Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Десятина на женитьбу 

 

Наша недельная глава начинается с того, что Яаков покидает места, где он рос. И мы читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

В конце предыдущей недельной главы Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет в своем комментарии, что прежде, чем идти в Харан, Яаков сделал остановку в доме Эвера, где 14 лет постигал мудрость и глубину Торы Всевышнего. Затем, придя к Лавану, он 14 лет работал, чтобы тот согласился отдать ему в жены Рахель и Лею.

Средняя продолжительность жизни — 70 лет. Как сказано в Танахе: «Дни нашей жизни — семьдесят лет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10).

Пятая часть от 70-ти — 14. Получается, что Яаков изучению Торы посвятил пятую часть средней человеческой жизни. И еще одну пятую от нее — выполнению заповеди «плодитесь и размножайтесь».

Это мы говорили о временных периодах жизни Яакова. А что же с его имуществом, с деньгами?

От имеющихся у него денег Яаков тоже отделял пятую часть. Ибо пообещал Творцу — «…от всего, что Ты мне дашь, я отделю десятину Тебе» (Берешит, гл. 28, ст. 22).

Таким образом, Яаков жертвовал своим временем ради Торы и ради женитьбы. И отдавал часть своего имущества — во Имя Небес.

Намек на это содержится в словах пророка: «Воздай истиной Яакову» (Танах, книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Слово «эмет» (истина) состоит из трех букв — алеф, мем и тав. Одновременно это (в последовательности) — начальные буквы в словах «иша» (жена), «мамон» (имущество) и Тора.

А теперь — внимание!

Проверено на опыте множество раз, что поститься во Имя небес в Йом Кипур — гораздо легче, нежели во Имя Небес есть жаркое знойным субботним днем.

Спросите почему?

Потому что заповеди, от реализации которых получают физическое удовольствие — гораздо сложнее выполнять во Имя Небес, нежели те, осуществление которых не доставляют человеку физическое удовольствие.

Поэтому заработать немалое состояние или, скажем, жениться во Имя Небес — невероятно трудно. А вот изучать во Имя Небес Тору — намного легче.

Из фразы «Воздай истиной Яакову», намекающей, как уже сказано, на женитьбу, богатство и Тору, можно сделать вывод, что у Яакова и изучение Торы, и приобретение имущества и жены — все было посвящено Творцу.

Об том же говорит и царь Шломо в словах: «Двое — лучше одного. Ведь полагается хорошая награда им за труды их» (Танах, Коэлет, гл. 4, ст. 9).

Слово «двое» подразумевает здесь «жену» и «богатство». А один (одна) — это Тора.

Эти «двое» — лучше, потому что трудно удостоиться возможности, чтобы они были полностью посвящены Небесам. Чего не скажешь о Торе, которую несложно изучать во Имя Небес.

Поэтому и — «хороша награда за труды, посвященные Всевышнему».

 

на основе комментария рава Хаима бен Бецалеля

(старший брат Магараля из Праги, главаы йешивы в Вормсе, Чехия, Польша, Германия, 1520-1588 гг.)

 

 

2. Бегство или уход

 

Написано в нашей недельной главе: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Мы знаем, что Яаков не от хорошей жизни покинул родные пенаты. Он бежал, спасая свою жизнь. Бежал от злодея Эсава, своего брата-близнеца.

Только вот в содержании приведенного фрагмента бегство почему-то не просматривается. Не слышно торопливых шагов, прерывистого дыхания. Да и глаголы, описывающие действия Яакова — «вышел», «отправился», не выражают даже какую-то поспешность.

Да и в цитате Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68), комментирующей данный отрывок — «Тогда пойдешь безопасно по пути твоему» — говорится, скорее, об обратном.

Обычно, спасаясь от преследования, люди не идут, но — бегут. Да и чувства, что они в безопасности, у них в таких случаях нет.

Так что же все-таки происходило с Яаковом — он бежал, чтобы спасти свою жизнь или спокойно отправился путешествие?

Яаков действительно спасался от Эсава. Только бегством это не было. Яаков уповал на Всевышнего, понимая, что Творец, как говорится в Танахе — «утверждает шаги человека» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 23).

В этом проявились простая вера Яакова и его цельность.

Яаков был человеком бесхитростным. Он не пытался предугадать будущее, но — вручил свою судьбу Всевышнему. Поэтому он не только не торопился и не прилагал усилий, чтобы как можно быстрее добраться до Харана. Наоборот — задержался в доме Эвера, где изучал Тору, на 14 лет.

Может показаться странным, что в нашем фрагменте Торы сообщается, что Яаков «вышел из Беэр Шевы». Ведь мы и без того уже знаем, где он жил. Достаточно было бы сказать — «и пошел Яаков в Харан». Для чего же написано, что он вышел из Беэр Шевы?

Объяснение находим в комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Тем самым подчеркивается — пишет он, что уход праведного человека из какого-либо места непременно дает о себе знать. Живя в каком-либо городе, праведник олицеворяет собой его величие, блеск и великолепие (то есть — служит украшением города). Когда же он уходит оттуда, покинутое им место — лишается своего величия, блеска и великолепия.

К этому можно добавить, что с времен Яакова в мире мало что изменилось. И только когда праведник уходит — на его отсутствие начинают обращать внимание. Причем, делают это вынуждено.

После смерти праведника (только после его смерти) люди вдруг начинают понимать, какой великий человек жил среди них, какого светоча мудрости они лишились.

Но пока он был жив — никому почему-то не приходило в голову изучать его открытия в Торе, учиться на примерах его поведения в разных ситуациях.

Впечатление производит лишь его уход в иной мир. Тогда-то и начинают осознавать люди, чего они лишились с его уходом.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц