Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
Наша недельная глава начинается со слов — «Если женщина зачнет и родит мальчика…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в качестве объяснения этого фрагмента цитирует высказывание раби Симлая: «Подобно тому, как при сотворении мира создание человека имело место после создания всякого скота, зверя и птицы, так и учение о нем изложено после учения о скоте, звере и птице» (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 14).
О достойном человеке говорят, что он — «венец творения». Гордецу же бросают — «даже комар сотворен раньше тебя!».
То есть факт, что человек создан последним, призван уберечь его от гордыни. Этому же посвящена и притча.
Один человек для дальнего путешествия нанял повозку с кучером. Длинная дорога утомила его, он начал клевать носом и вскоре уснул. А когда проснулся, спросил у кучера:
— Где мы находимся?
— Едем в низине, — ответил возница.
— Не может быть! Мы же только что поднимались в гору, — усомнился пассажир. Но, оглядевшись, понял, что заблуждается…
В жизни порой такое случается. Человек погружается в рутину и перестает следить за своим внутренним миром, за духовным уровнем.
«Зачем мне следить за собой? Я себя ни в чем не подозреваю», — бахвалится он.
Ему кажется, что он — на вершине, на самом высоком пике. На самом же деле, это — сон, дрема, игра воображения, тогда как его телега несется вниз, под откос.
Так, распираемый гордыней пышный индюк считает себя скромнейшим малым, начисто лишенным честолюбия и амбиций.
А ведь когда-то он действительно был, что называется «на подъеме», работал над собой, исправлял качества характера. Только с той поры много воды утекло. И теперь нужно «проснуться» и, натянув поводья — снова взять под контроль почувствовавшую свободу лошадь (дурное начало, на иврите — йецер hа-ра).
Но как обуздать йецер hа-ра?
Нужно начать делать что-то не рутинное. Тут нужен хесед — доброе дело.
Один человек обратил внимание, что в пятницу в больницу приходит много посетителей, чтобы навестить своих заболевших родных и близких. Некоторые из них остаются на шаббат.
И вот, этот человек стал готовить для них субботние трапезы. А администрация больницы выделила для этих трапез помещение.
Узнав, что в субботу есть горячая еда для «гостей» больницы, люди стали охотнее проводить шаббаты с больными родственниками. Вскоре этот человек уже не справлялся один. Он привлек себе в помощь семейную пару. Эти люди были женаты много лет, но у них не было детей. Если мы не можем дарить тепло и заботу своим детям, мы будем делать это для нуждающихся людей, — решили они.
Они и года не проработали, как у них родился мальчик.
Им быстро нашлась замена — бездетная пара с большим стажем семейной жизни.
Только и они долго не задержались. По той же причине.
И вот уже третья пара подключилась к кузнице добрых дел. И опять — на непродолжительное время. Его вполне хватило, чтобы зачать и родить ребенка.
Когда об этих чудесах узнал рав Пинхас Менахем Альтер (Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.), он процитировал фрагмент из Мидраша Танхума, в котором сказано, что награда за гостеприимство — хорошее потомство.
Так у Сары родился сын, после того как их с Авраамом посетили гости. Шунамит удостоилась сына, после того как не раз оказывала гостеприимство Элише.
Таким образом, столкнувшись с
проблемой, люди начинали делать добро. И проблема — отступала.
на основе комментария рава Пинхаса-Менахема Альтера
(Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.)
В нашей недельной главе говорится о союзе обрезания. И здесь мы читаем: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).
В сборнике Мидрашей под названием Ялкут Меам Лоэз (составитель — раби Яаков бар Макир Кули; Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.) рассказывается интересная история о том, как выполнение заповеди об обрезании может спасти жизнь.
Раби Ицхак был министром при дворе одного из правителей. Царь высоко ценил мудрость и порядочность раби Ицхака. Поэтому он всячески поощрял и возвышал его.
Вместе с равом Ицхаком, царь той страны благосклонно относился и к еще одному министру, своему соплеменнику. А тот бы пещерным антисемитом. Он упорно искал возможность разделаться с министром-евреем.
Раз в год царь устраивал особое религиозное празднество. По традиции, на нем в этот день должны были быть новые башмаки и новая мантия.
Перед очередным таким днем правитель поручил своему министру Ицхаку разместить заказы на изготовление праздничной одежды и обуви.
Тот подрядил лучших мастеров, подлинных знатоков своего дела.
Следом за Ицхаком, сапожника навестил министр-антисемит. Огромная сумма позволила дополнить заказанные царские штиблеты небольшой деталью. В назначенный день тщательно упакованный заказ был вручен Ицхаку, а тот лично доставил его во дворец.
Царь на прекрасном племенном жеребце возглавил процессию, направившуюся к храму на праздник. Вдруг, в нарушение протокола, его нагнал черный скакун министра-антисемита.
— Ваше величество, посмотрите, что вам подстроил коварный еврей!
Шепот раскаленным углем обжег царское ухо.
В следующую секунду министр спешился и почтительно указал стеком на ноги правителя, обутые в изящные полусапожки. На их подошвах было выгравировано изображение божества, праздник которого сегодня отмечался. Царь усилием воли подавил вспышку праведного гнева.
Месть — изысканное блюдо. И подают его — холодным.
За такое надругательство над верой, еврея, конечно же, нужно убрать, — размышлял царь. — Но сделать это тихо, незаметно. Ведь он много лет был моей правой рукой. У народа не должно сложиться впечатление, что царь может ошибаться в выборе своих приближенных. В противном случае, это подорвет устои власти.
Правитель условился с хозяином кирпичного цеха, что тот, когда к нему придет человек и справится, выполнено ли поручение царя — даст условный знак своим людям, они схватят пришедшего и бросят его в печь, в которой обжигают кирпичи.
На следующий день правитель отправил Ицхака в кирпичный цех — выяснить, выполнено ли его задание.
Путь был не близким, кирпичи обжигали на некотором расстоянии от города.
Когда стал виден дым обжиговых печей, Ицхака вдруг окликнул соплеменник. Он поведал, что у него восемь дней назад родился сын, и теперь пришло время сделать обрезание. А Ицхак как раз славился своим умением совершать эту процедуру.
— Но почему ты не позвал моэля? — удивился Ицхак. — Смотри, солнце уже садится.
— Я, конечно же, обо всем договорился, только моэль не пришел, ни в условленный час, ни позднее. А я всю округу облазил, с ног сбился — и моэля так и не нашел.
Ицхак принял предложение отца новорожденного.
Брит (брит мила — обрезание) прошел в строгом соответствии с еврейскими законами. А после него благодарные родители, как и положено, усадили Ицхака за стол, вкусить особую трапезу, которая в нашем народе называется — сеудат-мицва.
Между тем, министр-антисемит не находил себе места.
— Что-то не видно нашего еврея, наверное, его уже повесили? — обратился он к царю с плохо скрываемым нетерпением.
— Для него я придумал кое-что получше, — расплылся в улыбке правитель. — Сходи в кирпичный цех, узнай все ли прошло гладко.
Министр стремглав бросился выполнять распоряжение царя. Очень уж ему хотелось услышать, что ненавистного еврея уже нет на этом свете. Подгоняемый ненавистью, он влетел к хозяину кирпичного цеха раньше Ицхака.
— Вы уже исполнили царский приказ? — громко с порога спросил он.
В следующую секунду подбежавшие рабочие скрутили его и бросили в печь, где в скорости он и сгорел.
Когда останки министра-антисемита вылетали в трубу, к хозяину подошел Ицхак и поинтересовался исполнено ли указание царя?
— В лучшем виде, — ответили ему. — Предатель и охальник превратился в пепел.
Этот ответ незамедлительно был передан царю, вызвав у того немалое удивление.
Затем провели расследование, в ходе которого сапожник рассказал все, как было.
Тогда с Ицхака сняли все обвинения, и он полностью восстановил свою репутацию в глазах царя.
Рав Ицхак устроил благодарственную трапезу, на которой сказал, что Авраама Всевышний назвал любимым и спас из огненной печи — в заслугу заповеди обрезания, которую Авраам выполнил самым первым в мире.
— Я тоже удостоился спасения от
огня, — поведал он присутствующим, — благодаря участию в осуществлении этой
заповеди…
на основе комментария раби Яакова бар Макир Кули
(Меам лоэз; выдающийся комментатор Торы, Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.)
3. Какой знак лучше
Всем новорожденным еврейским мальчикам на восьмой день делают обрезание. Как сказано: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).
Обрезание (брит мила) названо в Торе — «знаком» («Вы обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мною и вами» — Берешит, гл. 17, ст. 11).
Так же, «знаком» — названа и суббота. Написано: «Суббота — вечный знак Союза между Мною и сынами Израиля» (Шемот, гл. 31, ст. 17).
Таким образом, и шаббат, и брит мила среди прочих заповедей — имеют особый статус. Соблюдение субботы и обрезание — отличительные знаки еврея. Благодаря им, он выделяется среди других народов.
Оба эти знака, каждый по-своему — важны и значимы. Но если бы нам нужно было определить лучший — какой мы выбрали бы?
Сейчас модно проводить так называемые «батлы» (от англ. «battle» — сражение, состязание отдельных людей и целых коллективов в остроумии, пении, музыке, танце). Попробуем и мы, поддавшись веянию времени, провести виртуальный «батл» между субботой и обрезанием — за право носить титул «лучший знак».
В ходе состязания по очереди выступают участники, а судьи оценивают выступления и выносят свой вердикт.
Итак, пусть первым выступает шаббат. Как он будет аргументировать свое право называться лучшим?
— У меня аргумент очень простой, — начинает суббота, — простой и убийственный. Мной был завершен процесс Сотворения мира. Как сказано в Торе: «И завершил Всевышний в седьмой день дело свое» (Берешит, гл. 2, ст. 2). Что еще к этому добавить?
— Все равно я лучше! — вступает брит мила. - Тобой было завершено Сотворение мира. Но если бы ни я — мир вообще не был бы создан. Об этом свидетельствуют слова: «Если бы не мой союз (обрезания), что действует днем и ночью, Я бы не установил законы, согласно которым существуют Небеса и земля» (Танах, книга пророка Йермияhу, гл. 33, ст. 25).
Что скажут досточтимые судьи? Кому присудим пальму первенства?
Тут, думаю, следует воспользоваться принципом, описанным в притче.
У царя был кабинет министров. Двое из этого кабинета пользовались особым расположением царя. Каждый из них издавал указы, отдавал распоряжения, следил за исполнением царской воли.
В народе же очень интересовались: кто из этих двух министров главнее?
Очевидно — тот, кому царь благоволит больше всего.
Но как об этом узнать?
Однажды царь решил «пойти в народ». А с ним — и все его министры.
Царь возглавлял шествие. Люди обратили внимание, что один из главных министров идет следом за царем, другой — на некотором отдалении.
Тот, что сумел оттеснить другого, тот и главней, — сделали вывод наблюдатели.
Теперь вернемся к нашему «батлу».
По галахе (еврейскому закону), если восьмой день от рождения ребенка выпадает на шаббат — ребенку все равно делают обрезание.
Получается, что брит мила
как бы оттеснила субботние запреты. Значит, она главнее, значимей и важней, и
победа в батле присуждается ей.
на основе комментария рава Шломо Левинштейн
(Израиль, наше время)
4. Самый лучший брит
Написано в нашей недельной главе: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).
В процедуре обрезания, существуют разные обычаи и традиции. Но какое обрезание считается наиболее близким к идеалу?
Рав Цадка был одним из лучших моэлей в Иерусалиме. За долгие годы служения сотни и даже тысячи детей побывали в его чутких руках.
Как-то весь Иерусалим завалило снегом. Транспорт остановился. Раву Цадке позвонил отец новорожденного ребенка и пригласил прийти на следующий день и сделать обрезание. Раби согласился.
Утром он вышел в путь со своим верным учеником. Ему, пожилому человеку, предстояло несколько часов идти по заснеженному городу. И он с честью справился с этой задачей.
В назначенный час он входил в зал синагоги, где должен был состояться обряд обрезания. Вместе с ним вошел и его ученик, неся саквояж с инструментами.
Отец ребенка поздоровался с моэлем, но явно не спешил начинать процедуру, хотя все уже были в сборе. Его лицо выражало некоторое замешательство.
— Понимаешь, я передумал и решил поручить брит милу моего сына другому моэлю, моему родственнику, — объяснил отец новорожденного.
— Это совершенно нормально. У меня нет к тебе никаких претензий. Я уважаю твое решение, — заверил его рав Цадка.
Хотя вопрос с моэлем был улажен, брит все никак не начинался. На лице отца явно читались следы внутренней борьбы.
Наконец, он принял решение и снова подошел к раву Цадке. Выяснилось, что тот, кому он поручил быть моэлем, забыл инструменты дома.
— Конечно, пусть воспользуется моими. Не зря же их сюда принес мой ученик, — согласился рав Цадка.
Однако по ученику было видно, что он не горит желанием расстаться с заветным чемоданчиком.
Когда процедура брит милы завершилась, он подошел к раву за объяснениями.
— Из-за этого человека вы шли пешком несколько часов, и у него еще хватило наглости попросить ваши инструменты.
— Знай, что сегодня мне посчастливилось сделать обрезание на самом высоком уровне, на котором я еще ни разу это не совершал.
— Но ведь сегодня брит милу делал другой моэль…
— В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) говорится, что в ситуации, если человек хотел выполнить заповедь и был готов это сделать, но по независящей от него причине — не смог ее реализовать, ему засчитывается, как будто бы он выполнил заповедь на самом высоком уровне. Я провел тысячи обрезаний, и к каждому из них при желании можно придраться. Где-то гордость подняла голову, где-то — посторонняя мысль. Не так просто добиться совершенства. Но сегодня все прошло идеально. По крайней мере, должно было так выглядеть Сверху.
Тут всех присутствующих пригласили принять участие в особой трапезе, которая в нашем народе называется — сеудат мицва (трапеза в честь исполнения заповеди).
Важно знать, что Учителя придавали очень большое значение трапезе после брит милы. Человек должен набрать ссуд, а если понадобится — и недвижимость свою заложить, чтобы устроить трапезу «по высшему разряду».
Вместе с тем, люди склонны недооценивать ее значение. Иногда ограничиваются только сладостями, что в корне — не правильно.
А вот, ради свадебного пира, как известно — не нужно брать ссуду и, конечно же, не стоит закладывать свое имущество. Но люди почему-то идут на это.
Перевернутый мир. Перевернутые
мы…
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 век)
5. Скупой все равно придет к коэну
В нашей недельной главе говорится о цараат (заболевание духовного свойства; подробнее — см. на сайте, к примеру, заключительную часть обзора недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения, и обзор недельной главы Мецора, пятый годовой цикл). И в тексте Торы мы об этом читаем: «Человек, на коже которого появится припухлость, лишай или пятно…» (Ваикра, гл. 13, ст. 2).
Речь идет о духовной болезни, которая появляется у человека в наказание за нарушения и неправильное поведение.
Признаки цараат можно разделить на три группы. Сейчас нас Тора познакомила с теми, что возникают на теле человека. В конце нашей недельной главы описаны подобные изъяны, возникающие на его одежде. А из содержания недельной главы Мецора мы узнаем о «порче», появляющейся на доме, на жилище человека.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 17) дается важное правило: Всевышний не взыскивает сразу с человека напрямую.
Согласно этому правилу нужно было, казалось бы, чтобы вначале описывались дефекты на домах, затем — те, что портят одежду, и только после этого следовало бы знакомить нас с теми, что возникают на теле. Почему же в тексте Торы — иной порядок?
Но на самом-то деле (и Тора демонстрирует нам это) из-за собственных прегрешений страдает человек. И только по Милости Творца — были введены предупредительные знаки на домах и на одежде.
Обратим внимание и на то, что учение о цараат представлено на обсуждение в период пребывания евреев в пустыне. Тогда у них не было домов. И начинать с проявления цараат на домах было бы не правильно.
Сказано в Талмуде (трактат Зевахим, лист 116), что Тора предшествовала Сотворению мира. Она существовала и находилась у Всевышнего за 974 поколения до Сотворения мира.
Всевышний сначала хотел создать этот мир мерой суда. Наш порядок представления видов цараат как раз и отражает это желание Творца. Мера суда — не церемонится, она начинает сразу с человека.
В нашей недельной главе говорится о том, что после родов женщина должна совершить приношение. И сразу после этого Тора сообщает нам о цараат.
Какая связь между приношением после родов и этой болезнью духовного свойства?
Того, кто не пожелает после рождения ребенка прийти к коэну и совершить приношение, все равно приведут к коэну — чтобы тот обследовал изменения на его коже.
Если человек поскупится, не
желая осуществлять приношение после родов — Всевышний делает так, что ему —
придется предстать перед коэном. С
с
приношением излечившегося от цараат...
на основе комментария рава Йосефа Пацановского
(автор книги «Пардес Йосеф», Польша, 1875-1942 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц