Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТРУМА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

 

Обсуждение главы Трума

 

1. Когда дана заповедь о строительстве Мишкана

 

Всевышний велит Моше — «Скажи сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека, добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Возникает вопрос: когда же это произошло?

Напрашивается ответ — после Йом Кипура. Того Йом Кипура, в который было получено прощение за поклонение золотому тельцу.

Восстановим хронологию событий.

Итак, золотой истукан был отлит в первый год странствий сынов Израиля по пустыне, 16-го тамуза. На следующий день, 17-го, начались танцы с бубнами, а возможно, и с саблями, вокруг «золотой говядины».

Тогда Моше, спустившись с горы Синай, при виде этого разгула и беспутства — разбил Скрижали Завета.

Затем он снова поднялся на гору — молить Всевышнего о прощении. Через 40 дней, в новомесячье элуля, прощение было обещано. А спустя еще 40 дней, в Йом Кипур, были дарованы Вторые Скрижали.

Тогда Творец произнес сакраментальную фразу: «Простил Я по слову твоему!» (Бамидбар, гл. 14, ст. 20).

Логично предположить, что на следующий день Моше объявил о начале сбора пожертвований на сооружение Мишкана (Переносного Храма).

Однако в книге Зогар говорится, что повеление о труме (пожертвовании), давшее название нашей недельной главе, было объявлено еще до прегрешения, связанного с золотым тельцом. Косвенное доказательство этому — наш фрагмент: «пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека».

«От каждого» — то есть, тогда на Мишкан мог пожертвовать любой человек. Потому что еще никто не запятнал себя причастностью к созданию золотого тельца.

Но после 17-го тамуза Всевышний предупредил, что в случае, если на Мишкан пойдут средства или труд тех, кто был хоть как-то замешан в той авантюре — Мишкан долго не простоит, и вскоре будет разрушен.

Идея создать золотого идола всецело принадлежала египтянам, присоединившимся к сынам Израиля во время Исхода. И на этапе реализации они приняли в этом самое активное участие. Поэтому Всевышний велел их не подпускать близко к сооружению Мишкана. Как сказано: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1). Моше собрал только тех, кто имел отношение к общине Израиля, а египетский сброд не был допущен.

 Если человеку дорог его проект, если он не хочет, чтобы тот быстро рухнул — пусть тщательно отбирает людей для участия в его осуществлении. И сомнительные средства пусть к этому не привлекает.

Когда царь Шломо строил Иерусалимский Храм, он очень старался оградить его от сомнительных денег, недостойных рабочих и материалов из непроверенных источников. Он не просил средства или помощь у язычников, у разного сброда, у отъявленных злодеев, чтобы Храм не был разрушен.

Египетский царь послал Шломо своих лучших строителей, послал сам, Шломо его об этом не просил.

Мы знаем, что все же спустя 410 лет Храм был разрушен. Только разрушили его прегрешения и дурные поступки евреев. А потенциал, заложенный в него при строительстве, давал ему возможность еще стоять и стоять.

Так что, если бы духовное состояние сынов Израиля позволило, Храм простоял бы еще долго.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц