Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
Наша недельная глава начинается с того, что Яаков отправляет к Эсаву посланников. Как сказано: «И отправил Яаков перед собой посланников к Эсаву» (Берешит, гл. 32, ст. 4).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет, что роль посланников Яакова выполняли малахим (мн.ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел»).
Почему же Яакова не устраивали для этой роли обычные люди? Зачем ему понадобилось подряжать на такое дело именно малахим?
Известно, что невозможно лицезреть Шехину (Присутствие Всевышнего). В Торе об этом написано: «Потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шемот, гл. 33, ст. 20).
Этому есть два объяснения.
Душа, до того как ее отправили в наш мир, пребывала под Троном Славы Всевышнего (на иврите — Кисе hа-Кавод). В земном мире она тоскует о том, прежнем своем состоянии и мечтает снова вернуться в него. И если человек увидит Шехину — душу уже нельзя будет остановить, она отсоединится от тела, покинет его.
Другая причина — в том, что Творец не хочет, чтобы люди уподоблялись малахим, которые постоянно находятся перед Всевышним.
Возможно из того, что малахим наслаждаются светом Шехины, воспевают Творца и находятся в Его пределе (в более высоком мире, в мире Йецира) — следует, что они превосходят все прочие творения, включая праведников? Ведь праведник, в отличие от малаха — сгусток материи из плоти и крови.
Однако в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 93) сказано, что праведники в величии своем — выше ангелов, служителей Всевышнего.
Обе эти позиции (высказанная мной и приведенная в Талмуде) — вполне согласуются между собой.
Если все дело в душе, в ее стремлении прилепиться к Творцу — праведники, конечно же, занимают более высокое место в духовной иерархии, нежели малахим. Они, праведники, могут видеть Шехину. Только Всевышний забирает при этом их души — чтобы они не слились с Ним окончательно, не растворились в Нем.
Но если Творец не желает показываться человеку, пусть даже и праведному, пока тот жив, чтобы тот не уподобил себя малаху-служителю — нам придется признать, что праведники все же уступают малахим.
Написано в недельной главе Толдот (Берешит, гл. 27, ст. 1), что Ицхак к старости ослеп.
Это нужно было для того, — говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 65), — чтобы Яаков мог получить благословения отца.
Другое объяснение, тоже из Мидраша (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11), состоит в том, что в момент, когда Ицхак был связан на мизбеахе (мизбеах — в условном переводе «жертвенник»), и отец, Авраам, по приказу Творца должен был заколоть его — он, Ицхак, увидел Шехину. То есть выходит, что праведники побеждают ангелов-служителей, поскольку они могут, кроме всего прочего, лицезреть самого Всевышнего.
Но если так, почему Ицхак ослеп?
Чтобы не Эсав, но именно Яаков, получил от него берахот (благословения).
Теперь мы продвинемся еще на один шаг и заключим, что Яаков послал к Эсаву не обычных посыльных, но — малахим, Чтобы продемонстрировать брату, что праведники — значительней малахим. Смотри, мол, братец, малахим у меня на посылках!
— Но почему тогда ослеп отец наш, Ицхак? — мог возразить ему Эсав. — Твои малахим постоянно видят Шехину. И ничего им не делается!
— Отец ослеп, чтобы благословения его получил не ты, а я, — ответил бы ему Яаков. — Так было решено на Небесах. Поэтому и теперь, ты лучше мне не препятствуй, не иди против Воли Небес…
на основе комментария рава Авраама Эшеля
(автор книги "Ханукат hа-Тора", главный раввин Кракова, Польша, 1595-1663 гг.)
В нашей недельной главе читаем, что Яаков велел своим посланникам передать Эсаву такие слова — «У Лавана я жил» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
В этих словах, — поясняет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — Яаков сообщает Эсаву, что не стал знатным и важным человеком и оставался пришельцем, чужеземцем. Так что, у тебя нет причин для ненависти ко мне из-за благословений, которые дал мне отец — «будь властелином для братьев твоих» (Берешит, гл. 27, ст. 29). Ведь оно — не исполнилось.
Непонятно, почему Раши начинает свое разъяснение, употребляя слово «благословение» во множественном числе («благословений»), а завершает, используя его в единственном числе («оно не исполнилось»).
Кроме того, мы знаем, что Ицхак благословил Яакова десятью благословениями. Даже, если одно из них не исполнилось — осталось еще девять других.
Когда Эсав со своей добычей предстал перед Ицхаком, отец сказал ему: «Пришел твой брат и хитростью взял твое благословение» (там же, ст. 35).
Но Эсав быстро справился с собой и поинтересовался: «Разве не осталось у тебя берахи и для меня?». На что Ицхак ответил:
— Поставил я его над тобой господином.
Таким образом, выходит, что причина, по которой Эсав не смог получить другие благословения — в том, что Ицхак поставил Яакова господином над ним. Ведь все что зарабатывает раб, достается его господину.
Теперь нам стала ясна логика слов Яакова.
«У тебя нет причины ненавидеть меня», — обращается он к своему брату. — Ведь я не стал твоим господином, а, значит — не вправе присваивать то, что принадлежит тебе. Поэтому ты вполне можешь удостоиться отцовских благословений».
В своем комментарии Раши обращает внимание на слово «гарти» (жил). Его гематрия (числовое значение) — 613. Получается, что Яаков объясняет Эсаву, что живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, наблюдая, как тот совершает дурные поступки.
Возникает вопрос: как Яаков мог соблюдать 613 заповедей? Ведь, как минимум, одну из них он не мог выполнять — заповедь о почитании отца. Яаков все эти годы жил вдали от него.
В недельной главе Ваешев говорится, что Йосеф рассказал отцу и братьям своим о сне, который ему приснился. Реакция на этот рассказ была у его слушателей — разной. Сказано, что «братья позавидовали ему, а отец — хранил это в сердце» (Берешит, гл. 37, ст. 11).
Что означает — «хранил в сердце»?
Раши отвечает на этот вопрос.
Яаков терпеливо ждал, когда сон Йосефа исполнится. То есть, «хранить в сердце» означает — ждать исполнения.
Говоря об исполнении Яаковом 613-ти заповедей, Раши использует слово «шамарти» (хранил).
Этот его комментарий можно понять и так: Яаков был готов исполнять заповеди, он настроил себя на исполнение их и ждал, когда ему представится такая возможность.
Яаков жаждал исполнить все 613 заповедей, но мог выполнить — далеко не все. Тем не менее, ему были засчитаны — все заповеди. Поскольку есть правило: тому, кто хочет выполнить заповедь, но не может сделать это по независящим от него причинам — засчитывается, будто он ее выполнил.
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века - первая половина 19-го)
3. Чему нужно было научиться у Лавана
Итак, мы читаем, что Яаков отправляет посланцев к Эсаву. Как сказано: «И повелел он им, говоря: так скажите моему господину Эсаву — так сказал твой раб Яаков: у Лавана я живал, и задержался доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии обращает внимание на слово «гарти» (жил). Его гематрия, как мы уже говорили — 613. Выходит, что Яаков объясняет Эсаву, что живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, наблюдая, как тот совершает дурные поступки.
Но неужели злодея Эсава интересует уровень соблюдения заповедей Яаковом?
Яаков, готовясь к встрече с Эсавом, предполагал три варианта развития событий. В соответствии с этим, он готовился к встрече по трем направлениям: проверил состояние сопровождавшего его отряда (боеспособных мужчин) — на случай вооруженного столкновения; собрал подарок для Эсава и обратился к Всевышнему с молитвой.
Если бы ему пришлось самому выбирать между войной и подарком — Яаков, конечно, предпочел бы отделаться дарами.
Подарок нужен, чтобы добиться расположения Эсава. Яаков так прямо об этом и говорит: «И посылаю сказать моему господину, что хочу обрести приязнь в его глазах».
Обычно, чтобы добиться чьего-то расположения, человек готов вести себя не так, как привык. Он может пойти на компромисс, а порой — и отказаться от того, что ему важно.
Но Яаков на это не был согласен.
«Я не заинтересован в ссорах и войнах, — дал он понять Эсаву, сообщая о соблюдении заповедей в доме Лавана. — У меня есть крупный рогатый скот, и я готов им с тобой поделиться. Только знай, несмотря на то, что я хочу обрести милость в твоих глазах — я не готов ради нее поступиться тем, что для меня важно. Я жил у злодея Лавана, но, несмотря на это, соблюдал все 613 заповедей. И если для установления мира между нами, мне потребуется отказаться хотя бы от одной заповеди — мира между нами не будет».
Теперь с еще большим вниманием рассмотрим слова Яакова, обращенные к Эсаву. Точнее — как комментирует их Раши.
Здесь Раши подчеркивает, что Яаков говорит, что он, живя у Лавана, соблюдал все заповеди, и дурному от него — не учился.
Но ведь если Яаков соблюдал все заповеди, то он, конечно же, не повторял нехорошие поступки Лавана. Это — само собой разумеется. Зачем же нужно об этом писать?
Дело в том, что Яаков таким образом говорит о своих недостатках и упущенных возможностях.
Лаван не просто совершал злодейства. Он вкладывал в это всю свою душу.
Яаков, как уже сказано, у него этому не научился. А надо бы!
Нет, конечно же, не дурным поступкам Лавана надо было учиться, но — его умению полностью отдаваться тому, чем ты занимаешься.
Самоотверженности, оказывается, можно научиться и у злодея.
Вкладываешь ли ты в хорошие дела столько же сил и энергии, сколько злодей вкладывает в плохие?
на основе комментария рава Меира Шапиро из Люблина
(глава йешивы в городе Люблине, Польша, первая треть 20-го века)
4. От господина остался пришелец
В нашей недельной главе читаем, что посланцы идут к Эсаву, со словами на устах, которые велел передать брату Яаков — «Так сказал твой раб Яаков: у Лавана я жил, и задержался доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что гематрия (числовое значение) употребленного в оригинале слова «гарти» (жил) составляет 613.
«Живя с Лаваном, — говорит этим Яаков, — я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Красивое объяснение. Только не понятно почему, собственно, Яаков должен был оказаться в доме Лавана, зачем ему нужно было жить у злодея?
Причина — в Эсаве, к которому спешат посланники Яакова.
Эсав, конечно же, понимал, что его поступки — далеки от идеала. Он не был столь глуп и заносчив, чтобы возомнить себя праведником.
Вместе с тем, Эсав считал, что по своему уровню он превосходит Яакова. Ведь Яаков всю свою жизнь только и делал, что сидел в шатрах и изучал Тору. И в тексте Торы об нем, о Яакове, написано: «Человек — кроткий, проводящий свою жизнь в шатрах» (Берешит, гл. 25, ст. 27).
Он добровольно заточил себя в четырех стенах дома учения, самоотверженно грыз гранит Торы, практически не появляясь в большом мире. И жизнь с ее испытаниями, искушениями, страстями и соблазнами — обходила его стороной. Не мудрено, что Яаков оставался праведником. Ведь это не стоило ему больших усилий.
Эсав же, напротив, с юных лет рос на улице, «в совершенстве овладел искусством охоты, превратился в человека поля» (там же), и его побаивались.
Эсав не считал себя злодеем. Просто в перипетиях судьбы, которые выпали на его долю — нельзя жить по-другому. Окажись в них его брат, домашний праведник — он, возможно, выглядел бы гораздо хуже.
Понятно, что подобные мысли только взращивали ненависть к Яакову.
Всевышний устроил все так, что Яакову пришлось покинуть шатер Торы. Из дома учения он прямиком попал в дом Лавана — того еще мерзавца.
Там он с максимально близкого расстояния увидел, что злодея, обманщика и нечестивца в действии.
Испытание Яакова не ограничилось пассивным наблюдением. Ему пришлось работать на Лавана, пасти его скот. Но все это не повлияло на праведника. Каким он вошел в дом Лавана — точно таким же его и покинул. И теперь, готовясь встретить Эсава, он велит ему передать, что жил у Лавана, и это не помешало ему соблюдать заповеди, так же, как прежде.
Поэтому представление Эсава, что его брат, что называется, «маменькин сынок», неспособный противостоять серьезным испытаниям — оказываются в корне не верными. И, стало быть, у Эсава — нет никакой причины ненавидеть Яакова или завидовать ему.
Раши пишет, что Яаков не стал знатным и важным человеком, но оставался пришельцем, чужеземцем.
Послание, которое Яаков направил Эсаву, несет в себе такой смысл. «Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословений, которые дал мне отец, — передает Яаков брату. — Бераха (благословение) «будь властелином над своими братьями» (Берешит, гл. 27, ст. 29) — не исполнилась в отношении меня. Так что, от «гвира» (господина) остался только «гер» (если из слова «гвир» изъять средние буквы «бет» и «йод» — останутся только первая и последняя буквы, образующие слово «гер»).
Вспомним комментарий Раши о том, что это благословение в жизни Яакова — не исполнилось.
Как это понимать?
Выражение «в отношении меня» в тексте оригинала (на иврите) обозначено коротким словом «би».
Можно сказать, что «би» — не исполнилось, не удержалось в слове «гвир». Поэтому от «гвира» и остался только «гер».
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Не буди лихо
Отправляя посланников к Эсаву, Яаков велит им: «Так скажите моему господину Эсаву: Так сказал твой раб Яаков…» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Чтобы можно было лучше понять, о чем здесь идет речь, расскажу притчу.
Главарь шайки разбойников, грубый и жестокий человек, уснул на перекрестке дорог. Проходящий мимо путник разбудил его со словами:
— Проснись, мил человек, вставай! Здесь опасно спать. Шайка разбойников, жестоких и беспощадных, орудует в этом месте...
Главарь разбойников проснулся, удивленно посмотрел на непрошенного спасителя, а затем принялся его избивать. Избивал жестоко и со вкусом, явно получая удовольствие от происходящего.
— Ой-йо-йой, караул! — завопил путник. — Кажись, само лихо пробудилось!
— Пробудилось? — приговаривал безжалостный разбойник, продолжая наносить своему «спасителю» удары. — Да оно спокойно себе спало, а ты сам его и разбудил. Теперь уж не взыщи. Сам виноват!..
Теперь вернемся к Яакову.
Злодей Эсав сидел спокойно на своей горе Сеир и никого не трогал. И вот, Яаков, вместо того, чтобы как можно быстрее, втайне, незамеченным пройти мимо — отправляет к нему послов. С наказом: «Так скажите моему господину Эсаву. Так сказал твой раб Яаков».
На этот раз Всевышний спас от побоев.
Читая текст дальше, мы видим, что Яаков был не рад этой встрече с Эсавом. Как сказано: «И сильно испугался Яаков, и стало ему худо» (Берешит, гл. 32, ст. 7).
В своем комментарии к этому отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что Яаков боялся быть убитым, а худо ему стало от мысли, что если дойдет до физического противостояния — он сам может кого-то жизни лишить.
Таким образом, с точки зрения Раши — причиной опасений Яакова была нависшая над ним угроза войны. Войны, которая имеет обыкновение собирать кровавые жертвы.
Но попытаемся заглянуть в более глубокие, духовно тонкие смысловые пласты, сокрытые в данном фрагменте.
Яаков испугался возможного противостояния с Эсавом. И когда он понял причину своего страха — ему стало не по себе.
Дело тут в том, что Яакову пришла в голову мысль, что его страх, возможно — свидетельствует, что в его постоянной привычке во всем полагаться на Всевышнего есть некий изъян.
Он, Яаков, хорошо усвоил, что бояться нужно только Творца. Но если ты боишься, причем, очень сильно, человека из плоти и крови — не означает ли это, что твоя богобоязненность ущербна?
Когда Яакова пронзила такая мысль — ему сделалось худо…
на основе комментария Мальбима
Автор текста Мордехай Вейц