Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТАЗРИА»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

Обсуждение главы Тазриа

1. Лучше без обвинителя

Центральная тема нашей недельной главы, да и следующей за ней — учение о пятнах заболевания духовного характера (на иврите — нега цараат, где нега — «пятно», «пораженный участок», а цараат — употребляемое в Торе название этого заболевания).

Видам этого заболевания, его диагностике и очищению от него посвящено, не много, не мало — 115 стихов в обеих недельных главах. Что, безусловно, свидетельствует о том, какое большое значение придается в Торе законам о цараат.

Тем не менее, ни в нашей главе, ни в следующей — напрямую не говорится о причинах возникновения данной болезни. И только в книге Дварим, Тора протягивает нам нить, держась за которую мы можем прийти к разгадке и пониманию сути этого заболевания.

В книге Дварим читаем: «Помни, что сделал Всевышний Мирьям (сестре Моше Рабейну и Аарона) на пути при вашем Исходе из Египта» (гл. 24, ст. 9).

Известно, что Мирьям получила наказание, заболев цараат, за свое нелестное высказывание о Моше, которое Всевышний расценил, как лашон hа-ра (злословие). Значит, лашон hа-ра — причина появления нега цараат.

Впрочем, есть в Торе еще одна подсказка. Неспроста предыдущая недельная глава, Шмини, заканчивается законами о кашерной пище. Подобно тому, как еврей тщательно проверяет еду и продукты, прежде чем они попадут к нему в рот — он должен также подвергать строгому контролю слова и фразы, выходящие из его рта.

Есть такая поговорка: «Человек — то, что он ест». И действительно, еда входит внутрь, становится частью человека, вступает в контакт с его душой. Поэтому не удивительно, что евреи придают такое значение кашерности пищи. Только не надо забывать, что и речь (исключительная способность, отличающая человека от животного) — влияет на человеческую сущность не меньше.

Некачественная еда вызывает сбои в системе пищеварения. Некашерная еда — закупоривает в душе каналы связи с Творцом.

Необдуманное слово может нанести серьезный ущерб нервной системе, может даже убить — и не только тело, но и душу. Сказано в Танахе: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 21, ст. 23).

А в Талмуде (трактат Эрахин, лист 15) говорится, что тот, кто нарушает законы о лашон hа-ра — множит прегрешения свои до Небес.

Возникает вопрос: если запрет на лашон hа-ра столь строг — почему же в Торе не написано об этом прямо? Почему о запрете на злословие не сказано так же, как, к примеру, о запрете убивать, давать деньги в рост, ставить в одну упряжку быка и осла и т.п.?

Прежде всего, отметим, что это — не единственный серьезный запрет, о котором в Торе не сказано прямо. Например, так называемый, «подростковый грех» или «онанизм» — весьма тяжкое, однозначно запрещенное нарушение, зафиксированное в Шульхан Арухе (полном кодексе еврейских практических законов). Но в Торе сообщается об этом лишь намеком.

В книге Зогар (см. на сайте ответ «Зоѓар — кем и когда написан?», № 1449) описывается, как действует обвинитель на Высшем Суде. На том Суде, перед которым предстает каждый человек, когда завершит свой жизненный путь. 

— Записан ли такой-то запрет в Торе? — вежливо интересуется обвинитель, сопровождая вопрос демонстрацией соответствующего фрагмента (поэтому отрицать что-либо — бессмысленно).

— Если запрет, как мы убедились, в Торе имеется, почему же ты нарушил его во вторник в третьем часу? — продолжает вопрошать обвинитель.

Получается Сатан (см. на сайте ответ «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) — а это именно он выступает в качестве обвинителя — имеет право участвовать в разборе только тех нарушений, о недопустимости которых сказано в Торе прямым текстом.

К сожалению, лашон hа-ра — бич нашего общества. Небывалое развитие средств массовой информации стало той питательной средой, в которой как на дрожжах растут, крепнут и множатся слухи, сплетни, злословие и оговоры. Газетные полосы, журнальные страницы, радиоэфир, телепрограммы, интернет… Все это — плодороднейшие, щедро удобренные, сверх урожайные поля чернозема, бесперебойно взращивающие мегатонны лашон hа-ра всех видов и форм. Не удивительно, что злословие и сплетни проникли и в среду евреев, изучающих Тору и соблюдающих заповеди.

Учителя в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 165), обозревая прегрешения народа, подвели неутешительный итог: немногие погрязли в разврате, значительно больше — не чисты на руку, и абсолютно все запятнали себя злословием или хотя бы его брызгами.

Поэтому и отвечать на Высшем Суде за лашон hа-ра придется всем.

Зная это, Всевышний проявил милосердие и напрямую не записал запрет на злословие в Тору, но — дал лишь на это намек. Ведь гораздо лучше, когда дело рассматривается без участия обвинителя.

на основе комментариев рава Исраэля Салантера

(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век),

и рава Арье Лейба Хаймана

(раввина синагоги «Агро» в Байт Вагане, Иерусалим, наше время)

 

2. Молоко злословия

 

В нашей недельной главе говорится о законах, связанных с заболеванием духовного характера (цараат).

Главная причина его возникновение, как мы уже выяснили — злословие. Человек, у которого проявилась эта болезнь, называется — мецора. Из этих букв этого слова можно составить выражение — моци ра («разносящий хулу»).

Один из законов, регулирующих поведение мецоры, обязывает его постоянно предупреждать всех о своем заболевании. В Торе читаем, что мецора — «нечист, нечист» (речь о духовной нечистоте, на иврите — тума; подробнее о значении термина см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл) будет кричать» (Ваикра, гл. 13, ст. 45). И это очень символично. Пятна цаарат (на иврите негаим) появляются на коже того, кто говорит дурное о людях. Когда человек постоянно выискивает недостатки во всех, кроме себя.

Тот, кто находит пороки только в других, говорят в Талмуде (трактат Кидушин, лист 70) Учителя — сам глубоко порочен.

Тора уделяет законам о цараат много внимания. Наши Учителя, детально исследуя законы злословия (лашон hа-ра) составили об этом многие тома

В наши дни пятен духовной нечистоты не бывает. Однако — не потому что исчезла причина. Наоборот, сладкий яд злословия глубоко проник во все слои общества. Если бы цараат продолжала поражать нарушителей законов о лашон hа-ра — трудно было бы отыскать человека, не отмеченного пятнами цараат

Зачастую люди попадают в ловушки лашон hа-ра, руководствуясь самыми лучшими намерениями.

Рассказывают, что как-то к раву Моше Файнштейну (один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) пришел посетитель, чтобы обсудить какие-то вопросы. Рав Файнштейн как раз собирался пить кофе, поэтому гость тоже был приглашен к столу. На столе стояли два пакета молока в кувшинах. Молоко было от разных производителей. Рав взял один из пакетов, чуть помедлил и вернул на место. Затем взял другой, и из него добавил молоко в кофе. Посетитель внимательно следил за каждым движением раввина. Для своего кофе он выбрал тот же пакет, что и рав.

Впрочем, к кофе он так и не притронулся. В его глазах играли задорные огоньки. Мыслями он был явно в другом месте. И действительно, как это не покажется странным, но посетитель мечтал поскорее закончить беседу и уйти. Вопросы, которые он с такой тщательностью обдумывал накануне и с такой важностью нес к дому величайшего раввина, теперь казались ему малозначительными. А все потому, что он стал свидетелем сенсационной новости. И теперь эту новость нужно было срочно разнести по всем друзьям и знакомым.

Рав не стал наливать в кофе молоко из первого пакета, потому что он не доверяет производителю. В этом нет ни малейшего сомнения. Эта новость с завидной быстротой облетела еврейские общины Нью-Йорка и начала прокладывать путь в другие города. Компания-производитель подсчитывала убытки от катастрофического падения продаж. Магазины спешно возвращали не проданную продукцию. Фирма оказалась на грани банкротства. Руководство провело расследование. И вот в дверь раввина Файнштейна стучится директорат компании в полном составе. 

— Мы готовы исправить все недочеты и нарушения, на которые укажет рав, — с порога заявили директора.

— Но я не вижу никаких недочетов и тем более нарушений, — удивился рав Файнштейн.

— Тогда почему Вы отказались от нашей продукции, почему перестали пить наше молоко? — с горечью вопрошал генеральный директор.

— Пройдемте на кухню.

Раввин взял директора за руку, словно маленького, и подвел к холодильнику.

— Вы видите, мой холодильник полон продуктов вашей фирмы.

Директор беспомощно хлопал глазами. Все это не укладывалось у него в голове. Большинство евреев Нью-Йорка прекратили покупать продукцию его фирмы, потому что ее якобы перестал покупать рав Файнштейн. Но у самого рава холодильник ломится от упаковок со знакомым фирменным знаком. Выходит, рав Файнштейн — чуть ли не единственный покупатель этих продуктов.

Директор понимал, что где-то вкралась чудовищная логическая ошибка, но никак не мог понять где.

— Мы провели расследование, мы наняли лучших сыщиков, мы вложили в это кучу денег…

Голос генерального директора дрожал, казалось, еще немного, и он заплачет.

— Нам известно, что Вы, взяв пакет нашего молока не стали добавлять его в кофе, вернули на место. А в кофе налили молоко наших конкурентов.

— Теперь я припоминаю. Я не стал добавлять в кофе ваше молоко, потому что тот пакет оказался пустым. Поэтому я и взял другой пакет.

Желание человека первым завладеть «сенсационной новостью» чуть не привело к разорению многих людей (ведь если бы компания обанкротилась, это бы коснулось не только руководства — рядовые сотрудники остались бы без работы). Было бы гораздо больше пользы, если бы тот посетитель рава Файнштейна не разносил «новость», но — уединился бы и кричал: «нечист, нечист».

Это относится ко всем подобным охотникам за сенсациями.

на основе коментариев раби Яакова бен Ашера

(Бааль hа-Турим; один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)

и раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(а-Шла; автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.;

Чехия – Польша – Германия – Израиль;

был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме)

 

Автор текста Мордехай Вейц