело, человек создает малаха, оберегающего его в час беды.
Читаем: «Спешно отправились гонцы по слову царскому, и объявлен был указ этот в крепости Шушан. И царь с Аманом сели пить, а город Шушан был в смятении» (Мегилат Эстер, гл. 3, ст. 15).
В продолжении в Книге Эстер написано: «Гонцы верхом на царских рысаках быстро и спешно выехали по слову царскому. Указ же был дан в крепости Шушан... И город Шушан возликовал и возрадовался» (там же, гл. 8, ст. 14-15).
О каких гонцах здесь идет речь?
В книге Зогар разъясняется, что у этих фрагментов, кроме основного, есть еще и глубинный смысл. Когда человек нарушает заповедь или совершает дурной поступок (об этом повествует первый фрагмент), он этим создает малаха-обвинителя, который бежит как угорелый, чтобы обвинить и осудить того, кто его породил. Только Всевышний не всегда сразу его принимает. Иногда велит обождать. И когда человек выполняет заповедь или делает доброе дело (и тут мы переходим ко второму фрагменту) — рождается малах-защитник, и он бросается изо всех, чтобы нейтрализовать обвинителя.
Об этом говорит и пророк: «Гонец бежит навстречу гонцу, и вестник навстречу вестнику» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 51, ст. 31).
На земле часто бывают противостояния — людей, идей, государств. Но исход каждого такого противостояния решается на Небесах. Вот и бегут, торопятся гонец навстречу гонцу и вестник навстречу вестнику, в надежде склонить чашу весов в свою пользу.
Об этом Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в «Законах раскаяния» пишет: «Каждый человек должен видеть себя весь год наполовину праведником, наполовину злодеем. И также весь мир — наполовину оправданным, наполовину виновным. Совершил один проступок — навлек на себя и на весь мир приговор, став причиной его уничтожения. Исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление».
на основе комментария раби Менаше бен Исраэля
(автор книги «Нишмат хаим», Франция, Голландия, 1604-1657 гг.)
3. Спуститься к человеку или поднять его к себе
Яаков просит передать Эсаву — «Я жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и откладывал мое возвращение доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что гематрия (числовое значение) слова «гарти» (я жил) — 613. То есть Яаков заявил: «Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Получается, что Яаков говорит с Эсавом намеками. Только почему он решил, что Эсав разбирается в гематриях и умеет их вычислять? Да и факт, что Яаков соблюдал заповеди —произведет ли на Эсава неизгладимое впечатление?
Существует два типа праведников: один старается подстроиться под собеседника, говорить с ним на одном языке, другой — всегда остается самим собой и со всеми разговаривает одинаково, на языке Торы.
Мы видим, что Яаков относился ко второму типу. После изучения Торы в доме отца, после учебы в шатрах Эвера, после курса Торы в доме Лавана, она стала сущностью и неотъемлемой частью Яакова, а ее язык стал для него родным. И к кому бы он ни обращался, он говорил с позиции законов Торы.
Раби Йосеф Розин (1858-2006 гг.), прозванный Рогачевером, тоже избрал язык Торы своим основным средством общения. Он заводил разговоры с простыми, малограмотными людьми и в своих беседах часто цитировал Талмуд.
Находясь в дороге и коротая время беседой с извозчиком, он мог обсудить с ним самые сокровенные тайны Торы, при том, что извозчик, едва ли понимал, о чем идет речь. Но раби Йосеф просто не мог иначе.
В продолжении рассматриваемого нами фрагмента читаем: «И нажил я достояние быка и осла, мелкий скот» (Берешит, гл. 32, ст. 6).
Яаков продолжает говорить намеками. Осел — это эпоха Машиаха. Ибо сказано у пророка: «Вот царь твой придет к тебе, праведник и спасенный он, беден и восседает на осле» (Танах, книга пророка Захарьи, гл. 9, ст. 9).
Осел на иврите — хамор, слово, образованное от того же корня, что и хомер — материя. Таким образом, пророк подразумевает, что Машиах будет царем, который подчинит себе хомер, материю.
«Мелкий скот» — аллегорическое выражение, подразумевающее здесь сынов Израиля. Как сказано: «И вы — овцы Мои» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 34, ст. 31).
Таким образом, Яаков провозглашает вечность народа Израиля, вплоть до прихода Машиаха. И это означает, что Эсав — не сумеет совладать с ним, ни сейчас, ни в будущем.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
4. Мудрый выверяет каждое слово
Посланники должны передать Эсаву слова Яакова. И мы читаем: «Я жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и откладывал мое возвращение доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что гематрия (числовое значение) слова "гарти" (я жил) — 613.
То есть Яаков заявил, что, живя у Лавана он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Итак, Яаков декларирует свое соблюдение заповедей. Слово «соблюдал» может подразумевать — не нарушал. Но почему Яаков не говорит, что он исполнял заповеди?
Дело в том, что исполнить все 613 заповедей никому не под силу. Ведь некоторые заповеди относятся только к коэнам, другие можно исполнять только в Иерусалимском Храме, третьи — адресованы царям и т.д. Никто не может быть одновременно и коэном, и царем, и судьей. И далеко не у всех рождаются сыновья-первенцы.
Употребленное в этом фрагменте в тексте оригинала слово «шамарти» (я соблюдал), означает еще — берег, стерег. Так человек, не имеющий возможности исполнить заповеданное, терпеливо ждет, когда появится такая возможность и надеется, что его ожидание не затянется.
Тот, кто жаждет исполнить заповедь, за свое жгучее желание получает особую награду от Всевышнего.
Написано: «Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (книга Иова, гл. 41, ст. 3).
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 37) объясняют, что человек может за исполнение заповедей предъявить Всевышнему счет. Мол, Ты велел обрезать новорожденного на восьмой день — я обрезал. Значит, мне полагается награда. Ты велел установить ограду на крыше дома — я установил. И жду за это награду.
Но Всевышний парирует. Ты выполнил заповедь обрезания, только потому, что Я даровал тебе сына. Ты смог установить ограду на крыше, в заслугу того, что Я дал тебе возможность приобрести недвижимость.
Получается, что Творец "оплатил" человеку выполнение заповеди еще до того, как тот приступил к ее реализации. Поэтому в этом мире награды за нее ждать не приходится. Она найдет героя в мире Грядущем.
Что же в нашем мире? Неужто ходить без награды?
Впрочем, есть опция и на награду даже здесь и сейчас. Для этого нужно обнаружить желание исполнить заповедь. То есть, как бы опередить Всевышнего. Вот, за это можно обрести награду в этом мире. Поскольку хорошую и правильную мысль Творец присоединяет к действию.
Яаков намеком говорит о соблюдении заповедей, а затем открытым текстом объявляет, что «нажил достояние — быка и осла, мелкий скот" (Берешит, гл. 32, ст. 6).
Но откуда взялось это достояние, ведь в нашем мире награда за выполнение заповедей не положена?
За бережное отношение к заповедям, за желание их исполнять еще до того, как представится возможность. Поэтому и использовано слово «шамарти».
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц