Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»
Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11
Почему она так называется?
Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».
Умолял на иврите — ваэтханан.
Обсуждение главы Ваэтханан
Наша недельная глава открывается словами Моше Рабейну: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).
Наши великие Учителя так организовали чтение Торы, что главу Ваэтханан всегда читают в субботу, наступающую после поста Девятого Ава.
Есть и другие главы, которые привязаны к определенным датам. Наши Мудрецы снабдили их определенными мнемоническими знаками.
Так в субботу перед Песахом, в шаббат hа-Гадоль обычно читают недельную главу Цав, потому что в ее тексте упоминается кашерование посуды, что накануне Песаха становится весьма актуальным. Фраза — «И глиняный сосуд, в котором она варилась, будет разбит, а если в медном сосуде варилась, то будет он вычищен и вымыт водой» (Ваикра, гл. 6, ст. 21) — лежит в основе законов кашерования кухонной утвари. Отсюда выведены многие положения этого раздела.
Знак для запоминания, что перед Песахом читают недельную главу Цав, предложенный Учителями — «пикду у-фисху» (командовали и отпраздновали Песах). Пикду намекает на «цав» (заповедай, прикажи, распорядись), а «писху» — на Песах.
В високосные годы перед Песахом читают недельную главу Мецора, потому что и в ней упоминается кашерование посуды — «И сосуд глиняный, которого коснется имеющий истечение, будет разбит, а всякий сосуд деревянный будет вымыт водой» (Ваикра, гл. 15, ст. 12).
Знаком для этой главы служит — «сигру у-фисху» (закрыли и отпраздновали Песах). Сигру намекает на мецору
В субботу накануне праздника Шавуот, называемого, также Ацерет, читают недельную главу Бамидбар — с тем, чтобы не читать предшествующую ей Бехукотай. Ведь в ней перечислены наказания за нарушение заповедей. А в Шавуот на Небесах выносится решение о плодах деревьев, то есть — присутствуют элементы Суда, накануне которого лучше не давать лишнего повода обвинителю. Ведь чтение о нарушениях и наказаниях — способно активировать меру Суда.
В начале недельной главы Бамидбар говорится о подсчете сынов Израиля. Поэтому знаком для нее выбрали — «мену ве-ицру» (подсчитали и остановили). Подсчет отсылает нас к Бамидбару, а ицру — к Ацерету.
В субботу «Утешения» (шаббат Нехама) после траурного дня поста Девятого Ава всегда читают недельную главу Ваэтханан (и молил). Делается это с тем, чтобы перед Девятым Ава была прочитана глава Дварим, содержащая критику и наставления.
Критика и наставления способные привести к тешуве (раскаянию и возвращение на пути, указанные Всевышним), перед таким днем, как Девятое Ава — и уместны и очень полезны.
Знак для недельной главы Ваэтханан — «цуму ве-цалу» (постились и молились). Цуму намекает на пост Девятого Ава, а цалу — на Ваэтханан (и молил).
Перед Судным днем Рош hа-Шана читают недельную главу Нецавим, в которой рассматриваются аспекты тешувы, необходимой в эти дни.
В обозначении этой недельной
главы, «куму ве-тику» (встали и трубили), куму — отсылка к Нецавим
(стоите), а трубление в шофар, конечно же, намекает на Рош
hа-Шана.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наши дни)
В нашей недельной главе об обращении Моше с молитвой к Всевышнему читаем: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).
Чтобы молитва была услышана, нужно уподобить себя бедняку, стучащемуся в дверь. Бедняку, пришедшему за подаянием. Как сказано: «С мольбою говорит бедняк» (Танах, Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 18, ст. 23).
Даже если ты считаешь, что то, о чем ты молишь, положено тебе по праву — не уподобляйся истцу, требующему взыскания долга. Будь просителем..
Наши Учителя наставляют нас в словах из трактата Мишны Пиркей Авот (гл. 2, м. 13) — «Когда ты молишься, пусть молитва твоя будет не повинностью, но искренней просьбой о милосердии и мольбой».
Бывает, человеку дали задание прочесть определенный текст. И он читает его, думая о том, как поскорее исполнить обязанность и освободиться.
Так, некоторые приходят на утреннюю молитву с мыслью — «быстрее бы она уже закончилась, чтобы можно было, наконец, заняться своими делами».
Если внешне это и выглядит как молитва — по сути своей такое обращение к Творцу все равно не молитва. Ведь молитва должна быть просьбой, должна быть мольбой.
Об Эсаве в Торе читаем: «И приготовил также и он яства и принес отцу своему, и сказал он отцу своему: Встанет мой отец и поест от добычи сына своего, чтобы благословила меня твоя душа!» (Берешит, гл. 27, ст. 31).
Эсав требует от отца, чтобы он встал и ел, в чем просвечивают наглость и грубость.
Праведники так не разговаривают.
В обращении Яакова к отцу слышится почтение, в его лексиконе присутствует слово «пожалуйста» (см. Берешит, там же, ст. 19). Поэтому, именно Яаков удостоился отцовского благословения.
Всевышний провозглашает Моше: «И помилую Я, когда будет милосердие, и пожалею, когда проявится жалость» (Шемот, гл. 33, ст. 19).
Таким образом, Творец милует того, кто милостив к другим, и жалеет — проявляющего жалость.
С излишне требовательного и непреклонного, Всевышний спросит по максимуму и останется непреклонным в Его требованиях.
Моше стремился научить нас
правильно молиться. Поэтому и написано — ваэтханан (и молил). То есть,
обращаясь к Творцу, правильно — просить и молить.
на основе комментария Ор hа-Хаим
(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
3. К кому обращаться в молитве
Молитва Моше может служить образцом для каждого из нас. Прочтем еще раз — «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).
Человеку следует отчетливо и ясно понимать, к кому он обращается с молитвой. Молитва может быть адресована — исключительно Всевышнему.
Особенно об этом нужно помнить, молясь на могиле праведника. Ведь не ему, не праведнику, направляются молитвы. Но молясь Творцу — можно упомянуть о заслугах праведника, который служил Ему всем сердцем.
Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел бедный, побитый жизнью еврей. И рассказал, что у его соседа сплошные несчастья: хронически нет денег, болеют дети и на днях околела корова — единственная кормилица. И этот сосед отправил его к раввину с просьбой помолиться о нем.
— Знаешь что мне напоминает? — пожал плечами Хафец Хаим, — Историю, как один нищий попросил другого, чтобы тот сходил к третьему и уговорил того зайти к богачу, чтобы разжиться копейкой. Ты не находишь, друг мой, что правильнее было бы первому бедняку самому, напрямую, обратиться к богачу, минуя всю эту компанию посредников, и сэкономить на комиссионных? Передай своему соседу, что Всевышний внемлет молитве каждых уст, поэтому он вполне может сам Ему помолиться...
Из нашего фрагмента мы видим, что Моше не искал посредников. Он каждый раз — лично молил Всевышнего, невзирая на отказы.
Написано: "А я – молитва моя Тебе, Творец, во время благоволения» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 69, ст. 14).
Таким образом, становится ясно, что молиться Всевышнему — всегда хорошо. Но особенно действенной считается молитва, произнесенная в час благоволения.
Моше молился Творцу «в ту пору» — в пору, когда Всевышний был особенно расположен внимать молитве.
Самое благоприятное для молитвы — время после урока Торы. Когда человек выполнил заповедь, или совершил доброе дело — ему стоит помолиться. Потому что в это время его молитва желанна, и есть неплохие шансы на то, что она будет услышана.
В полночь, когда человек прочел Тикун хацот (специальные молитвы, которые принято читать после полуночи), погоревал о разрушении Храма и о страданиях Шехины (Присутствие Всевышнего в нашем мире), он тем самым, создал атмосферу особого расположения Создателя, и теперь может перейти к личным просьбам.
Время перед восходом солнца — очень благоприятное для молитв, особенно — о детях. Весьма благоприятным временем, периодом благоволения Всевышнего, считается время субботней минхи (после полудня и до захода солнца).
Перед наступлением рош ходеша
(новомесячья) принято читать молитвы малого Йом Кипура, потому что в это время
можно искупить прегрешения, совершенные в течение этого месяца.
на основе комментария рава Хаима Паладжи
(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)
4. Свои просьбы нужно уточнять и детализировать
Моше неустанно молился Всевышнему. Как сказано: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, так…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).
Из его молитвы мы можем многому научиться. Например — важному принципу, состоящему в том, что просьба должна быть конкретной и, по возможности, детализированной, но никак не двусмысленной.
В Мидраше (Мидраш Раба на Мегилат Эстер, гл. 7) рассказывается такая история.
Один путник в дороге подвернул ногу. Ему было тяжело идти, щиколотка распухла и болела. Он шел и молился: «О, Всевышний! Мне бы осла!».
Молитва была искренней, и у Творца не было причин не откликнуться. И вот, вскоре, путника нагоняет знатный римлянин, у которого ослица принесла потомство. Он велит путнику взвалить на плечи новорожденного осла и нести его до ближайшего города.
Молитва исполнилась, но радости это нашему путнику почему-то не прибавило — то ли из-за боли в ноге, то ли из-за тяжелой ноши. В какой-то момент, путник сам почувствовал себя ослом...
Весь остаток дороги он очень сожалел, что не уточнил, что осел ему нужен в качестве средства передвижения.
В молитвах в Рош hа-Шана и Йом Кипура мы просим о пропитании. Причем, согласно тексту молитвы, составленной Учителями — не ограничиваемся просьбой о пропитании и хорошем заработке, но обращаясь к Всевышнему, уточняем, что нам нужен заработок в достатке, а не в стеснении, заработок легальный, без нарушения законов, заработок, приносящий удовлетворение, а не страдания, заработок, не сопряженный с позором и унижениями.
Учителя объясняют, что, желая благословить другого человека, не следует ограничиваться лишь пожеланием долголетия. Необходимо развить мысль и сказать — желаю, чтобы ты удостоился многих лет жизни и чтобы они были добрыми, приятными и несли тебе благо.
Когда к раву Йосефу Хаиму из Багдада (Ирак, вторая половина 19-го века) приходили бездетные пары и просили благословить их потомством, он имел обыкновение уточнять: да благословит вас Всевышний здоровыми и полноценными детьми со счастливой судьбой!
В нашем фрагменте, сообщающем о молитве Моше, слово «так» (в оригинале — лемор), указывает на перечисление, на уточнение, на конкретизацию молитвы, исключающую двусмысленность.
И еще одно важное правило. Чтобы молитва была услышана — ее следует расширить. И молиться не только о себе и своих близких, но и обо всех нуждающихся в том же. Ведь если ты будешь думать и заботиться о других — Всевышний скорее позаботится и о тебе.
на основе комментария Ор hа-Хаим
(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
Автор текста Мордехай Вейц