Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
1. Почему Всевышний создал только Адама?
Наша недельная глава начинается словами: «Когда женщина зачнет и родит» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
А предыдущая недельная глава (Шмини) завершается разделением между чистым и нечистым (имеется в виду чистота и нечистота духовного порядка). Как сказано: «Чтобы различить между нечистым и чистым, между животным, которое едят, и животным, которое есть запрещено» (там же, гл. 11, ст. 47).
Между этими фразами должна быть какая-то связь. Попытаемся ее отыскать.
Адам был творением рук Всевышнего. Он нарушил заповедь Творца и был за это наказан. Его потомки также преступали закон и подвергались наказанию. Но уже сын Адама, Каин, понял, что существует путь раскаяния — путь тешувы (тешува — возвращение к соблюдению указаний Всевышнего). Совершив тешуву, он тем самым смягчил строгость наказания.
Каин был рожден женщиной. Поэтому и сумел прийти к тешуве. В отличие от Адама, которого создал Всевышний. То есть у Адама — не было возможности совершить тешуву. Поэтому Всевышний «своими руками» создал не все человечество, но — только одного человека. И велел людям самим заботиться о продолжении рода.
В Мидраше (на книгу Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 18) выражена интересная мысль. Насекомые и пресмыкающиеся не несут никакой ответственности за свои действия. Тем не менее, Всевышний дает им пропитание и поддерживает их существование на земле. Человек, который играет гораздо более значительную роль в мироздании — неужели Творец не смилуется над ним и не примет его тешуву?
Конечно же, смилуется. Конечно же, примет.
Недельная глава Шмини завершается призывом различать между чистыми животными и мириадами нечистых насекомых, пресмыкающихся и прочих гадов.
Но для чего нужны эти ползучие?
Чтобы мы понимали, что Всевышний заботится и о них, проявляет милосердие даже к ним.
А, что же с людьми?
С людьми — чуть сложнее. Люди могут нашкодить. Поэтому должны уметь исправить собственные ошибки и промахи. Прийти к тешуве. Совершить тешуву.
Чтобы была возможность тешувы и прощения — Всевышний не стал создавать все человечество своими руками. Но — только Адама. А затем приказал людям воспроизводить потомство.
Написано: «Когда женщина зачнет и родит». Так в мире появилась возможность тешувы.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)
2. Горлица или голубь?
Сказано в нашей недельной главе, что после родов (во времена Храма) женщина должна была совершить приношение. Как написано — «годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в качестве очистительного приношения» (Ваикра, гл. 12, ст. 6).
Мы видим, что для очистительного приношения можно взять на выбор либо голубя, либо горлицу. И раз голубь упомянут первым, то, вероятно, он — предпочтительнее.
Однако в недельной главе Ваикра говорится и о другом приношении. И там Тора предлагает иной порядок. Об этом читаем: «Если же из птиц всесожжение... то пусть приносит из горлиц или из молодых голубей» (Ваикра, гл. 1, ст. 14).
Здесь горлицы стоят на первом месте, перед молодыми голубями. И значит, они — предпочтительнее для приношения.
Так кого же выбрать для приношения при прочих равных: горлицу или молодого голубя?
В том, что Тора избрала для приношений именно этих птиц, проявляется ее забота о людях. Ведь и голуби и горлицы обитают вблизи человеческого жилья и их проще всего поймать.
Горлицы еще отличаются своей супружеской верностью. Если одна птица из пары погибает, то оставшаяся больше не создает пары ни с кем другим.
Подобным качеством обладает и народ Израиля. Он верен Всевышнему и никогда Ему не изменит.
Голуби же — очень ревнивы. Из-за ревности они часто расстаются друг с другом и меняют пары. Поэтому для приношений Тора велела брать именно молодых голубей — тех, что еще не начали спариваться.
У голубей есть и положительное отличие. Они очень привязаны к родному гнезду. Любые другие птицы, если человек дотрагивается до их гнезда, чтобы забрать оттуда птенцов или яйца — улетают и больше этим гнездом не пользуются. Но голуби ни при каких обстоятельствах — не бросают свои гнезда.
Так и сыны Израиля не изменяют Торе, которую они впитали с молоком матери. Когда в годы преследований им предлагают «выбор»: изменить своей вере или погибнуть, они выбирают смерть.
Роженица для искупления приносит только одну птицу. И если это будет горлица, то оставшаяся без пары другая птица будет тосковать, храня верность первой. Поэтому, если у роженицы есть молодой голубь, ей не следует искать горлицу.
Горлица, в виду ее из ряда вон выходящей верности — предпочтительнее для корбана (приношения в Храме).
Но поскольку для искупления роженицы требуется лишь одна птица, в Торе рекомендуется брать для приношения именно молодого голубя. Поэтому в тексте он и стоит на первом месте.
Этим в Торе преподносится нам важный урок. Заботясь о чувствах птиц, изменяя приоритеты приношений, Тора демонстрирует нам, что мы должны беспокоиться о чувствах других людей. Показывает, насколько нужно быть внимательным к окружающим — чтобы неосторожным словом не причинить им душевную боль.
на основе комментариев раби Яакова бен Ашера
(автор монументального труда, кодекса еврейских законов — Арбаа Турим, а также — одного из наиболее популярных сборников комментариев к Торе под названием Бааль а-Турим; Германия – Испания, 14-й век)
и Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц