Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра.
Обсуждение главы Ваэра
1. В чем провинились египтяне
В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше со словами: «И также Я услышал стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я союз Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 5).
Всевышний обещает спасти евреев и наказать египтян во главе с фараоном. Но ведь можно сказать, что фараон лишь выполнял Волю Творца. И действительно. Говорится в Торе: «И сказал Он (Творец) Авраму: Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их 400 лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).
Так за что наказывать фараона и египтян?
Существует, как минимум, два ответа на этот вопрос.
1. Если бы египтяне нагружали евреев работой на благо Египта и ради процветания их страны — это еще можно было бы понять, а, возможно — и оправдать. Но прочтем, что написано: «И поставили над Израилем уполномоченных по повинностям, чтобы притеснять его тяжким трудом, и чтобы строил он города-хранилища для фараона: Питом и Раамсес» (Шемот, гл. 1, ст. 11).
Город получил название Питом. Это название складывается из двух слов: «пи» (рот, пасть) и «теhом» (пропасть). То есть в переводе это — «пасть пропасти».
Все, что удавалось построить днем, ночью оседало и как бы поглощалось гигантской пастью пропасти.
Название другого города, Раамсес, восходит к глаголу «митросес» (разрушается, разбивается вдребезги). Так и было — все, что строили, рассыпалось, разваливалось на глазах.
Получается, что в этом строительстве не было никакого смысла. Единственная цель, которую поставили перед собой египтяне, заставляя евреев строить эти города — поиздеваться над евреями. За это фараон и египтяне, конечно же, заслуживают наказания.
2. Египтяне и фараон притесняли сынов Израиля не для того, чтобы исполнить Волю Творца. О Нем они вообще не думали. Просто угнетение евреев доставляло им удовольствие.
Намек на это находим в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида). Написано в ней: «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают имени Твоего» (гл. 79, ст. 6).
Эти народы и царства порабощали народ Израиля, уничтожали и изводили его не во Имя Всевышнего, но — чтобы излить свою жестокость, потрафить своим самым темным, самым мерзким и отвратительным качествам души. И за это они — заслуживают наказания.
В чем же разница между этими двумя ответами?
В первом случае, фараон, вместо того, чтобы дать евреям работу на благо Египта, заставлял их заниматься совершенно бесполезным, бессмысленным трудом. Наказать его за это мог не только Всевышний, но даже и Его малах (в условном переводе — «ангел»). Ведь и малах вполне мог разобраться в ситуации.
Во втором — египтяне, мягко говоря, не проявляли никакого интереса к Воле Творца. Им было важно потешить свою злость и жестокость, выгулять ненависть на беззащитном нацменьшинстве.
Диагностировать это и, соответственно — наказать виновных, мог только Всевышний. Ведь малах, в отличие от Него — не обучен читать побуждения человеческих сердец.
Но вернемся к процитированному выше фрагменту, в котором Всевышний говорил Аврааму: «Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет».
Теперь прочтем и продолжение этого отрывка: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я, а затем они выйдут с большим имуществом» (Берешит, гл. 15, ст. 14).
Каждому понятно, что за то, что египтяне угнетали евреев, им положено наказание. А евреям, соответственно — возмещение физического, материального и морального ущерба.
В качестве компенсации, сыны Израиля унесли из страны своих истязателей их деньги и золото.
Но почему фараон был наказан за порабощение евреев? Ведь это предусматривалось договором, заключенным с Авраамом.
Наказан фараон был за то, что ему не было дела до Всевышнего.
«Кто такой Творец, чтобы я послушался его?», — вопрошал он (Шемот, гл. 5, ст. 2).
То есть на самом деле порабощение сынов Израиля произошло без всякой связи с Волей Творца. Но определить это мог только сам Всевышний. Поэтому и сказано: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я».
Судить будет
только Он, Творец мира. Ведь кроме Него, никто больше так судить не вправе.
на основе комментариев раби Иешаягу hа-Леви Горовица
(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот hа-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)
и Маhарама
(автор книги «Тхелет Мордехай»)
2. Испытания, как соль — хороши в меру
Всевышний вспоминает о своем Союзе (брите), который он заключил с Израилем. И об этом в тексте Торы сказано: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я Союз (брит) Мой. Поэтому скажи им: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 5-6).
В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учители обсуждают этот Союз. И раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), говорит, что понятие «брит» (Союз) связано с солью, а вместе с тем — и с испытаниями и бедами
О связи с солью написано и в тексте Торы — «И не оставь без соли, Союза Творца, хлебного приношения; со всяким приношением давай соль» (Ваикра, гл. 2, ст. 13).
Что же касается связи с испытаниями — об этом свидетельствует другой фрагмент Торы. Там, после перечисления всевозможных бедствий, которые обещаны евреям за нарушение Союза, сказано: «Это слова Союза» (Дварим, гл. 28, ст. 69).
Теперь нам осталось выяснить, какая существует связь между солью и испытаниями.
Соль очищает мясо от крови. Этот процесс называется высаливанием.
Подобно этому, беды и испытания — очищают человека от совершенных прегрешений.
Соль, если добавить ее в еду в небольшом количестве, сделает эту еду вкуснее. Но если блюдо пересоленное — оно станет непригодным для еды. Его можно выбросить.
Подобное свойство имеют и испытания, ниспосланные человеку, чтобы наказать его, очистить и исправить.
В небольших количествах испытания искупают прегрешения. Но если их слишком много — человек может озлобиться, и, вместо того, чтобы исправиться — станет только хуже. Тогда испытания не только не достигнут своей цели, но, наоборот, окажут на человека негативное воздействие.
Все это намеком присутствует в рассматриваемом нами фрагменте.
Всевышний говорит: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне». То есть Он увидел, что египтяне угнетают евреев чересчур жестоко. И понял, что вся полезная составляющая испытаний — вот-вот будет утрачена. И Творец вмешался в ситуацию. Как сказано: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами».
В Мидраше (Мидраш Псикта Зутрата на книгу Шемот, гл. 6) написано, что Всевышний вывел евреев из-под египетского ига и избавил от служения им, и спас, и взял под свое покровительство. В заслугу того, что они не перестали говорить на родном языке, не изменили свои имена, не переделали их на египетский манер, не сделали более благозвучными для египетского уха, и одевались, как было установлено в еврейском народе, не переняв египетскую моду, и не прекратили делать обрезание (брит милу).
Таким образом, Творец даровал сынам Израиля четыре уровня освобождения — в соответствии с четырьмя их заслугами перед Ним. Израиль предоставил Всевышнему четыре доказательства, что он блюдет Союз. В ответ Всевышний удостоил его четырьмя уровнями геулы (освобождения).
Как-то к раввину пришел один еврей, одетый с иголочки, по последнему писку моды. Пришел он, разумеется, не для того, чтобы продемонстрировать великолепный покрой своего английского костюма, хотя и для этого тоже.
— Известно ли тебе, как одевался Авраам? — спросил он раввина. — Уверен, что Авраам не носил такой фрак, как у тебя, да и шляпа у него, конечно же, была другой формы. То есть ты изменил изначальному еврейскому стилю одежды. И если тебе можно — то и мне не запрещено щеголять в добротном европейском костюме, — заключил визитер.
— Я не знаю,
как именно одевался Авраам, — парировал раввин. — Но мне абсолютно точно
известно, что он не одевался как инородец!..
на основе комментариев рава Менахема Менделя из Риманова
(Римановский Ребе, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и рава Симхи Бунима из Пшисхи
(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
3. Чтобы оценить свое положение — надо взглянуть на него со стороны
В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Моше: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и Я выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу мощью великой и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 6).
Пять слов, обещающих освобождение, произнес Всевышний. Их принято называть — «Пять выражений геулы (окончательного избавления)». Вот они: «И вывел, и избавил, и спас, и взял (себе народом), и привел (в свою страну)». В нашем фрагменте присутствуют три из этих пяти слов — выведу, избавлю и спасу.
Их порядок вызывает вопрос. Казалось, правильнее было бы расположить их так: и избавил, и вывел. Сначала Всевышний избавил сынов Израиля от рабского труда, а затем — вывел из Египта, из дома рабства. Почему же в Торе порядок иной? Зачем внесено это изменение?
Чтобы научить нас важному правилу.
Часто бывает, что под грузом бед и несчастий человек даже не понимает, в какой ужасной ситуации он оказался. И весь ужас положения, в котором он пребывал, открывается ему только в момент, когда удается выбраться из мрака на свет. Только тогда человек начинает осознавать всю значимость чуда избавления.
Лишь после того, как Творец вывел евреев из-под ига египтян, они увидели, насколько они приблизились к «точке невозврата», к полному исчезновению.
Поясню это притчей.
Один царь решил хорошо воспитать своего единственного сына — закалить его, научить преодолевать трудности, выпутываться из трудных ситуаций, выживать в любых, даже самых стесненных обстоятельствах.
Без копейки денег, с котомкой за плечами, в которой был самый минимальный запас вещей первой необходимости, отрока вывезли в отдаленную провинцию царства и отпустили там на все четыре стороны.
Принцу пришлось забыть роскошь беззаботной жизни во дворце, когда прекрасно вымуштрованная прислуга выполняла любую его прихоть. Он был вынужден скитаться и нищенствовать, живя впроголодь, побираясь и прося милостыню.
Спустя год, отец обратился к нему через посланника и спросил у парня, в чем тот нуждается, чего ему не хватает.
— Новой котомки, — ответил сын. — Моя уже совсем износилась...
Этот ответ продемонстрировал, в какой глубокой яме оказался молодой человек. Ведь он мог просить все, что угодно. Но его беспокоило лишь некондиционное состояние котомки.
Если спросить еврея, чем ему нужно помочь — в большинстве случаев он ответит, что хорошо было бы, если ему повысили зарплату. С остальным он сам справится.
В Талмуде (трактат Бейца, лист 16) говорится, что накануне шаббата, Всевышний посылает человеку дополнительную душу. А на исходе субботы — забирает ее назад. Как написано: «Шаббат вайинафаш (шаббат и отдохновение)» (Шемот, гл. 31, ст. 17).
Если слегка изменить порядок букв в слове «вайинафаш», получим — «вай нефеш». То есть с наступлением шабата мы сокрушаемся о потере дополнительной души.
Фразу «Шаббат вайинафаш» произносят в субботней вечерней молитве — в самом начале шаббата. Получается, что уже в начале субботы мы сожалеем и сокрушаемся о потере дополнительной души. Но ведь эта потеря случится только на исходе шаббата. Что-то здесь не так?
В действительности речь идет не о дополнительной душе человека, которую он получает на шаббат, но — о той, что в нем постоянно. Просто получив дополнительную душу, человек начинает лучше понимать ситуацию с его постоянной душой. И ситуация эта, прямо скажем — плачевна. Всю неделю, все рабочие дни, человек недостаточно времени посвящает изучению Торы и выполнению заповедей. Но понимание этого приходит только в субботу, с приобретением дополнительной души.
Как-то главу колеля (еврейское религиозное учебное заведение для женатых мужчин) в Афуле пригласили в тюрьму. Там начальник рассказал об одном заключенном, который отбывает свой срок за отказ дать супруге гет (разводное письмо). Начальник тюрьмы попросил уговорить этого заключенного дать гет в обмен на свободу.
Раввин проговорил с этим заключенным не один час. А потом вышел к начальнику тюрьмы и объяснил, что сейчас уговорить «отказника» — практически невозможно. Тот привык к жизни за решеткой, и другую уже себе не мыслит. Нужно его отпустить на месяц, — резюмировал рав, — чтобы он ощутил вкус свободы, а затем вернуть в тюрьму.
Так и
сделали. В первый же день по возвращении с «каникул» тот мужчина дал жене гет.
на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; его называют и Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и рава Менахема-Менделя из Коцка
(раби Менахем-Мендель Моргенштерн, Польша, первая половина 19-го века)
4. Почему на пасхальном Седере выпивают четыре бокала вина
В нашей недельной главе написано, что Всевышний обещает Израилю освобождение, говоря: «И выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Себе народом... И узнаете вы, что Я Всевышний... И приведу вас в страну» (Шемот, гл. 6, ст. 6-8).
В этом фрагменте можно насчитать пять разных видов освобождения, обещанных Всевышним — выведу, избавлю, спасу, возьму, приведу. Первые четыре — гарантированы, но пятый элемент этого пазла предварен условием — «И узнаете вы, что Я Всевышний».
То есть владение страной, жизнь в ней зависит от знания и абсолютной веры в Творца. Потому те, кто вышел из Египта и не доверился полностью Всевышнему в пустыне — не удостоились увидеть Эрец Исраэль (Землю Израиля).
Во время Пасхального Седера мы выпиваем четыре бокала вина — в соответствии с четырьмя этапами геулы (освобождения), которыми удостоил нас Творец.
Что же с пятым этапом — и привел? Почему в честь него мы не пьем пятый бокал?
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 91) рассказывается, что в ситуации, когда в регион вторглись войска Александра Македонского, египтяне потребовали, чтобы евреи вернули золото и сокровища, которые сыны Израиля вынесли из Египта во время Исхода.
— Разве не из Торы вы узнали, что наши предки вынесли из Египта ценности? — спросили у них евреи. — Тогда и мы ответим вам на основе того, о чем сказано в Торе. А там написано, что 600 тысяч еврейских мужчин рабски вкалывали на египтян в течение 430 лет. Так что, если вы требуете от нас вернуть унесенное из Египта во время Исхода евреями под руководством Моше — мы потребуем оплатить каторжный, рабский труд более чем полумиллиона мужчин на протяжении четырех веков. И вы еще останетесь нам должны.
Египтяне попросили три дня на размышление. И три дня спустя выяснилось, что они предпочли тихо ретироваться.
Возможно, зря. Они могли бы спросить — откуда взялось 430 лет? Ведь известно, что евреи провели в Египте лишь 210 лет. И далеко не все эти годы прошли в рабстве. Тяжелому угнетению сыны Израиля подвергались ровно 86 лет. На это нам намекает имя Мирьям, происходящее от корня «мар», что в переводе означает — «горький». Мирьям родилась в год, когда египтяне начали делать жизнь евреев горькой, невыносимой — начали порабощать и угнетать их. А во время Исхода ей исполнилось 86 лет.
Выходит, египтяне должны были оплатить евреям не 430 лет подневольного труда, но — лишь 86?
Однако расчет этот — не верен.
Всевышний постановил, что 600 тысяч человек должны находиться в рабстве430 лет (см. Берешит, гл. 15, ст. 13-14).
Но евреи чрезвычайно расплодились и размножились в Египте (см. Шемот, гл. 1, ст. 7). Так что, в рабстве оказалось 3 миллиона мужчин (см. комментарий Раши к Шемот, гл. 13, ст. 18).
Итак, если на египтян работало в 5 раз больше людей — следовательно, они должны были работать в 5 раз меньше лет. Пятая часть от 430 — это как раз 86. То есть труд 600 тысяч человек в течении 430-ти лет — равен работе 3-х миллионов за 86 лет.
Теперь вернемся к нашей традиции пить во время Пасхального Седера четыре стакана вина.
Гематрия (числовое значение) слова «кос» (стакан) составляет 86. Умножим на 4 (по числу выпитых стаканов) — получим 344.
Четыре стакана вина на Седере мы выпиваем в память о четырех этапах геулы. Геула эта наступила на 344 года раньше срока (430-86=344). Это сокращение срока рабства и символизируют четыре стакана пасхального вина.
Можно также сказать, что пятый этап геулы — «и привел», имеет отношение только к тем, кто получил земельный надел на Земле Израиля. Следовательно, колено Леви, своих наделов не имевшее, должно во время Седера пить четыре бокала вина, тогда как представители всех остальных колен — по пять.
Учителя, руководствуясь правилом «не вносить раскол» — обязали представителей всех колен пить на Седере по четыре бокала вина.
В Талмуде
(трактат Бава Батра, лист 122) говорится, что в будущем все евреи,
абсолютно всех колен, включая и колено Леви — удостоятся своего земельного
надела в Эрец Исраэль. Значит, каждый еврей, вместе с левитами и коэнами,
за пасхальным столом будет выпивать по пять бокалов вина.
на основе комментариев раби Хаима бен Атара
(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
и Магарша
(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)
5. Богач, бедняк и разжалованный офицер
Написано в нашей недельной главе: «И спасу вас…» (Шемот, гл. 6, ст. 6).
Спасение, освобождение, геула (избавление)… Мы постоянно молим Всевышнего об этом.
Евреи на протяжении всей своей истории жили этими понятиями. Сами подпитывались ими и передавали следующим поколениям. Вера в окончательную геулу впитывалась с молоком матерей, бережно хранилась в талитах отцов, в огромных томах Талмуда и Шульхан Аруха, стоящих на полке, на самом почетном месте.
Теперь пришел наш черед принимать эту эстафету.
Но, что мы можем сказать о геуле — о великой грядущей геуле Всевышнего?
Когда у деревенского жителя в добрый час рождается сын, он начинает хлопотать над телегами.
Для чего? — спросите вы.
Чтобы доставить из города моэля (специалиста, профессионально осуществляющего обрезание — брит милу), родных, друзей и близких.
Если отец новорожденного — богат, он снаряжает в город несколько вместительных и удобных повозок с широкими колесами на рессорах, чтобы привезти на брит милу приглашенных в великом множестве. И, конечно же — раввина и моэля.
Селянин среднего достатка отправляет в город за моэлем и самыми близкими родственниками одну телегу, из разряда — «бывают и получше».
Бедняк же посылает в город осла, чтобы доставить в деревню моэля.
Примерно то же самое будет происходить, когда настанет время геулы.
Если сыны Израиля будут богаты Торой, заповедями и добрыми делами — Всевышний пошлет транспорт, в котором найдется место для каждого еврея. И всех соберут с четырех концов света и с почестями доставят в Иерусалим.
Но если народ будет беден Торой — Всевышний спасет только самых выдающихся, самых праведных.
Чтобы понять еще один важный аспект геулы, рассмотрим притчу о разжалованном офицере.
Однажды царь объявил строевой смотр своей гвардии. Все гвардейцы в полной боевой выкладке выстроились на плацу в ожидании царя.
Денек выдался очень жарким, офицеры и солдаты страдали от того, что были вынуждены стаять под палящим солнцем.
И вот, один офицер покинул строй и отошел в тень. «Я услышу шаги приближающегося царя, — подумал он, — и успею вернуться на свое место».
Однако и в тени ему было некомфортно. Поэтому офицер снял с себя всю амуницию и оголился по пояс.
Только он почувствовал облегчение — как на плац стремительно вошел царь и тут же начал проводить смотр.
Остановившись против пустующего интервала в строю и заметив прохлаждающегося в тени офицера, одетого не по форме, точнее, наполовину раздетого — царь пришел в негодование. Он разжаловал горе-офицера в рядовые, да еще и высмеял его перед всеми.
Разжалованный от позора был готов провалиться сквозь землю. А ведь стоило ему совсем немного потерпеть — и он избежал бы всего этого стыда и лишения офицерского звания…
Какой посыл кроется за этой притчей?
Близится тот
день, когда Всевышний в Славе своей откроется всему миру. Тогда Он по-царски
наградит, кто сохранил верность Торе и заповедям. Ну, а те, что покинули строй —
пусть не взыщут, им несдобровать…
на основе комментариев Магида из Дубно
(магид — в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
и раби Исраэль-Меир hа-Коэн
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц