Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).

Вели на иврите - тецаве.

 

Обсуждение главы Тецаве

 

1. Сколько глав в Торе

 

Наша недельная глава открывается словами: «И ты повели сынам Израиля…» (Шемот, гл. 27, ст. 20).

В ней ни разу не упомянут Моше. И это очень странно. Ведь начиная с главы Шемот, в которой описано рождение Моше, и до конца Торы, Моше упомянут в каждой главе, за исключением нашей.

Возникает вопрос: почему?

Дело в том, что изначально, главы Трума и Тецаве были одной главой. Поэтому, Тецаве начинается соединительным союзом «и» («И ты повели), который показывает, что она, фактически — продолжение главы Трума.

В эпоху Геоним эту очень длинную главу для удобства разделили на две. В главе Трума говорится о строительстве Мишкана (Переносного Храма) и создании для него утвари, а Тецаве повествует об одеяниях коэнов и о подготовке коэнов к служению.

Аналогичный прецедент встречаем и в Устной Торе.

В Талмуде был большой трактат, посвященный имущественным отношениям. Он включал в себя 30 глав. Но Учителя, увидев, что поколения все слабеют и слабеют, решили, что человеку будет сложно разобраться и изучить столь обширный материал, собранный под обложкой одного фолианта. И они разделили этот огромный трактат на три — по десять глав в каждом. Первый из них называется Бава Кама, он рассматривает законы, относящиеся к виновникам причинения ущерба и их жертвам. Затем идет Бава Мециа, в котором разбираются материально-финансовые законы, правила ведения торговли и кредитования. И наконец, третий, заключительный трактат — Бава Батра, занимается земельным правом, недвижимостью и законами наследования. 

Но вернемся к Торе Письменной, а именно к Хумашу (Пятикнижию).

В книге Зогар сказано, что Тора состоит из 53 глав. И это уподобляет Тору саду. Ведь на иврите сад — «ган», и это слово имеет гематрию (числовое значение) — 53.

Намек на Тору находим в словах царя Шломо: «Закрытый сад (ган) — сестра моя" (Шир hа-Ширим — «Песнь Песней», гл. 4, ст. 12).

Таким образом, с учетом того, что в Торе 53 главы, и значит, глава Трума включает в себя и Тецаве, Моше упоминается во всех главах Торы, начиная с главы Шемот , в которой описано его рождение.

Но почему же тогда Учителя разделили главу Трума надвое таким образом, что образовалась глава Тецаве, в которой имя Моше не фигурирует?

Чтобы научить нас важному правилу.

Написано: «Проклятие подобно воробью или порхающей птице: вылетело изо рта — может осуществиться» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 26, ст. 2).

Особенно часто осуществляются слова праведника, поэтому ему следует быть особенно осторожным.

Когда Лаван заявил о краже у него домашних идолов, Яаков пообещал, что тот, у кого они будут найдены, долго не проживет (Берешит, гл. 31, ст. 32).

И хотя Лаван их не нашел, потому что Рахель хорошо их спрятала, и Яаков, конечно же, не собирался проклинать свою любимую жену, тем не менее, Рахель в скором времени умерла, потому что обещание Яакова не пропало даром.

Когда евреи поклонились золотому тельцу, гнев Всевышнего разгорелся со страшной силой. И Он пожелал уничтожить всех и создать новый народ от Моше. Но тот взмолился и заявил, что лучше, чтобы его стер Всевышний из Своей Торы, а сынов Израиля помиловал.

Так и произошло, желание Моше сбылось. Его имя отсутствует в главе Тецаве, в той главе, которую читают в субботу, близкую к 7-му адару, дню ухода Моше из нашего мира.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

и Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц