Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».
И послал
на иврите — ваишлах.Обсуждение главы
Ваишлах1. Почему малахим и почему — два?
Наша недельная глава начинается того, что Яаков отправляет посланников к своему брату Эсаву (Берешит, гл. 32, ст. 4).
В Мидраше говорится, что посланниками были малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). Настоящие малахим.
В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, откуда известно, что это были малахим? И во-вторых — зачем понадобилось отправлять к Эсаву двух малахим, почему Яаков не ограничился одним?
Отвечая на эти вопросы, Мидраш отмечает, что посланники Якова направились по двум адресам: один пошел к Ицхаку — проверить, не там ли находится в данный момент Эсав, другой — в страну Эдом, где жил Эсав.
Это служит косвенным доказательством, что посланниками были — именно малахим.
Известно, что для выполнения заданий в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) и за ее приделами нужны были разные малахим. Тех, что могли пойти с поручением в Израиль, нельзя использовать за границей. Ицхак жил в Эрец Исраэль, а Эдом находился за ее приделами.
Так, что факт, что посланников было двое, свидетельствует, что речь идет о малахим. Ведь человек мог сначала пойти в Эдом, и если, допустим, Эсава там не застанет — отправиться на его поиски в дом Ицхака. Но малах, побывавший в Эдоме, уже не мог пойти в Эрец Исраэль. Поэтому Яакову понадобились два посланника.
Теперь остается выяснить, почему сказано, что малахим были настоящими?
В нашей молитве «Унетане токев», которую читают в Рош а-Шана и Йом Кипур, есть такие слова: «И будут трепетать малахим, и скажут — наступает День Суда!».
На первый взгляд, отчего, казалось бы, трепетать малаху? Ведь он просто выполняет Волю Творца.
Учителя разъясняют, что малахим в определенном смысле — творение рук человеческих. Люди создают их, выполняя заповеди и совершая добрые дела.
То есть можно сказать, что сыны Израиля, своими поступками порождают «ангелов». Если человек допускает нарушение — рождается ангел-обвинитель. Если выполняет заповеди — появляются малахим-защитники.
Но ведь заповеди можно выполнять — по-разному. Кто-то вкладывает в духовную работу всю свою душу. Кто-то — относится к заповедям «формально» и осуществляет их, что называется, «спустя рукава».
Если заповедь выполняется «технически», без стремления реализовать ее наилучшим образом, то и малах рождается — ущербным. Понятно, что такой малах трепещет в ожидании Судного Дня…
Из Торы мы знаем, что Яаков служил Всевышнему всей душой и сердцем, прикладывая к выполнению заповеди максимально возможные усилия. Поэтому и сотворенные им малахим были — совершенными, без изъянов. Поэтому Мидраш и называет их — «настоящими».
на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша – Германия, первая половина 18-го века) и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
2. Красный в красной стране
В нашей недельной главе читаем: «И отправил Яаков посланников пред собой к Эсаву, брату своему, на землю Сеира, в поле Эдома» (Берешит, гл. 32, ст. 4).
Почему Тора в таких подробностях уточняет конечный пункт в маршруте посланников Яакова — «земля Сеира, поле Эдома»? Почему нельзя было просто сказать, что он отправил посланников к Эсаву?
Этот вопрос тесно связан с другим — почему Яакову было так важно отобрать у Эсава первородство?
До того как был построен Мишкан (Переносной Храм в пустыне) можно было служить Всевышнему, используя мизбеахи (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»). Их разрешалось строить в любом месте, а роль коэнов выполняли — первенцы.
Эсав был первенцем, ибо первым появился на свет. И Яаков не без оснований полагал, что злодей (каким стал Эсав) не должен вести службу Творцу. Это было бы позором. Поэтому и приложил максимум усилий, чтобы первородство досталось ему, Яакову.
И все равно непонятно — для чего нужно было так стараться? Ведь сказано в Талмуде, что человек с черной кожей, с красной кожей и альбинос считаются увечными и не вправе вести службу Всевышнему (трактат Бехорот, лист 45). И мы знаем, что Эсава звали — Эдом (то есть — красный), ибо кожа у него была красной, а волосы — рыжими, он носил красную одежду, предпочитал блюда красного цвета и жил в стране Эдом (красной). Обо всем этом написано, в частности, в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.75).
Значит, Эсав, несмотря на то, что был первенцем, не имел права осуществлять служение Всевышнему. И Яакову вовсе не нужно было из кожи вон лезть, чтобы отнять у него первородство.
Но вместе с тем, из другого трактата Талмуда (трактат Сукка, лист 34) мы узнаем, что этрог (особый, напоминающий лимон плод, обычно — желтого), если он — черный, не пригоден для исполнения в Суккот заповеди «арба миним», то есть — о четырех растениях. Ибо черный цвет для этрога — критический недостаток, изъян, не позволяющий использовать этот плод для служения Всевышнему. Общие сведения о данной заповеди можно найти на сайте в материалах, посвященных празднику Суккот (в разделе «Праздники»).
Впрочем, в процессе обсуждения, Учителя приходят к выводу, что на территории страны Куш, родины этого (черного) этрога, его все же можно использовать для выполнения заповеди. Потому что в этой стране черный цвет у этрога — не изъян.
Теперь вспомним, что до появления Мишкана, как сказано выше, мизбеахи разрешалось возводить повсюду.
Следовательно, Эсав мог возвести жертвенник в своей стране — Земле Эдом.
По аналогии с черным этрогом, мы можем предположить, что формально Эсаву было бы разрешено служить Творцу на своей территории. Ведь, если черный этрог в стране, где он произрастает таким — приобретает кашерность, то и красному Эсаву в «красной» стране (Эдом), очевидно, разрешено построить мизбеах и осуществлять служение. Поэтому Яаков и отнял у него первородство — чтобы злодей нигде не мог руководить службой Творцу.
Теперь нам понятна такая скрупулезная точность Торы — «И отправил Яаков посланников к Эсаву... на землю Сеира, в поле Эдома». Ведь Эсав по прозвищу Эдом, мог построить мизбеах и служить Всевышнему в стране Эдом. Чтобы этого не произошло, Яаков и получил первородство.
на основе комментария рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста Мордехай Вейц