Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ШЕМОТ»
Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.
Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена на иврите — шемот.
Обсуждение главы Шемот
1. Хитрость фараона
Фараон начинает злобную, антисемитскую кампанию. В нашей недельной главе об этом читаем: «Вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте исхитримся против него, а не то умножится он и, случись война, и присоединится он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны. И поставили над Израилем сборщиков налогов и надзирателей» (Шемот, гл. 1, ст. 9-11).
Слово «ацум» переведено здесь как — «сильный», и оно действительно может использоваться в этом значении. Например — во фразе: «Народ великий и могучий (в оригинале — ацум)» (Бамидбар, гл. 14, ст. 12).
Однако у него есть и другое значение — «большое количество», «множество». В той же книге Бамидбар (гл. 31, ст. 1), например, читаем: «И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики (ацум) чрезвычайно».
В единстве есть особая сила.
Написано в Танахе: «Тройная нить не рвется» (Коэлет, гл. 4, ст. 12). Человек может с легкостью порвать нить, а затем — еще одну и еще. Но если три нити сплетены вместе — у него ничего не получится.
Отец перед смертью собрал своих сыновей и дал каждому по лучине.
— Сломайте ваши лучины! — велел он.
И сыновья легко справились с этим заданием.
Затем он положил перед собой пучок лучин и предложил сломать его. Как сыновья ни старались, никто из них не сумел сделать это.
— Помните, дети мои! — сказал отец. — Пока меж вами царит единство, никто не сможет вас одолеть. Но стоит зародиться розни — и вы будете сломлены поодиночке.
Фараон знал, что сыны Израиля сильны в своей сплоченности и единстве. Когда они вместе — с ними не справиться. И хотя египтян больше — численное преимущество не поможет.
У слова «ацум» — тот же корень, что и у слова «эцем» (кость). В своем единстве евреи крепки, подобно кости — ничто их не сломит.
Правитель Египта понимает, что нужно исхитриться «против него» (еврейского народа) — раздробить единого «его» на множество разрозненных «их». Необходимо превратить единый народ с единым сердцем — в «разношерстную» толпу людей, которых мало что между собой связывает.
С этой целью он предложил поставить над Израилем сборщиков налогов. В надежде, что под тяжестью налогов, евреи утратят единство. Одни будут искать освобождения от налогов, другие будут уклоняться от уплаты, третьи — заплатят все сполна.
Такое положение дел, конечно же, приведет к расколу в обществе.
Когда людей ставят в трудные условия, они начинают с большей строгостью относиться друг к другу. Кому-то начинает казаться, что ему хуже, чем соседу, что сосед отлынивает, а он вынужден тянуть лямку. Начинается борьба за справедливость. Люди изо всех сил бьются, чтобы все в равной мере страдали — вместо того, чтобы бороться за избавление от страданий. Былая дружба, единство и взаимопомощь — забываются. Их место быстро занимают мелочные ссоры, придирки и доносы.
Фараон не хотел сразу демонстрировать свою звериную жестокость. Поэтому он пошел на хитрость. Сначала установил налог на высокую рождаемость.
Если рождаемость выше средней по стране (у евреев она значимо превышала среднестатистическую) — значит, и потребление ресурсов повышенное. Потребляете много ресурсов — платите!
Так сыны Израиля оказались под гнетом непосильных налогов. На первом этапе коварного плана по уничтожению еврейского народа произошло финансовое закабаление евреев.
Не можете платить? Отрабатывайте.
Вступление в следующую фазу реализации этого плана, ознаменовалось началом физического рабства. Потомков Яакова начали эксплуатировать как рабов.
Фараон потирал руки — его хитроумный план успешно осуществлялся.
на основе комментариев рава Йешаягу-Йосефа Юнграйза
(автор книги «"Хазон Йешаягу»)
и рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
2. Истинная причина антисемитизма фараона
Фараон бросил клич против евреев. Как сказано: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас» (Шемот, гл. 1, ст. 9).
Но ведь сыны Израиля до сих пор ни в чем плохом замечены не были. Они продолжали хранить лояльность египетским властям, никакого ущерба не причиняли. Наоборот — вносили значимый вклад в подъем и развитие египетской экономики.
Чем же вызвано недовольство фараона? Что его побудило выдвигать злобные претензии?
Очевидно, фараон положил глаз на еврейские деньги. Так обычно бывает. Когда хотят прибрать к рукам чужое — первым делом пускают мифы о еврейском богатстве, о паразитах и кровопийцах, в переносном, но часто и прямом смысле слова. Помните эти кликушества: кровь младенцев, кровь в маце, а в результате — реки еврейской крови.
В Египте евреи начали плодиться и размножаться быстрее местного населения. Но в количественном соотношении им было далеко до египтян. Так почему же фараон забил тревогу?
Известно, что Ишмаэль, а вместе с ним и его потомки, получили благословение на размножение. Со временем оно трансформировалось в повышенный интерес к отношениям между полами.
Когда Всевышний предлагал Тору народам мира, Он предупредил потомков Ишмаэля, что в ней есть запрет на прелюбодеяния.
— Тогда Тора нам не подходит, — ответили те.
— Почему же?
— Потому что наш конек — безудержное размножение, а оно идет рука об руку с прелюбодеянием.
Эсав получил благословение — «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И этого было достаточно, чтобы отвергнуть Тору, согласно которой на убийство установлен строгий запрет.
Все народы мира, кроме сынов Израиля, отвергли Тору, включая и те заповеди, что адресованы потомкам Ноаха.
Поэтому педалирование темы «Бней Ноах» и обучение неевреев Торе, кроме вреда — ничего не принесет.
Мне понятны коммерческие интересы (других нет), стоящих за этим людей. Но они должны осознать, что их усилия приводят лишь к росту антисемитизма в мире и пролитию еврейской крови.
Родившая Ишмаэля Агарь, как известно, была дочерью одного из египетских фараонов. Соответственно, фараон, приходился Ишмаэлю дедушкой.
Теперь понятно, почему небывалый рост численности евреев так его возмутил. Ведь размножение — это прерогатива не Израиля, но потомков Ишмаэля.
— Они становятся сильным и многочисленным народом за наш счет! — вопил царь Египта, — Благословение на размножение дано Ишмаэлю, не им. Не хватало еще, чтобы они покусились на благословение, данное Эсаву — «мечом своим будешь жить» и выкинули нас из нашей же страны!
Поскольку речь идет об узурпации благословений, то слова «Давайте исхитримся против него» — можно отнести не только к еврейскому народу, но также и к Источнику и Хозяину всех благословений, к Всевышнему. И, следовательно, их нужно писать так: давайте исхитримся против Него.
Таким образом, фараон объявил войну не только сынам Израиля, но и Творцу. По его стопам пошли и все будущие антисемиты. Преследуя евреев, они тем самым ведут войну против Создателя.
на основе комментария рава Эфраима-Шломо Лунчица
(автор-составитель одного из наиболее известных сборников комментариев к Торе под названием «Кли Якар»; Польша, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц