Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).
Приношение на иврите — трума.
Обсуждение главы Трума
Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний Моше так: "Передай сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня"» (Шемот, гл. 25, ст. 1-2).
В Мидраше говорится, что между нашей недельной главой и предыдущей существует связь, которая выражена в Теилим (Псалмы царя Давида), где написано: «Вершил я суд и творил справедливость» (гл. 119, ст. 121).
Приведенное высказывание — лишь начало фразы. А вот ее продолжение: «Не оставь меня в руках притеснителей моих» (там же).
Если прочесть фразу целиком — непонятно, как ее первая часть соотносится со второй. И точно так же — неясно, в чем связь между такими, казалось бы, непохожими недельными главами Мишпатим и Трума.
Но если Учителя сказали, что она есть — ее надо найти.
Встречаются люди, много времени, сил и средств отдающие благотворительности. Это объясняется тем, что они добры по натуре. Творить добро для них — удовольствие, или как сейчас говорят — «в кайф». Страдания, нищета, лишения, даже чужие, причиняют им душевную боль. Вот они и стараются их уменьшить, а если удастся — то и ликвидировать. И ни будь они евреями, не заповедай им Тора давать цедаку (пожертвования) — они давали бы ее по своему желанию, по велению души.
Но есть люди жестокие. До такой степени, что они, если бы Тора не обязала их любить ближнего, они с удовольствуем травили бы и мучили его. А если вдруг потребуется выполнить веление об обреченном городе, который подлежит полному уничтожению и разрушению — они охотно предложат себя в качестве исполнителей. Добровольно и с радостью возьмутся за дело.
Возникает вопрос: когда человек дает цедаку — он делает это по указанию Всевышнего или по велению собственной души?
Когда кто-то выполняет заповеди, требующие твердости, и даже в какой-то мере, жестокости (например, шехита — кашерное умерщвление скота, обусловленный законами Торы), и те, для выполнения которых, требуется доброта и милосердие (например, цедака, помощь сиротам), можно сказать, что он руководствуется не личными пристрастиями. Но — законами Торы и желанием исполнить Волю Всевышнего.
Именно это и имел в виду царь Давид, говоря — «Вершил я суд и творил справедливость». Под судом подразумеваются заповеди, требующие строгости и ограничений. А употребленное в оригинале слово «цедек» (справедливость) имеет тот же корень, что и слово «цедака», что и намекает на связанные с ней заповеди.
Таким образом, Давид провозглашает, что применял строгость и ограничения, когда это требовалось, и в других ситуациях — излучал добро и милосердие. Поэтому он просит Всевышнего: «Не оставь меня в руках притеснителей моих». То есть — не слушай тех, кто скажет, что я лишь удовлетворял свои прихоти.
Теперь мы можем понять, почему две столь непохожие недельные главы (Мишпатим и Трума) следуют в Торе одна за другой. Заповеди, собранные в главе Мишпатим, соответствуют категории суда (суд, в оригинале — мишпат). А в недельной главе Трума речь идет о добровольных приношениях, о цедаке, о благотворительности. И слова царя Давида «Вершил я суд и творил справедливость» — действительно проявляют внутреннюю, духовную связь между этими недельными главами.
Царь Давид использовал и
строгость и доброту, дин и хесед, мишпат и цедаку, и
все это вместе свидетельствует, что он действовал не ради собственных прихотей,
но во имя Небес. Так же и сынам Израиля следует стараться выполнять указания,
которые даются в обеих недельных главах — ради Торы и Всевышнего.
на основе комментария рава Акивы Софера
(автор книги «Дат Софер», раввин Братиславы, затем — глава йешивы «Прешбург» в Иерусалиме; Чехословакия – Израиль, 1878-1959 гг.)
В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит сынам Израиля: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что слово «Мне» означает — ради Имени Моего, во славу Имени Моего.
Получается, Всевышнему важно, чтобы заповедь, которая вынесена в название нашей недельной главы, заповедь о труме (приношении), выполнялась во Имя и во славу Небес.
Но ведь любую заповедь следует исполнять во Имя Небес, в противном случае, от совершенного действия не будет никакой пользы.
Впрочем, заповедь о цедаке (пожертвование на благотворительность) — вовсе не обязана быть во славу Творца. Главное — чтобы нищий получил монетку, и неважно, какие при этом намерения были у того, кто эту монетку ему дал.
Об этом свидетельствуют и Учителя в Талмуде (трактат Песахим, лист 8). Если человек заявляет, — пишут они, — что эти деньги пойдут на цедаку с его пожеланием, чтобы сын выздоровел, чтобы долго жил, или, чтобы удостоился удела в Грядущем мире — он имеет право так говорить, и ему засчитывается выполнение заповеди.
Но это справедливо лишь в случае с бедняком, который сильно стеснен в средствах и испытывает нужду. Когда ему дают деньги — его не интересуют мотивы доброго спонсора. Главное для него — чтобы на них можно было купить то, в чем он нуждается.
Совсем иначе обстоит дела с трумой (приношением) для Творца. Ведь нельзя сказать, что Он нуждается в ней. Всевышний ни в чем не нуждается. Поэтому труму на сооружение Мишкана (Переносного Храма), обязательно нужно давать «ради Имени Моего».
Очень важно, чтобы человек начал выполнять заповеди. И не имеет большого значения, с какой целью. Ведь даже если он пока выполняет их не во Имя Небес — спустя какое-то время ситуация коренным образом изменится.
Например, ребенок начинает учить Тору лишь потому, что он за это получает сладости. Затем он продолжает ее изучать из-за того, что ему за это платят стипендию. Потом он хочет, чтобы его называли равом или раби, а изучение Торы как раз этому способствует.
Что можно сказать обо всей этой учебе?
Пусть учится! Ведь, есть шанс, что, в конце концов, наевшись конфет, пресытившись деньгами и почестями, он придет к изучению во Имя Небес.
Нужно только предупредить, что
вышесказанное относится к заповеди, которую выполняют регулярно — изо дня в
день, из недели в неделю. Но труму на Мишкан жертвовали разово. Поэтому,
одним из условий было — приношение во славу Имени Творца. Об этом и предупредил
нас Раши в своем комментарии.
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и рава Йехезкеля Ландау
(автор книги «Нода бе-Йегуда», главный раввин Праги; Польша – Чехия, 1713-1793 гг.)
3. Ради Имени Моего
Написано в нашей недельной главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Имени Моего, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этой фразе.
Еще Раши разъясняет, что было всего три вида приношений. Одно из введенных тогда приношений стало ежегодным. Оно представляло собой половину серебряного шекеля с человека и шло на приобретение животных для общественных корбанот (приношений).
В Талмуде (трактат Шкалим,
гл. 1, мишна 1) говорится, что первого Адара объявляли о начале сбора
монет в пол шекеля на общественные приношения. Завершить же этот сбор нужно было
к первому Нисана. На практике же управлялись обычно за одну-две недели.
Но если сбор пожертвований занимал, максимум, полмесяца — почему же тогда его
начинали не в середине Адара, а в начале месяца?
На этот вопрос отвечает Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).
Известно, что в будущем злодей Аман предложит свое серебро царю Ахашверошу — в качестве компенсации и покрытия расходов на логистику при уничтожении евреев.
Зная об этом, Всевышний упредил Амана, снабдив сынов Израиля "лекарством" еще до того, как наступила "болезнь". Евреи сдали свои шекели раньше, и их серебро перевесило взятку Амана. В итоге, уничтожены были, как написано в Талмуде (трактат Мегила, лист 13) Аман десять его сыновей и множество их соплеменников-амалекитян.
Всевышний, как говорится в Мидраше Танхума, поклялся, что Имя Его не будет целостным, пока не сотрется имя Амалека.
Таким образом, ранний сбор трумы (приношения) привел к уничтожению Амана, которое, в свою очередь, включается в стирание имени Амалека, и, следовательно — направлено на восстановление целостности Имени Творца.
То есть трума способствовала исправлению, починке (на иврите — тикун) в нашем мире, которое должно объединить две половинки четырехбуквенного Имени Всевышнего в единое целое. Поэтому и сказано: «Пусть возьмут труму Мне». То есть — ради Имени Моего.
Еще в Талмуде (трактат Песахим, лист 50) сказано, что четырехбуквенное Имя Всевышнего читается не так, как пишется.
Записывается оно буквами «йод», "hей», «вав» и «hей». А читается — «Адо-най». И те «умники», которые пытаются прочесть Имя прямо по написанному, и произносят это вслух — нарушают серьезный запрет. Ведь лишь в Иерусалимском Храме (или Мишкане — Переносном Храме) разрешено произносить четырехбуквенное Имя Творца так, как оно написано.
Поэтому можно сказать, что сбор
трумы на строительство Мишкана производился, в том числе, и ради
Имени Всевышнего. Ведь там его будут произносить...
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го)
4. Рука руку не очистит
Написано в нашей недельной главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Моего Имени, — комментирует эти слова Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Когда умер рав Иегуда Цви Бранвайн (автор книги Шеарит Иегуда, 1780-1844 гг.), двое его учеников отправились на поиски нового раввина и наставника. Дороги странствий привели их к раби Меиру из Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги Ор Торато шель раби Меир; Украина, 1780-1850 гг.). Он сидел за столом и перекладывал деньги из одной руки в другую. А когда закончил перекладывать, положил их на стол.
Тогда к столу подошла женщина, которая все это время стояла неподалеку, взяла деньги и вышла.
Ученики рава Иегуды переглянулись, пожали плечами и хотели уйти. Они решили, что раввин, который себя так странно ведет — не подходит им в наставники. Однако раби Меир неожиданно остановил их. Он попросил сесть к столу, и когда те уселись, начал говорить.
В Талмуде (трактат Кидушин, лист 82) говорится, что тот, кто ведет дела с женщинами, не должен с ними уединяться.
Вероятно, здесь имеется в виду человек, который в силу своей профессии должен общаться с женщинами — например, ювелир или парфюмер. Так вот, он должен вдвойне остерегаться нарушения. Ведь соблазн запретных связей очень силен. И вдобавок, мужчина, занимающийся обслуживанием женщин, обычно легко с ними сходится. И как ему устоять перед соблазном?
Значит, ему запрещено уединяться с женщинами.
Позвольте, но ведь это запрещено любому мужчине!? Так что же тогда имели в виду Учителя в Талмуде?
Но посмотрим, что пишет великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) о заповеди помогать подаянием бедняку.
Когда человек выполняет эту заповедь, ему следует сосредоточиться на присоединении к ней Имени Всевышнего.
Каким образом?
Он должен представить первую букву Имени, «йод», в виде монеты. Ведь она — самая маленькая из всех и подобна мелкой монете. Следующая буква, «hей», символизирует кисть руки дающего, у которой пять пальцев, а гематрия (числовое значение) буквы «hей» как раз равняется 5-ти. Далее — буква «вав», которая напоминает руку дающего. И наконец, последняя буква «hей» — это ладонь протянутой руки бедняка, принимающего цедаку (пожертвование).
Теперь понятно, почему Раши написал такой комментарий к фразе «И пусть возьмут приношение Мне». «Мне», — отмечает он, — это ради Моего Имени. Он намекал, что трума (приношение) или цедака связаны с Именем Всевышнего, которое нужно присоединить к выполнению заповеди.
Теперь вернемся к раби Меиру из Пермышлян. На его плечах лежала забота о несчастных вдовах.
Написано в Танахе: «Рука руку не очистит» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 21).
О чем это?
Учителя в Талмуде (трактат Эрувин, лист 18) дают такое разъяснение. Если мужчина, желая помочь бедной женщине, дает ей деньги прямо в руки, но попутно еще и надеется бросить взгляд на ее кисть (у некоторых женщин кисти рук очень изящные и ухоженные) — ничто не очистит его от прегрешений, за которые положен Геином (в условном переводе — ад).
Но как же, в таком случае, поступить раби Меиру? Ведь, чтобы присоединить Имя Всевышнего к заповеди, он должен, казалось бы, дать деньги вдове прямо в руку, а это, как следует из Талмуда, чревато Геиномом.
С собой человеку «уединяться» — не запрещено. Поэтому раби Меир и перекладывал деньги из одной своей руки в другую руку, присоединяя к заповеди Имя Всевышнего. Потом он положил деньги на стол. И вдова взяли их уже со столешницы. И только стол видел, какие у нее руки, насколько они изящны. Ну, а столу — не грозит Геином.
Когда юноши разобрались в сути
увиденной ими картины — у рава Меира прибавилось два новых ученика.
на основе комментария раби Меира из Пермышлян
(глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина, 1780-1850 гг.)
5. Сделка, ссуда или подарок?
В нашей недельной главе говорится о благотворительности, о пожертвованиях и приношениях, о раскрытии сердец и кошельков. И мы читаем: «И пусть возьмут приношение Мне. От каждого человека добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Случилось, что известная йешива «Хахмей Люблин» оказалась в трудном финансовом положении. Ее глава, рав Меир Шапиро, всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытался изыскать средства существования для учеников и преподавателей. Путем невероятных усилий ему удалось организовать форум состоятельных людей города. И когда все сливки общества собрались в бейт мидраше (помещение для занятий Торой) йешивы, он выступил перед ними со словами мудрости и наставления. Он ярко, в красках описал величину заслуги тех, кто поддерживает изучение Торы, и попросил собравшихся не допустить закрытия йешивы, оказав ей посильную помощь.
Когда рав закончил свою речь, люди стали молча расходиться. Коробочка для пожертвований не заполнилась даже на четверть.
Бейт мидраш опустел, и раввин с удивлением увидел одиноко сидящего ребенка, который участвовал в форуме вместе с взрослыми.
— Тебе не было скучно, малыш? — спросил его раввин с доброй улыбкой. — Ты понял о чем я говорил?
— Как ни старался, я вообще ничего не понял, — ответил тот. — Единственное, что до меня дошло, что ребе говорил о деньгах.
— Если так, ты смекнул лучше любого из взрослых, что сидели здесь рядом с тобой.
Однажды раввин Ицхак Вайс приехал в город, где жили многие его ученики. Большинство из них были весьма состоятельными людьми. С утра у дверей дома, в котором остановился раби, выстроилась длиннющая очередь из его учеников и последователей. Каждый терпеливо ждал, когда придет его очередь войти внутрь, чтобы излить сердце перед раввином и наставником.
Закончив излагать свои нужды, евреи, как водится, передавали раву Ицхаку записку с именами близких для молитвы и конверт с «выкупом души» (на иврите — пидьон нефеш).
Конверты словно соревновались друг с другом в плотности наполнения. А вечером для всех была устроена шикарная трапеза. Приглашенные внимательно смотрели на раввина, стараясь следить за каждым его движением. Чтобы потом в точности перенимать его поведение.
Только раби не совершал никаких загадочных действий, и никаких особых молитв не произносил. Присутствовавшие на трапезе были несколько разочарованы.
Но вот настало время читать Биркат а-мазон (благословение после трапезы с хлебом). И тут все обратили внимание, что ребе с особым выражением и чувством произносит отрывок «И не допусти Всевышний наш, чтобы зависели мы от подарков или от ссуд (одолжений) человека из плоти и крови, но только рука Твоя, пусть дарует нам пропитание».
Один из сотрапезников усмехнулся в бороду и произнес:
— Весь день наш раби получал пухлые конверты с «пидьон нефеш», а сейчас он просит освобождения от зависимости от подарков и одолжений (ссуд)?
Раввин услышал его слова. И когда все начали расходиться, он задержал того еврея и усадил рядом с собой.
— Когда ко мне приходит ученик
со своей просьбой, я обращаюсь с молитвой к Всевышнему, чтобы он просьбу
исполнил. Ученик, кроме просьбы еще передает мне свое пожертвование. Иногда
Всевышний практически сразу отвечает. Тогда это похоже на сделку. Человек
заплатил, а я оказал ему услугу. Бывает, что Творец решает повременить и
удовлетворяет просьбу лишь спустя какое-то время. В этом случае, деньги в
конверте превращаются в ссуду. Но случается, что Всевышний отказывается принять
мою молитву. Значит, пожертвование для меня превратилось в подарок. Поэтому я
изо всех сил молю Всевышнего, чтобы мне не приходилось зависеть ни от бесплатных
подарков, ни от одолжений (ссуд) человеческих. То есть, чтобы все молитвы и
просьбы Творец сразу принял и исполнил сполна...
на основе комментария рава Ицхака Вайса
(автор книги Автор текста Мордехай Вейц