Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Неожиданный ночлег в странном месте

 

В нашей недельной главе о вынужденном ночлеге Яакова в открытом поле читаем: «И наткнулся на некое место, и провел там ночь, потому что зашло солнце. Он взял несколько камней из камней того места, положил их под голову и лег спать в этом месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

В этом небольшом фрагменте слово «место» повторено три раза. Интересно выяснить, с какой целью?

Когда Яаков устраивался на ночлег, он еще не знал, что находится там, где в будущем построят Иерусалимский Храм. Это ему стало известно лишь утром. И тогда он в изумлении и трепете воскликнул: «Поистине, Всевышний в этом месте, а я и не знал» (там же, ст. 16).

И далее — «Как грозно это место!» (там же, ст. 17).

Осознав, что спал в таком святом месте, Яаков испугался. Этот его трепет был спровоцирован повелением Торы — «И перед Храмом Моим трепещите» (Ваикра, гл. 19, ст. 30). Тора обязывает с уважением и почтением относиться к святым местам. А сон в таком месте никак нельзя расценить как почтительное отношение.

В Талмуде (трактат Тамид, лист 25) говорится, что в Бейт hа-Микдаше (Иерусалимском Храме) были специальные отряды коэнов, в обязанность которых входило следить, чтобы никто из присутствовавших, умышленно или по ошибке, не проявил неуважение к святому месту. И если они видели, что кто-то задремал, им разрешалось привести его в чувство любым способом, включая болевое воздействие. Отряды эти на территории Храма сосредотачивались в трех местах. Поэтому Яаков произнес слово «место» три раза.

В книге Зогар дается дополнительная информация.

Яаков так много говорил о том месте, потому что там было наиболее заметно присутствие Творца. Место — это одно из Имен Всевышнего. Оно намекает на то, что Творец — вместилище мира, а не мир — место для Него.

Человек из плоти и крови не в состоянии находиться одновременно в нескольких местах. Если его в определенное время видели в какой-то точке мира, значит, в это время во всех прочих местах он отсутствовал. Из этого следует, что мир — местом для человека.

Всевышний же присутствует везде, в любой момент времени, Он наполняет Собой все миры и все сущее, как материальное, так и духовное. Он охватывает все, но ничто не в состоянии охватить Его. И это доказывает, что Творец — вместилище мира, но не мир не может быть местом для Творца.

Как-то отец захотел проверить своего сына и задал ему вопрос:

— Где находится Всевышний?

- А где Его нет? — чисто по-еврейски ответил мальчик.

В будущем он стал выдающимся раввином и написал важную книгу Тора ор («Свет Торы»).

В заключение темы продемонстрирую связь между четырехбуквенным Именем Всевышнего и Его Именем Маком (место).

Если гематрию (числовое значение) каждой из букв имени hавайя умножить саму на себя, получим 186, что соответствует гематрии Имени Маком.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Буквы Торы дают жизнь

 

Яаков устраивается на ночлег. Об этом читаем: «И наткнулся на некое место, и провел там ночь, потому что зашло солнце. Он взял несколько камней из камней того места, положил их под голову и лег спать в этом месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Камни, которые Яаков положил под голову, к утру стали одним камнем. Как сказано: «И встал Яаков рано утром, и взял камень, который положил себе под голову... и возлил на него масло во Имя Всевышнего» (там же, ст. 18).

В будущем, на этом месте возведут Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм), в котором будут совершать приношения Всевышнему.

Слово «место» в нашем фрагменте встречается три раза, это намек на три Бейт hа-Микдаша, два из которых будут разрушены народами мира, а третий, отстроенный в конце дней — останется навечно.

Рассмотрим более детально выражение «и лег спать в этом месте».

Слово «вайишкав» (и лег) можно разделить на два — «вэ-еш» и «кав бет», что означает — «есть 22 буквы». Следовательно, получается, что «в этом месте есть 22 буквы».

Речь о буквах, которыми записана Тора.

Душа каждого еврея связана с Храмовой горой и с тем камнем, на который Яаков возливал масло. Поэтому полезно для души издали наблюдать за местом, на котором совершали служение Всевышнему, возносили приношения Ему.

Многие из духовных людей во все времена старались найти возвышенность, с которой открывался вид на место, где стоял Иерусалимский Храм, и, всматриваясь в него — исцеляли, укрепляли и питали свою душу.

Науке хорошо известны биологические и химические процессы, сопровождающие беременность. Но что в этот период происходит на духовном уровне?

22 буквы, из которых состоит Тора, спускаются из высших миров и наполняют женщину, которая должна стать матерью, образуя ее плод. Без этих букв — не будет ребенка. Так что, выражение «в этом месте есть 22 буквы», можно соотнести с местом, в котором находится и развивается плод.

В книге Атерет тиферет говорится, что супругам перед близостью желательно произнести названия всех 22-х букв, а затем добавить просьбу: «Сотвори для меня добрый знак!» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 86, ст. 17).

Знак на иврите — «от», так же, как слово «буква». А слово «това» (добрый) имеет гематрию (числовое значение) 22.

Таким образом, просьба обретает смысл — сотворить добро из 22-х букв, добро, которое приведет к беременности и рождению ребенка.

Давида не раз преследовали враги, не раз он подвергался опасности, вступал в поединок с хищными зверями. В такие моменты он молил Всевышнего — «Сотвори для меня добрый знак!». Он просил, чтобы заветные 22 буквы напитали его душу жизненной силой. И благодаря этому, он выдерживал все испытания.

Когда человек всматривается в буквы Свитка Торы, его душа получает жизненные силы. И особенно полезно смотреть на буквы, составляющие его имя. Ведь эти буквы, резонируя с его душой, несут ему добро...

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

3. О человеке говорят и его сны

 

Яаков спит и видит удивительный сон, описание которого находим в нашей недельной главе. Написано: «Лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает Небес. И посланники Всевышнего поднимаются и спускаются по ней. И Всевышний стоит над ним» (Берешит, гл. 28, ст. 12-13).

В Мидраше разъясняется, что лестница была огненной. Она имела весьма значительные габариты: по высоте — достигала Небес, а ширина ее была такой, что по ней могли одновременно подниматься и спускаться по два малаха (малах — посланник Всевышнего, в условном переводе — ангел).

Задача малахим (мн. ч. от слова малах) — доставлять Всевышнему отчеты о происходящем внизу и выполнять Его повеления, поступающие в качестве реакции на донесения.

Таким образом, Яакову была показана система Управления миром. И выражение «Всевышний стоит над ним» можно отнести и к лестнице, поскольку в иврите слово лестница (сулам) мужского рода.

Итак, лестница с малахим символизирует систему Небесных сфер, звезд и планет, от движения и взаимного расположения которых, зависит все происходящее в нашем мире. И над всем этим стоит Всевышний.

Обращает на себя внимание порядок движения малахим. Написано, что они «поднимаются и спускаются». Но должно быть, казалось бы, наоборот: сначала — спуск с Небес, затем — подъем.

Дело в том, что речь идет о малахим, уже упомянутых в главе Ваера. Это были два посланника Всевышнего, которые пришли в Седом, чтобы разрушить города Седомской долины и спасти Лота.

Тогда они сказали: «Мы уничтожаем это место» (Берешит, гл. 19, ст. 13).

В этом Всевышний усмотрел проявление гордыни. Нужно было сказать не «мы уничтожаем», а «Всевышний уничтожает». В их варианте они будто бы «присвоили» деяния Творца. За это, в качестве наказания, их оставили внизу на 138 лет изгнания. И только теперь им было разрешено вернуться. Поэтому и написано — «поднимаются и спускаются».

Спустились они уже с новым заданием — проводить Яакова в Харан.

Сон человека, прежде всего, говорит о нем самом. Скажи мне, что тебе снилось, и я скажу, кто ты, что ты из себя представляешь.

Яакову снится лестница, уходящая в Небеса, малахим и Всевышний. Это свидетельствует о необычайно высоком духовном уровне Яакова.

Для сравнения, дальше в Торе изложены сны фараона. Ему, как известно, снились колосья и коровы, тощие и упитанные, поедающие друг друга. Это нам многое сообщает о духовности правителя Египта. Не удивительно, что в дальнейшем он задался идеей поработить сынов Израиля и стал активно осуществлять ее на практике....

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и раби Меира из Перемышлян

(Украина, 1783-1850 гг.)

 

 

4. Уроки лестницы

 

Яаков видит удивительный сон, в котором ярчайшей аллегорией выступает лестница. Здесь читаем: «Вот, лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает Небес» (Берешит, гл. 28, ст. 12).

Это может научить нас важным правилам, необходимым в той или иной жизненной ситуации.

Поясню это притчей.

В деревне жил один простак, человек недалекого ума. Он зарабатывал поденной работой, нанимаясь то к одному, то к другому зажиточному селянину.

Как-то раз ему велели лезть на чердак и принести оттуда мешок муки.

— Но как я туда заберусь? — искренне удивился простак. — Ведь на чердак не ведут ступени.

— Ступеней действительно нет, но есть лестница! — объяснил ему хозяин и жестом указал направление, где лежала на земле стремянка.

Наш горемыка взял лестницу и приложил ее вплотную к стене. Но когда он попытался залезть по ней на чердак, она упала. Он вновь и вновь приставлял лестницу к стене, и каждый раз она с грохотом валилась на землю.

Наконец, прохожий подсказал ему, что лестницу нужно ставить не впритык, а под наклоном, отодвинув нижнюю часть от стены.

Это правило важно для всех. Не всегда нужно подходить максимально близко к цели, прилипать к ней. Иногда следует выдержать дистанцию, двигаться наискосок, под наклоном, по диагонали.

У другого хозяина в доме как раз были ступени, ведущие на крышу. Но он решил, что крыша слишком опасное место для детей, коих у него было множество. И вот, он велит разобрать эти ступени.

Простак с рвением принялся за работу. Он встал на вторую ступень и разобрал первую, затем перешел на третью и разобрал вторую... Вот он уже на крыше, и задание выполнено, все ступени разобраны. Но как теперь он спустится?!

— Караул! — завопил простофиля. — Верните меня вниз, на землю!

— Как залез, так и слезай! — кричат ему из окон соседи.

— Но когда я поднимался, были ступени, а теперь их нет, я их разобрал…

— Лестницу подметают сверху и разбирают сверху, — разъяснили ему. — Запомни это!

И он хорошо это запомнил.

В другой раз его попросили разобрать ступени, ведущие в погреб. Наивный простак хорошо помнил, что лестницу подметают сверху и разбирают тоже, сверху. И он приступил к работе. И работал он до тех пор, пока не оказался в погребе, без всякой возможности вылезти оттуда…

Мы видим, что разные задачи требуют разных решений. Нельзя применять один и тот же способ для осуществления всех целей, даже, если он выстрадан.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц