Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
Из нашей недельной главы узнаем, что Яаков, готовясь к встрече со своим братом, злодеем Эсавом, отправляет к нему посланников. Они должны передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Есть у меня бык и осел...» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет смысл послания Яакова.
«Я не стал знатным, важным человеком, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне отец — «будь властелином для братьев твоих». Ведь оно не исполнилось».
И еще. Гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки.
Возникает вопрос: для чего Яакову понадобилось намекать Эсаву на то, что он продолжает соблюдать заповеди? Разве для Эсава это имело какое-то значение?
Дело в том, что не только Яаков удостоился благословений Ицхака. Свою бераху (благословение) — «Мечом будешь жить и брату своему служить... но сбросишь ярмо с шеи своей» (Берешит, гл. 27, ст. 40) — получил и Эсав.
Пока Яаков идет путем, указанным Всевышним, и служит Ему, он Эсаву — не по зубам. И если тот вздумает укусить — лишь обломает зубы. Но если Яаков оставит Тору, его силы истощатся, он ослабнет, и у Эсава появится шанс победить.
Поэтому накануне встречи с Эсавом Яаков сообщает брату, что все годы в доме Лавана он соблюдал 613 заповедей. Так что, Эсав пусть даже не надеется одержать над ним верх.
Яаков хочет, чтобы Эсав перестал его ненавидеть. Источник ненависти Эсава заключен в отцовских благословениях, несправедливо, по мнению Эсава, доставшихся Яакову.
Значит, нужно убедить Эсава, что благословения Ицхака — «не сработали». И Яаков дает ему понять, что бераха «будь властелином для братьев твоих» (Берешит, гл. 27, ст. 29), не осуществилась, поскольку он не стал ни лидером ОПГ, ни государственным чиновником. Так о какой власти может идти речь?
Да и до реализации благословения «росою небесной и тучностью земли» (там же, ст. 28), тоже еще очень далеко. Ведь Яаков сумел обзавестись лишь быком, да ослом.
Только не нужно думать, — развивает свою мысль Яаков, — что берахот отца не осуществились, потому что я повел себя недостойно. Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки. Но, несмотря на это, отцовские благословения не дали плодов. Следовательно, нет никаких причин для ненависти.
Итак, Яаков, прямым текстом и
намеком, попытался донести до Эсава мысль о безосновательности его ненависти. Но
способен ли Эсав понять эти объяснения?
Хватит ли у него ума постичь всю глубину мысли Яакова? Не зря ли тот старался?
Обычно даже необразованный простолюдин вдруг оказывается специалистом в вопросах, которые затрагивают его личные интересы.
В одной общине раввин после молитвы проводил урок Торы. Некий человек регулярно посещал все молитвы, но на урок Торы не остался ни разу.
— Почему ты не хочешь изучать Тору? — как-то спросил его раввин.
— Тора? — сделал тот выразительный жест рукой. — Нет, это не для меня! Однажды я пробовал разобраться в определенной теме, но быстро понял, что не потяну. Столько деталей, множество мнений — я просто не в состоянии удержать все это в голове.
— А чем ты зарабатываешь на жизнь? — спросил раввин.
— У меня магазин «Тамбур» (все для ремонта).
— И сколько наименований товара в твоем магазине?
— Больше 5-ти тысяч.
— Как же ты запоминаешь, где лежит тот или иной товар, сколько он стоит, есть ли в наличии, или его нужно заказать?
— Так это же мой хлеб!
— А Тора — разве не хлеб?!
на основе комментария рава Шалома Швадрона
(автор
книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)
О нажитом за годы жизни у Лавана имуществе Яаков рассказывает: «Приобрел я быка, и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 6).
В Мидраше Ялкут Гершуни говорится, что бедняку не так уж и трудно соблюдать заповеди и вести традиционный еврейский образ жизни. Гораздо труднее это дается человеку обеспеченному, не стесненному в средствах. Ему сложно ощутить близость с Всевышним — слишком много у него изолирующего материала в виде денег, драгоценностей, недвижимости, предметов роскоши.
Бедняку же ничего не препятствует, его не отделяет от Творца ни шуба, ни загородная резиденция, ни охрана.
Яаков заявляет Эсаву: «Я жил у Лавана, но соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
В Талмуде (трактат Берахот, лист 7) обсуждаются понятия «праведник, которому хорошо» и «праведник, которому плохо».
Праведник, которому хорошо — это абсолютный праведник, достигший совершенства во всем.
Праведнику, которому плохо — еще есть куда стремиться и над чем работать.
Если человек хорошо живет и при этом остается праведником, значит, он не просто праведник, но праведник, достигший совершенства.
Эсав относится к Яакову скептически:
— Подумаешь, праведник!? У Лавана это было легко. Он ведь, поди, держал тебя в ежовых рукавицах, не давал даже пикнуть.
— У Лавана, конечно, приходилось не сладко. Но я и не бедствовал. Есть у меня и бык, и осел, и овцы, и слуги. Так что, ты не можешь сказать, что я вел праведную жизнь от безысходности, будучи нищим. В моем случае, Тора и заповеди — осознанный выбор преуспевающего человека.
Известно, что среда и окружение оказывают на человека очень сильное влияние. Тот, кто регулярно молится в синагоге, где процветает болтовня, со временем и сам станет разговаривать во время молитвы, хоть раньше болтливостью не отличался.
Дурной пример — заразителен. Тот, кто торопится снять тефилин, не дожидаясь окончания молитвы, тем самым привлекает внимание других и соблазняет их поступить так же. Поэтому, человек, живущий в городе, население которого в своем большинстве — злодеи, обязан переселиться в другой. Тот, кто живет в злодейской стране — обязан эмигрировать.
Тогда почему Яаков жил 20 лет у злодея Лавана, и никуда не эмигрировал?
Он прошел хорошую подготовку — 14 лет глубокого изучения Торы в шатрах Эвера. Кроме того, разве кто-нибудь видел человека, который 20 лет ухаживал за коровами и поэтому начал мычать?
Так почему среда и окружение не подействовали на него? Потому что коровы не оказывают влияние на человека.
Также и Яаков, живя у Лавана, среди лавановых родственников — не перенял их образ жизни и их взгляды.
Почему?
Потому что у него был бык и
осел. Он воспринимал Лавана
и
компанию, как быка и осла. А бык и осел на нормального человека повлиять — не
способны.
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
3. Яаков разбогател в заслугу соблюдения законов Торы
Яаков велит передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Приобрел я быка и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей «и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Но с какой целью Яаков сообщает это брату?
Когда Эсав жил в отчем доме, он старался произвести благоприятное впечатление на отца. Он задавал ему талмудические вопросы. Спрашивал у него, например — следует ли отделять десятину от соли? А от соломы и сена?
Впрочем, Эсав сохранял благопристойность только внешне и лишь перед отцом, которого боготворил. Он часто совершал разбойничьи вылазки, вдали от дома занимаясь грабежом, не брезгуя и насилием. Вскоре он и вовсе переселился в страну Сеир, где с него очень быстро слетело за ненадобностью все показное благочестие. Там вне родительского дома, за границей, он показал свое истинное лицо. Лицо человека, идущего на поводу у низменных инстинктов.
Яаков, как и Эсав, покинул родные пенаты и проживал за границей. Да еще, вдобавок — в доме Лавана, известного хитреца и обманщика.
Но, несмотря на все это, Яаков не оставил Тору. «Живя у Лавана, — говорит он, — я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Яаков сумел преодолеть себя и исправить свои духовные качества. А человек, преодолевший негативное в себе, считается истинным героем. Он предпочтительнее даже того, кто в состоянии штурмом захватить город.
Поэтому Яаков просил передать Эсаву, что у него нет оснований опасаться брата.
Когда бедняк отправляется попытать счастье за рубежом, и спустя годы возвращается в родные места, разбогатев, все считают, что он преуспел, благодаря трудолюбию и предприимчивости. Некоторые вдохновятся его примером и решат тоже испытать удачу в дальних краях.
Может и так случиться: не успел человек уехать, нищий, без гроша в кармане, и вдруг он спустя короткий срок возвращается, весь сверкая от обретенного богатства. И все понимают, что с их земляком произошло чудо. И никому не придет в голову идея последовать его примеру. Ведь на чудеса надежды нет.
Однако случается и по-другому. Человек отправляется на заработки в далекие края, трудится, старается, из кожи вон лезет, а у него на протяжении многих лет, ровным счетом, ничего не получается.
В какой-то момент он решает вернуться на родину. И тут происходит чудо. Богатство валится на него, буквально с неба. Если он сейчас и вправду поедет домой, то его земляки, не зная о чуде, будут считать богатство плодами его труда. Поэтому он должен рассказать им о чуде и постараться удержать их от необдуманных поступков — попыток найти счастье вдалеке от родных мест.
То, что произошло с Яаковом, больше напоминает последний пример. Он 20 лет находился в доме Лавана, но богатым стал лишь в последние годы, благодаря непосредственному покровительству Всевышнего и вопреки всем уловкам и хитростям Лавана.
Но Эсав мог подумать, что формула успеха его брата состоит из упорного труда, помноженного на отцовские благословения.
Чтобы эта мысль ненароком не закралась в буйную рыжую голову Эсава, всколыхнув давнишнюю ненависть, Яаков торопиться открыть брату, что причина его успеха — не в благословениях Ицхака, которые до сих пор не реализовались, но — в чудесах, которые явил ему Всевышний.
«Я жил у Лавана и задержался доныне», — говорит Яаков.
В чем же причина столь долгой задержки?
В том, что богатство, да и то,
весьма относительное, пришло только теперь. Причем, чудесным образом, благодаря
вмешательству Творца в процесс приплода овец.
на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
и Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц