Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваишлах»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

 

Обсуждение главы Ваишлах

 

1. Яакову не нужен отрицательный пример

 

Яаков объявляет Эсаву через своих посланников, что он «жил (в оригинале — гарти) у Лавана и до сих пор откладывал возвращение» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет о намеке, содержащемся в словах Яакова.

Гематрия (числовое значение) слова «гарти» (я жил) — 613. Столько насчитывается заповедей в Торе. Таким образом, Яаков поведал Эсаву, что «живя у Лавана, я соблюдал 613 заповедей Торы и не учился плохому, глядя на его (Лавана) дурные поступки».

Корень слова гарти гер, что означает — «пришелец».

У Лавана Яаков чувствовал себя гером, пришельцем. Он не пускал там корни, потому что знал, что лишь временно и по необходимости живет в этом месте. А когда необходимость аннулируется — он вернется в родные края.

Итак, Яаков сделал путь Всевышнего, соблюдение заповедей — смыслом своей жизни. Но тогда зачем нужно добавлять, что он не учился у Лавана дурному? Разве человек, трепещущий перед Всевышним и чтящий Его заповеди, способен совершить плохой поступок?

В книге наставления мудрости находим такое странное, на первый взгляд, высказывание: «Ступай и встань напротив глупца» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 14, ст. 7).

О чем здесь речь?

Если человек столкнулся с серьезной проблемой и не знает, как поступить, какое решение принять — пусть отправляется к глупцу и понаблюдает за ним. Тогда он поймет, по крайней мере, как поступать — не следует.

Это — метод от противного: посмотри, что неразумные вытворяют и сделай наоборот. Всегда старайся делать прямо противоположное тому, что творят злодеи.

Яаков жил у хитреца и злодея Лавана. Казалось, самое раздолье — наблюдай за повадками нечистого на руку мошенника, учись от противного, делай обратное, действуй без задних мыслей. Только Яакову, человеку праведному и цельному, все это было без надобности. Он изучал Тору в шатрах Шема и Эвера, и лишь из нее черпал все необходимые знания. Ею он руководствовался в выборе пути. Она для него стала мерилом всех ценностей и руководством к действию. Выполнение заповедей было отправной точкой всех его поступков.

Теперь мы можем лучше понять слова Яакова о том, что «живя у Лавана, и соблюдая 613 заповедей Торы, он не учился у того плохому, глядя на его дурные поступки».

Яаков ничему не учился у Лавана, потому что в этом не было никакой необходимости. Он и без этого справлялся с задачами, которые стояли перед ним.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)

   

 

 

2. Четыреста сил нечистоты

 

Посланники вернулись к Яакову и сообщили, что Эсав идет ему навстречу, а с ним еще 400 мужей (Берешит, гл. 32, ст. 7).

Число «400» обозначают буквой тав. Она — последняя в алфавите, и следовательно, отображает максимальное число, которое можно выразить одной буквой.

Поэтому «400» используют порой, как эквивалент большого количества чего-либо. Иногда, если хотят указать, что чего-то было достаточно много, пишут — «400».

В книге Зогар разъясняется, что Эсав прихватил с собой 400 сил тумы (духовной нечистоты). Эсав — символ необузданной, губительной мощи, разрушающей мир и сеющей хаос. Эта мощь обозначена числом 400. Получается, что Эсав четырехсотсильный генератор разрушения и уничтожения.

Проявление сил тумы мы видим в приговоре, зачитанном Аврааму: «Пришельцами будет твое потомство в краю чужом, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

В противостоянии этим силам, Авраам заплатил выкуп Эфрону за пещеру Махпела 400 полновесных серебряных шекелей.

В Мидраше говорится, что, в момент, когда Яаков увидел 400 духовных вредителей (на иврите — малахей хабала), направляющихся к нему вместе с Эсавом, он ударил ладонью о ладонь.

Ладонь на иврите — «каф», буква, обозначающая число 20. Значит, выражение «ладонь о ладонь» или каф эль каф, можно понять и как 20, умноженное на 20, что дает число 400.

Мы видим, что Яаков, таким образом, вступил в противостояние с деструктивными силами, которые в будущем должны были обрушиться на его потомков.

В Талмуде Учителя рассказывают о противостоянии (на разных уровнях и разными способами), которое инициируют силы зла, рядящиеся в различные одеяния, напяливающие на себя маски, принимающие образы людей.

Рассказывается в Талмуде (трактат Шаббат, лист 31), что два человека поспорили, кому из них удастся вывести из себя великого Гилеля (великий Учитель, 1-й век). Победитель получал 400 серебряных монет. И только Гилель сумел совладать с посланниками дурного начала и устоял в этом испытании.

В другом месте Талмуда (трактат Берахот, лист 20) об уловках йецер hа-ра (дурного начала) рассказывается такой случай.

Рав Ада бар Аhава увидел на улице женщину в нескромной косынке. Он воспылал гневом, подскочил к ней и сорвал косынку. Но вскоре выяснилось, что женщина была нееврейкой, и относилась к кутиям, у которых подобные косынки были в порядке вещей.

Женщина обратилась в суд, который обязал рава Аду выплатить ей 400 серебряных монет в качестве компенсации.

— Как твое имя? — справился раввин.

— Матун (слово, от которого произошло это имя, можно перевести как подарок), — был ответ.

— Матун, Матун… Подарок обошелся мне в 400 монет...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

3. Пророк Элиягу на передовой

 

Яаков отправил гонцов к Эсаву, но те вернулись с неутешительной вестью. Об этом читаем: «Эсав сам идет тебе навстречу, а с ним еще четыреста мужей» (Берешит, гл. 32, ст. 7).

Число «400» обозначают буквой тав. Она последняя в алфавите, и, следовательно, отображает максимальное число, которое можно выразить одной буквой. Поэтому «400» порой используют в качестве эквивалента большого количества чего-либо. Иногда, если хотят указать, что чего-то было достаточно много, пишут — «400».

В книге Зогар разъясняется, что Эсав прихватил с собой 400 сил тумы (нечистоты).

Эсав — символ необузданной, губительной мощи, разрушающей мир и сеющей хаос. Эта мощь обозначена числом 400. Получается, что Эсав четырехсотсильный генератор разрушения и уничтожения.

В Талмуде Учителя рассказывают о противостоянии силам зла, которые нередко выражены числом «400».

Приведем одну из этих историй.

Ула (Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, 3-й век) удостоился своего прозвища, потому что много путешествовал между Вавилоном и Израилем (глагол лаалот, от которого образовано имя Ула, в данном случае означает — подняться в Эрец Исраэль, на Землю Израиля). Он посещал выдающихся Учителей обеих стран и знакомил одних с открытиями других.

Однажды, рав Нахман (Учитель Талмуда, 3-й век) устроил торжественный обед в честь Улы. В доме рава Нахмана было заведено, что после трапезы он произносил благословение биркат hа-мазон (особая благодарственная молитва после трапезы с хлебом) над бокалом вина, выпивал сам и оставлял глоток жене, чтобы благословение распространилось на весь дом. Ведь жена не только хранительница домашнего очага, она олицетворяет собой дом.

Но на этот раз благословлял над вином Ула, и сам осушил весь бокал.

Когда жена рава Нахмана поняла, что вина ей не досталось, она взяла увесистую дубину, спустилась в погреб и разнесла в щепки 400 бочек вина.

— Что проку от всех этих бочек, если я не получила даже глотка вина!

Но почему именно 400?

Таким образом, жена рава Нахмана преподала нам урок, что вино, над которым произнесено благословение, помогает одолеть 400 сил «другой стороны», четыреста сил зла.

Вообще, в Талмуде — 50 историй, в которых число 400 играет важную роль. В Мидрашах же подобных историй — не счесть.

А вот, что говорится в книге Зогар.

Когда сыны Израиля хорошо готовятся к шаббату и в материальном плане, и в духовном, душой и телом — они тем самым как бы сбрасывают 400 сил Эсава в глубокую яму и закрывают сверху крышкой. Так, до самого окончания субботы, эти необычайно вредоносные силы, напрочь лишаются возможности вредить.

Поэтому, отделяя субботу от будней, важно понюхать благовония, а после отделения упомянуть пророка Элиягу. Ведь гематрия (числовое значение) фразы: «Элиягу hа-нави захур ле-тов» (пророк Элиягу, благословенной памяти) составляет 400. Потому что Элиягу — всегда на передовой фронта борьбы с силами зла.

 

на основе комментария рава Натана Шапиро

(автор книги «Мегале амукот»; Краков, Польша, 1585-1633 гг.)

 

 

4. Чего опасался Яаков

 

Написано в нашей недельной главе: «И очень испугался Яаков, и стало ему тяжело на душе» (Берешит, гл. 32, ст. 8).

Мы помним, что Всевышний обещал Яакову, говоря: «И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю, ведь Я не оставлю тебя, пока не исполню всего, что обещал тебе» (там же, гл. 28, ст. 15).

Тогда непонятно чего испугался Яаков. Разве обещание Творца не успокаивает?

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 98) говорится, что Яаков опасался своей возможной ошибки.

Ведь с той памятной ночи, когда Яаков увидел свой знаменитый сон, уже прошло 20 лет. И он, возможно, где-то что-то нарушил и этим исчерпал свои бывшие заслуги. Так, может быть, обещание Творца больше не действует?

Своими сомнениями и терзаниями Яаков учит нас не слишком уповать на собственные личные заслуги.

Бывает, человек когда-то запасся камеей праведника, долларом Ребе или даже обещанием рая от самого Бабы Сали (о нем см. на сайте в ответе «Правда ли, что Баба Сали исцелял больных? Расскажите о нем», № 6244), и думает, что ему любое «море будет по колено». Однако было бы больше пользы, если бы он просил Всевышнего уберечь его от ошибок.

Раби Йонатан бен Узиэль (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) добавляет, что Яаков очень переживал, что долгое время отсутствовал дома и поэтому не выполнял должным образом заповедь о почитании родителей.

Наш фрагмент можно рассмотреть и в ином ракурсе.

Услышав, что к нему приближается Эсав во главе многочисленной дружины, Яаков на какой-то миг устрашился, но потом ему сделалось нехорошо на сердце, потому что он испугался человека из плоти и крови, вместо того, чтобы уповать на Творца, как сказано: «Возложи на Всевышнего бремя твоих забот, и Он поддержит тебя» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 55, ст. 23).

Некий богач пришел в дом к раби Зуше из Аниполя за благословением, но не застал его. Он увидел нищету, которая царила там и страдающих от голода жену и детей праведника.

Раби Зушу он нашел в синагоге, тот склонился над трактатом Талмуда, пребывая в прекрасном расположении духа.

Богач не сдержал удивления.

— Как ты можешь радоваться, когда твои домашние плачут?! — воскликнул он.

— Они плачут, — ответил раби, — потому что надеются на Зушу, человека из крови и плоти, а он не оправдывает их ожиданий. Я же уповаю на Всевышнего и точно знаю, что Он не подведет. Поэтому и радуюсь…

 

на основе комментария Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)

 

 

5. Когда нужно опасаться дружбы

 

Перед встречей с Эсавом Яаков обращается с молитвой к Всевышнему — «Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эсава!» (Берешит, гл. 32, ст. 12).

В Мидраше разъясняется, что Яаков искал спасения и от ненависти Эсава и от дружбы с ним.

И действительно, Эсав был двуликим, как Янус. Он ненавидел Яакова всеми фибрами души, но, когда чувствовал силу, чтобы усыпить бдительность и нанести неожиданный удар — прикидывался любящим братом.

Это свойство передалось и его потомкам.

Порой тот или иной народ вдруг начинает проявлять заботу о сынах Израиля, обещая золотые горы в совместных проектах. Только потомки Эсава, неожиданно «воспылавшие братской любовью» к евреям — гораздо опаснее тех, кто открыто нас ненавидят.

Далее мы читаем о поединке Яакова с духовным покровителем Эсава. Написано: «И боролся (в оригинале — «ваеавэк») некто с ним, до восхода зари» (Берешит, гл. 32, ст. 25).

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 91) Учителя анализируют слово «ваеавэк». Отмечая, что в нем содержится намек на «авак» — пыль, которая стояла столбом во время поединка, а в духовных мирах доходила до Престола Славы Всевышнего.

В другом месте в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 63) говорится, что иногда в речи буква хет проглатывается и заменяется алефом, поэтому, например, слово «авика» (пыль на арамейском языке) может использоваться и в значении «хавика» (объятия).

Поэтому, возможно, ваеавэк может иметь и значение вайехабек (и обнял), что указывает на стремление к сближению.

Это предположение подкрепляется тем фактом, что Эсав действительно обнял Яакова. Мы об этом читаем дальше — «И побежал Эсав ему навстречу и обнял его» (Берешит, гл. 33, ст. 4).

Бывает, что смертельный враг набрасывается на человека, но ему не удается застать его врасплох. И тогда, получив хороший отпор, он идет на хитрость и, прикинувшись близким другом, говорит о братской любви, чтобы, усыпив бдительность, по-братски, с любовью вонзить в спину нож.

На протяжении всей истории, из поколения в поколение, потомки Эсава, то — как махровые антисемиты, то — в обличье друзей и братьев, вступают в непримиримую борьбу с сынами Израиля. Поэтому Яаков взывает к Всевышнему не только ради себя, но и ради своих потомков, ищет спасение и от Эсава и от брата.

Борьба между народами мира и сынами Израиля продолжится «до восхода зари» — до наступления геулы (окончательного освобождения). Тогда все враги Израиля будут повержены. Как сказано: «Тогда прорвется, как заря, Свет твой, и исцеление Твое скоро явится» (Танах, книга пророка Йeшаягу, гл. 58, ст. 8).

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера

(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц