Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Как найти свою пару 

 

Наша недельная глава открывается сообщением — «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Яаков покинул родные пенаты, чтобы найти себе пару. Об этом и поговорим.

Трое — Ицхак, Яаков и Моше — обрели свое счастье благодаря источнику воды.

Элиэзер возле колодца нашел невесту для Ицхака, Яаков у колодца встретил Рахель, А Моше — познакомился с Ципорой.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) отмечают, что кому-то, чтобы найти себе жену, нужно отправляться на поиски и прилагать усилия. Кому-то — суженая достается на блюдечке с голубой каемочкой и с доставкой на дом.

Так было с Ицхаком. Как сказано: «И вышел Ицхак молиться в поле под вечер, и поднял он глаза свои и увидел... И подняла Ривка свои глаза и увидела Ицхака» (Берешит, гл. 24, ст. 63-64).

Яакову же пришлось самому искать себе пару. О нем читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан».

Этому есть объяснение. Яаков ушел из отчего дома и отправился в изгнание (галут) на поиски невесты, чтобы потом, в будущем — отыскать и вывести из галута своих потомков.

Продолжая разговор о парах, нельзя обойти вниманием эту — Всевышний и народ Израиля. Их свадьба состоялась во время Синайского откровения. Тогда невеста, Израиль, была посвящена Торой своему Мужу, Творцу.

Сыны Израиля просят: «Верни нас, Всевышний, к Себе, обнови наши дни как прежде!» (Танах, Эйха, гл. 5, ст. 21).

Всевышний, со своей стороны, призывает: «Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 7).

О чем идет речь в этом диалоге?

Евреи хотят, чтобы подобно тому, как Яаков, покинув свой дом, отправился на поиски пары, и Создатель пришел к своей жене, не ожидая, когда она сама придет к Нему. Но Всевышний настаивает на варианте Ицхака: Я, конечно, выйду навстречу, но только после того, как вы обратитесь ко Мне.

Возможны два вида геулы (освобождения): в срок и раньше срока.

Досрочная геула может осуществиться по модели супружества Ицхака, когда жена сама найдет своего мужа. То есть, сынам Израиля необходимо обратиться к Творцу, и тогда Он обратится к ним

 Впрочем, Ривка не совсем сама нашла Ицхака. Слуга Авраама Элиэзер принял в этом немалое участие.

Если сопоставить еврейскую историю с Торой, то сыны Израиля — это Ривка, Всевышний соответствует образу Ицхака, а роль Элиэзера выполняют народы мира.

Геула в срок будет подобна обретению своей пары Яаковом. О ней сказано: «Когда возвратит Всевышний пленников народа Своего, ликовать будет Яаков, веселиться будет Израиль» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 14, ст. 7).

Таким образом, выйдя из Беэр Шевы, Яаков способствовал тому, что Всевышний, когда настанет срок, также отправится спасать Свой избранный народ, провозгласит геулу, восстановит Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) и приведет Машиаха, который станет царем.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц