Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Вайеце»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».
И вышел на иврите — вайеце.
Обсуждение главы Вайеце
1. Как найти свою пару
Наша недельная глава открывается сообщением — «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).
Яаков покинул родные пенаты, чтобы найти себе пару. Об этом и поговорим.
Трое — Ицхак, Яаков и Моше — обрели свое счастье благодаря источнику воды.
Элиэзер возле колодца нашел невесту для Ицхака, Яаков у колодца встретил Рахель, А Моше — познакомился с Ципорой.
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) отмечают, что кому-то, чтобы найти себе жену, нужно отправляться на поиски и прилагать усилия. Кому-то — суженая достается на блюдечке с голубой каемочкой и с доставкой на дом.
Так было с Ицхаком. Как сказано: «И вышел Ицхак молиться в поле под вечер, и поднял он глаза свои и увидел... И подняла Ривка свои глаза и увидела Ицхака» (Берешит, гл. 24, ст. 63-64).
Яакову же пришлось самому искать себе пару. О нем читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан».
Этому есть объяснение. Яаков ушел из отчего дома и отправился в изгнание (галут) на поиски невесты, чтобы потом, в будущем — отыскать и вывести из галута своих потомков.
Продолжая разговор о парах, нельзя обойти вниманием эту — Всевышний и народ Израиля. Их свадьба состоялась во время Синайского откровения. Тогда невеста, Израиль, была посвящена Торой своему Мужу, Творцу.
Сыны Израиля просят: «Верни нас, Всевышний, к Себе, обнови наши дни как прежде!» (Танах, Эйха, гл. 5, ст. 21).
Всевышний, со своей стороны, призывает: «Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 7).
О чем идет речь в этом диалоге?
Евреи хотят, чтобы подобно тому, как Яаков, покинув свой дом, отправился на поиски пары, и Создатель пришел к своей жене, не ожидая, когда она сама придет к Нему. Но Всевышний настаивает на варианте Ицхака: Я, конечно, выйду навстречу, но только после того, как вы обратитесь ко Мне.
Возможны два вида геулы (освобождения): в срок и раньше срока.
Досрочная геула может осуществиться по модели супружества Ицхака, когда жена сама найдет своего мужа. То есть, сынам Израиля необходимо обратиться к Творцу, и тогда Он обратится к ним
Впрочем, Ривка не совсем сама нашла Ицхака. Слуга Авраама Элиэзер принял в этом немалое участие.
Если сопоставить еврейскую историю с Торой, то сыны Израиля — это Ривка, Всевышний соответствует образу Ицхака, а роль Элиэзера выполняют народы мира.
Геула в срок будет подобна обретению своей пары Яаковом. О ней сказано: «Когда возвратит Всевышний пленников народа Своего, ликовать будет Яаков, веселиться будет Израиль» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 14, ст. 7).
Таким образом, выйдя из Беэр Шевы, Яаков способствовал тому, что Всевышний, когда настанет срок, также отправится спасать Свой избранный народ, провозгласит геулу, восстановит Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) и приведет Машиаха, который станет царем.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Написано в нашей недельной главе: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).
Достаточно было бы написать, что Яаков направился в Харан. Откуда он вышел — мы могли бы и сами понять, ведь мы знаем, где он жил.
Зачем же Тора пускается в столь подробные описания?
Чтобы научить нас, что уход праведного человека из какого-либо места дает себя знать. Пребывая в городе, праведник являет собой его славу, величие, и великолепие (то есть, служит украшением города). Когда же он уходит оттуда, город лишается своей славы, величия и великолепия.
Подобно сказано о Наоми и Рут — «и ушла она с того места» (Рут, гл. 1, ст. 7), сказанное о Наоми и Рут (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 61).
Величие (в оригинале — hода или hод) — это отличительная черта духовного наставника, главы поколения.
Пророк, характеризуя главу поколения, говорит: «Тора истинная была в устах его, и несправедливость не пребывала на губах его, в мире и справедливости ходил он со Мной и многих отвратил от зла. Ведь уста коэна должны хранить знание, и Тору искать должно из уст его» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 2, ст. 6-7).
«Тора истинная была в устах его» — это и есть hод. Мудрец Торы наделяет мир величием (hодом), и, чем выверенней и точнее его Тора — тем явственней hод.
Наилучшая система управления устроена так, что политические, финансовые и административные вопросы решает политический лидер, и рука об руку с ним идет лидер духовный, занимающийся вопросами этики и морали.
В еврейском народе в эпоху его процветания были царь и коэн гадоль (главный коэн в Храме). Эта модель вполне может найти отражение и в современном еврейском государстве.
На протяжении истории одни раввины самозабвенно погружались в изучение Торы, выбирая для себя роль кабинетных ученых, другие посвящали много времени общественным нуждам — обучению, наставлению, ответам на вопросы. Они ставили интересы общины выше личных. Зачастую это было в ущерб самосовершенствованию и личностному росту. И все же их вклад в укрепление hода гораздо больше, а их уход — заметней и чувствительней для общества.
Один известный раввин, слова которого вполне заслуживают доверия, рассказывал, что однажды он увидел во сне большого знатока Торы, который к тому времени уже скончался. При жизни они были приятелями. Во сне между ними состоялся разговор, в котором один задавал вопросы, а другой отвечал.
В итоге выяснилось, что умерший находится в особенном и возвышенном (в духовном плане) месте, куда лишь немногие могут попасть. Он стоит перед входом в Небесный Иерусалим.
Впрочем, войти он не вправе. Посланник Всевышнего, малах (в условном переводе — ангел) преградил ему дорогу.
Дело в том, что при жизни он всегда сидел обособленно, углубляясь в учебу. Если к нему обращались с вопросом, он никогда не отказывал, всегда отвечал, но сам инициативу не проявлял, не старался никого обучить. Не преподавал, и особо не делился выученным. За это он был оставлен вне Небесного Иерусалима — у самого входа, но все же снаружи.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Народ из железа
В нашей недельной главе говорится о зарождении еврейского народа. И начинается она так — «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).
Яаков отправился в дорогу, а дорога прыгнула ему навстречу. Произошло чудо, и Яаков преодолел весь путь гораздо быстрее, чем ожидалось.
Возникает вопрос: чем было вызвано это чудесное ускорение?
Дело в том, что созрела необходимость в еврейском народе, потребовалось его создать и привести в мир. Этапы создания описаны в нашей главе — женитьба Яакова и рождение его детей.
Если мы заглянем в Свиток Торы — увидим, что в нашей главе нет ни одного абзаца, ни одна фраза не начата с красной строки и нет ни одного промежутка, кроме промежутков между словами. В общем — сплошной текст.
Это свидетельствует о желании скорее изложить информацию — без пауз и перерывов, о желании помочь Яакову, поспособствовать, чтобы у него все поскорее получилось, без малейшей задержки.
Из последних букв слов фразы в оригинале — «и вышел Яаков из Беэр Шевы» — можно сложить слово арбаа (четыре). Это намек на четырех жен Яакова: Лею, Рахель, Бильhу и Зильпу.
У Земли Израиля — много чудесных свойств. Одно из них описано в недельной главе Экев. Там читаем: «Страна, чьи камни железо» (Дварим, гл. 7, ст. 8).
Употребленное в оригинале слово «авaнеha» (в переводе — ее камни) созвучно со словом бонеha (ее строители).
Получается, что строители создают Израиль из железа.
Слово «барзель» (железо) содержит в себе намек на четырех праматерей еврейского народа — Бильhу, Рахель, Зильпу и Лею.
Получается, что еврейский народ создан из железа (барзель).
Обрезание нужно делать железным ножом, чтобы в торжественный момент вступления еще одного еврея в завет с Всевышним подчеркнуть роль четырех праматерей, имена которых закодированы в слове барзель.
Но почему для создания еврейского народа понадобилось четыре матери, почему не хватило одной?
Дело в том, что уделом Яакова была Тора. Как сказано: «А Яаков стал человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).
Выражение «обитатель шатров» означает — изучающий Тору.
Тора стала и уделом и его потомков. А в ней различают четыре уровня: пшат (самое распространенное толкование), ремез (толкование, содержащее в себе различные скрытые намеки), драш (толкование, выявляющее различные связи между изучаемым фрагментом и другими фрагментами) и, наконец, сод (сокровенная Тора).
Эти четыре уровня называют — пардес (сад скрытой мудрости).
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц