Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»
Место в Торе:
Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.Почему она так называется?
В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».
Отправь (пошли) на иврите — шелах.
Обсуждение главы Шелах
1. Кому — во благо, кому — на погибель
В конце предыдущей недельной главы (Беhаалотх) мы читали о Мирьям, сестре Моше Рабейну, которая была наказана за лашон а-ра (злословие).
Наша недельная глава начинается повелением отправить разведчиков в землю Кенаан, которая впоследствии будет называться Страной Израиля. И в самом ее начале сказано: «Пошли себе людей…» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).
Как мы уже знаем, в самой последовательности изложения событий в Торе (окончание предыдущей и начало следующей недельной главы) заключен глубокий смысл. И в нашем случае мы должны понять, насколько опасно злословие. Ведь наказанием за него может стать не только заболевание духовного свойства, известное в нашей традиции под названием цараат (подробнее о понятии цараат и мецора — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Что и произошло с Мирьям. Но и — смерть. Смертью были наказаны разведчики, которые, вернувшись из страны Кенаан, неподобающе отозвались о Земле Израиля. Причем, умерли они страшной смертью. Как написано: «Эти люди, распускавшие клевету на страну, умерли от мора перед Всевышним» (Бамидбар, гл. 14, ст. 37).
Также мы видим, что Всевышний наказывает за лашон а-ра не только одиночек, как было с Мирьям, но и целую общину не милует. Это демонстрирует нам история с разведчиками, о чем в Торе сказано: «До каких пор эта злая община будет роптать?» (Бамидбар, гл. 14, ст. 27).
Обратим внимание: когда евреи собираются отправить разведчиков в Кенаан, они говорят: «Пошлем людей... чтобы разведали они нам страну» (Дварим, гл. 1, ст. 22).
Слова «разведали нам», — объясняют комментаторы, — означают — «ради нашей выгоды, для нашей пользы».
Но Всевышний дает повеление Моше: «Пошли себе людей» (ради твоей выгоды и твоей пользы). Потому что именно тебе это принесет пользу, а разведчикам — страшную смерть.
Но в чем заключалась польза для Моше Рабейну?
Он получил 40 дополнительных лет жизни. Ведь Небеса уже вынесли решение, что Моше, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 111) — не увидит, как будут наказаны кенаанские народы. А из-за того, что разведчики повели себя неправильно, это наказание было отсрочено на 40 лет.
И еще. Выражение «пошли себе людей» содержит в себе намек на то, что число разведчиков должно было быть ограниченным, и на то, что поручить столь ответственное задание надо было людям, тесно связанным с Моше.
Калев бен Ефуне, который вошел в состав разведывательной группы был женат на Мирьям, сестре Моше. А Иегошуа бин-Нун (он тоже стал одним из разведчиков) — учеником, а впоследствии — и преемником Моше, то есть был для Моше как родной сын. Ибо сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 19), что тот, кто обучает человека Торе, как будто бы произвел его на свет.
Таким образом, Всевышний рекомендует Моше послать двоих (минимальное число людей), причем, связанных с ним узами родства.
В Торе есть правило: не сообщать о двух печальных событиях сразу, одно за другим. Поэтому может показаться странным, что сразу за описанием, что произошло с Мирьям — следует рассказ о разведчиках.
Очевидно, этим Тора хочет преподать нам важный урок: тот, кто не учится на чужих ошибках, в конечном итоге, платит ещё более высокую цену.
Разведчики не сделали вывода из случившегося с Мирьям и получили гораздо более суровое наказание.
В самом конце недельной главы Итро читаем: «Не восходи по ступеням на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») Мой, чтобы не открылась нагота твоя на нем» (Шемот, гл. 20, ст. 23).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Тора учит себя вести так, чтобы не обидеть и не оскорбить даже камни, которые вообще-то, не восприимчивы к оскорблениям. Тем более — во сколько раз нужно быть осмотрительнее, чтобы не нанести обиду человеку.
Важная деталь: Мирьям сказала лашон а-ра, обсуждая женитьбу своего брата Моше. Разведчики же оговорили Землю Израиля, то есть, по сути, образно говоря — «деревья и камни». Но ведь в главе Итро Тора на примере камней учит, что нельзя оскорблять человека. Выходит, разведчики на примере Мирьям, вывести запрет на лашон а-ра в отношении « деревьев и камней»?
Дело в том, что о Моше Тора говорит, что он был «скромнейшим из всех людей на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). Недаром сказано — «на земле», потому что Моше уподобил себя «праху», то есть — не возвышал над всем, что создано Творцом, включая даже деревья и камни.
И еще Тора подчеркивает, что Мирьям выразила свое недовольство (что тоже — лашон а-ра), говоря не о ком-то или о чем-то постороннем, но — о родном брате, который, как она знала наверняка, не станет на нее сердиться. Но разведчики и на это не обратили внимания.
Кроме того, разведчики оговорили не просто землю кенаанскую, но — землю, обещанную Всевышним евреям, то есть — пренебрежительно отнеслись к Его подарку.
Таким образом, Тора, казалось бы, вопреки обыкновению, рассказывает о двух печальных событиях, и эти истории следуют одна за другой — чтобы на конкретных примерах продемонстрировать важные принципы и понятия. А еще — потому, что второе событие (с разведчиками) обернулось трагедией не для всех. Ведь благодаря ему, Моше получил дополнительные 40 лет жизни.
на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль
) ираби Авраама-Мордехая Алтер
а(чаще упоминается под «псевдонимом» образованным
от названия серии его книг — Имрей Эмет;
Польша – Израиль, середина 20-го века)
2. Что, собственно, надо было разведать?
Разведчикам надо было осмотреть страну Кенаан и выяснить, какова она, что представляет собой народ, живущий на ней, силен он или слаб, малочислен он или многочислен (Бамидбар, гл. 13, ст. 18).
Мы знаем, что то поколение евреев собственными глазами видело чудеса, совершенные для них Всевышним перед Исходом из Египта и затем, когда перед ними расступилось море. В пустыне Творец окутывал и защищал их облаком. А с неба регулярно, чтобы обеспечить им пропитание, выпадал ман. Подробнее о мане — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?» (№ 706).
Словом, вполне можно было понять, что Творец всячески опекает их и заботится о них, и что эта забота выходит далеко за рамки естественного. Но тогда, какая разница — силен или слаб народ, живущий в стране, в которую ведет евреев Всевышний, на земле, которую Он им обещал? Надо ли выяснять, хороша или плоха эта земля? Ведь Всевышний уже заверил еврейский народ, что ведёт их на землю, «текущую молоком и медом» (см., к примеру, в книге Шемот, гл. 3, ст. 8 и 17).
В указании Моше послать разведчиков, Всевышний подчеркивает: «Пошли от себя» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2). «От себя», то есть — исходя из своего видения ситуации.
Иначе говоря, у Моше было собственное, особое мнение о том, какой должна быть предстоящая разведывательная операция. Из Торы мы узнаем, что ему «понравилось» предложение Всевышнего. И фраза в Торе, свидетельствующая, что Моше «понравилось слово это» (Дварим, гл.1, ст.23), подразумевает, что его привлекла сама идея послать разведчиков в Кенаан. Однако интересовала его не боеспособность армий, противостоящих сынам Израиля, но — духовные составляющие. Ведь он ясно осознавал, что там, где — особая святость (кдуша), там же — и повышенная активность деструктивных сил (ситра ахра). Как сказано: «Амалек живет на юге страны, а хетты и йевусеи, и эмореи живут в горах, а кенаанейцы живут у моря и у Иордана (Бамидбар, гл. 13, ст. 29). Все это — «силы духовной нечистоты» (клипот), окружившие землю Израиля. И нужна разведка, в соответствии с требованием — знай своих ненавистников (в духовном смысле). Чтобы понять, как им противостоять.
Поэтому Моше намеревался узнать, силен или слаб народ, то есть — выяснить, где у клипы слабое место, чтобы именно туда нанести удар. И для достижения цели отправил в эту разведку глав колен — людей, отличающихся, прежде всего, своими духовными и интеллектуальными качествами, а не богатырей-спецназовцев, имеющих хорошую физическую подготовку.
Главная ошибка разведчиков и состояла в том, что они попытались взять на себя роль «спецназовцев», воспринимая Землю Израиля сквозь призму материальности. Совершенно забыв, что решение всех материальных проблем взял на себя — Творец. А поэтому мощь неприятельских армий и защищенность городов от нападений не имеют никакого значения.
Чтобы почувствовать особую атмосферу Земли Израиля, нужна вера (эмуна), вера, что они — под защитой Всевышнего. Израиль не принимает тех, кто в это не верит. Разведчики не осознали, что в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) нужно жить, прежде всего — духовной жизнью, по духовным законам. И тем самым — захлопнули перед собой вход в нее.
В результате эту землю унаследуют их «непрактичные» потомки, о которых говорили разведчики, что они «достанутся врагу, станут добычей» (Бамидбар, гл. 14, ст. 3).
на основе комментариz рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль
)
3. Сколько было разведчиков?
В нашей недельной главе читаем: «По одному человеку, по одному человеку от отчего колена пошлите» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).
В Иерусалимском Талмуде Учителя обсуждают, почему Тора использует удвоения, такие, как, например, в нашем отрывке.
Тора просто использует обороты речи, принятые в давние времена, — говорит раби Ишмаэль (
великий Учитель Мишны, 2-й век). — И дважды повторенное словосочетание «по одному человеку» — не более чем отражение соответствующего речевого стиля.Раби Акива (
величайший Учитель Мишны, 2-й век) открывает в этом иную грань Истины. Каждое удвоение в Торе что-то добавляет, — отмечает он. — Так, в нашем отрывке из удвоения следует, что на самом деле разведчиков было не двенадцать, а двадцать четыре.Но ведь в Торе названы лишь двенадцать имен…
Можно предположить, что Тора упоминает только людей, занимавших ответственные посты, остальные двенадцать, вероятно, были их помощниками, что-то вроде секретарей-референтов, или оруженосцев.
Это объяснение могло бы нас вполне удовлетворить, если бы мы не знали, что, как записано в книге Дварим, Моше произнес: «И взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена» (гл. 1, ст. 23).
Здесь уже нет удвоения и прямо указано, что разведчиков было только двенадцать.
Когда Яаков перед кончиной благословлял своих сыновей — родоначальников колен, о Шимоне и Леви он сказал: «Не вступи в сговор с ними душа моя» (Берешит, гл. 49, ст. 6).
Комментаторы объясняют, что Яаков намекал на будущее участие этих колен в «деле» разведчиков. Но ведь не было разведчика от колена Леви! И почему Яаков упрекает именно Шимона и Леви, а не, допустим, Реувена, колено которого было замешано в истории с разведчиками?
О разведчиках в Торе написано, что все они были главами колен сынов Израиля.
В комментарии на нашу недельную главу Аризаль (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) объясняет, что вместе с разведчиками в землю Кенаан отправились также души родоначальников колен — чтобы помочь своим потомкам выполнить важную и ответственную миссию. Душа же Леви сопровождала Иегошуа бин-Нуна. Поэтому к его имени была добавлена буква «юд», что дает намек на десятого (числовое значение, гематрия буквы «юд» — 10) «выделенного» (асири кодеш). А душа Йосефа присоединилась к представителю колена Менаше.
Теперь нам стало понятно, почему Тора и использует удвоение — «по одному человеку, по одному человеку от отчего колена». Ведь каждого разведчика сопровождала душа отчего колена. Когда же десять из двенадцати разведчиков не выдержали духовного испытания и уступили дурному началу, души родоначальников колен оставили их.
Но Калев из колена Иегуды справился со своей миссией, и душа Иегуды не покинула его. Поэтому Тора говорит о нем: «…и раб мой Калев, поскольку с ним был дух иной» (Бамидбар, гл. 14, ст. 24). В словах «дух иной» содержится намек на душу Иегуды.
Когда евреи уже вошли в Эрец Исраэль, Иегошуа бин-Нун, возглавивший народ после смерти Моше Рабейну, отправил на разведку в Иерихо Пинхаса и Калева. Пинхас был из колена Леви, которое не принимало участие в той, первой разведке, а душа самого Леви была тогда в паре с разведчиком, который свою задачу выполнил. Калев совместно с душой Иегуды тоже справились с ответственным заданием. Таким образом, Иегошуа действовал наверняка — послал на разведку испытанных людей, зная, что они — не подведут.
Теперь нам понятнее и восклицание Яакова: «Не вступи в сговор с ними душа моя». Это — о разведчиках. Ведь большинство душ сыновей Яакова не сумели помочь своим «подопечным». И поэтому они не упомянуты впрямую. А также и Яаков не упомянут в деле разведчиков, даже через своих сыновей.
А Моше сказал: «И взял я из вас двенадцать человек, — говорит Моше в нашей недельной главе, — по одному человеку от колена». Потому что он действительно отправлял на задание только людей, а души родоначальников колен присоединились к ним позднее.
на основе комментария рава Аарона Шмуэля Кайдановера
(1614-1676 гг., Литва)
4. Ошибка разведчиков
Очевидно, что основной причиной ошибки разведчиков было неприятие Земли Израиля, которая соединяет в себе материальное с духовным. Как сказано: «Отстроенный Иерусалим подобен городу, слитому воедино» (Теилим, гл.122, ст.3). То есть «слитый воедино Иерусалим» — это, с одной стороны — город с высочайшей концентрации духовности, город, в котором стоит Храм и функционирует Сангедрин (Верховный суд, в составе которого — мудрейшие Учителя Торы). С другой — центр экономической жизни еврейского народа.
Простонародье отпугивала особая духовность Эрец Исраэль (Земли Израиля), как сказано: «А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти. И снова заплакали сыны Израиля, и сказали: «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром... А теперь душа наша иссохла» (Бамидбар, гл. 11, ст. 4, 6).
Но разве в Египте была бесплатная рыба? Даже солому для кирпичей египтяне не хотели давать евреям просто так. Солому не давали, а рыбу — дарили? Так, что же тогда было бесплатно в Египте?
В Египте не было заповедей. А значит, не надо было проверять, есть ли у рыбы чешуя, не нужно было есть ее отдельно от мяса и т.п. В Израиле же за все придется расплачиваться — исполнением заповедей.
Так рассуждали простолюдины.
Разведчики же не хотели входить в Эрец Исраэль по другой причине. Они предпочли бы остаться в пустыне, окутанные сплошной духовностью: Облако Славы, ман… Нет необходимости заботиться ни о пропитании, ни об одежде, ни о жилище. И все время можно посвящать изучению Торы.
В Шулхан Арухе (Кодекс еврейских практических законов) среди дней, в которые подобает поститься, указано 17-е Элуля — день смерти разведчиков.
Но ведь смерть злодеев — радость. Так почему в день смерти разведчиков надо поститься, как в годовщину смерти праведников?
Известно, что разведчиками были главы колен, выдающиеся люди. Как же они могли оклеветать землю, обещанную Всевышним, как могли попытаться не допустить, чтобы евреи вошли в Эрец Исраэль?
Рав Йосеф Хаим Зоненфельд объясняет, что разведчики во время их пребывания в Эрец Исраэль получили пророческий дар (руах а-кодеш). И увидели все поколения и всех людей, которые будут жить в Стране Израиля. Видели и тех, что преступали закон, втаптывая в грязь святость этой благословенной земли (ночные клубы, гей-парады и т.п.). Разведчики были поражены и шокированы. Если такое возможно в Эрец Исраэль, — думали они, — то уж лучше остаться в пустыне!
И хотя они ошиблись, и были за это строго наказаны, но все же, поскольку их намерения были — во благо и во Имя Небес, день их смерти стал постом праведников.
Немногим более ста лет назад по Российской империи прокатилась череда кровавых погромов. Многие евреи в поисках спасения стали поглядывать в сторону Эрец Исраэль. Один из духовных руководителей хасидизма выступил с призывом: «Евреи, отправляйтесь куда угодно, но только не в Израиль!». Этот известный человек видел в земле Израиля только средоточие святости. Ему претило, что евреи начнут заниматься там торговлей, ремеслами и сельским хозяйством. Словом — обыденным и материальным.
Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), в ответ на это воззвание, объяснял, что на завершающем этапе материалистической истории человечества, перед приходом Машиаха, евреи в Эрец Исраэль будут заниматься торговлей. И уровень духовности от этого — ничуть не снизится. Наоборот — в этом проявится ее величие. Поскольку Земля Израиля соединяет в себе духовное и материальное. Таково желание Всевышнего в установлении своего Присутствия в нижних (материальных) мирах.
Вопрос о статусе Эрец Исраэль актуален и в наши дни. Ведь, с одной стороны, есть люди, стремящиеся наконец-то стать такими, как все народы («со своими ворами и прочими преступниками»). Поэтому они и ведут себя — соответственно, выставляя на «торги» территории Земли Израиля, на которые претендуют наши ненавистники. Ибо не видят и не чувствуют святости Эрец Исраэль, полагая, что она ничем не отличается от других земель мира.
С другой стороны, есть люди, которые противятся массовому заселению Израиля, поскольку, по их мнению, это наносит ущерб духовности. Они не понимают, что в самом названии столицы Израиля (Иерусалим на иврите — Иерушалаим, то есть в названии употреблено множественное число) содержится намек на единство двух понятий: материального и духовного.
Интересно, что 17-го Элуля, в день смерти разведчиков, началась Вторая мировая война. В ту пору в среде европейских евреев Европы распространилось мнение, что евреям вовсе не обязательно возвращаться в Эрец Исраэль, что их место там, где они и живут — в галуте. Ведь здесь, в Европе, им удалось добиться много почти во всех сферах человеческой деятельности и приобрести влияние в финансовых и политических кругах.
Катастрофа вскоре разрушила эту иллюзию…
на основе комментария рава Йоэля Шварца
(наше время, Иерусалим)
5. Тешува
или упорство заблудших
В нашей недельной главе о раскаянии евреев после прегрешения разведчиков читаем: "И очень опечалился народ. И встали они рано утром, и пошли они к вершине горы, говоря: «Мы готовы подняться на то место, которое указал Всевышний, ибо мы согрешили». И сказал им Моше: «Зачем вы нарушаете веление Всевышнего? Ведь не удастся вам это» (Бамидбар, гл. 14, ст. 39-41).
Евреи раскаялись на следующий же день после возвращения разведчиков с дурной вестью.
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12 век) в составленном им Кодексе еврейских практических законов (Мишне Тора), в разделе «Законы тешувы» пишет, что для полной тешувы (искреннего раскаяния и возвращения на пути, указанные Творцом) необходимы три элемента:
1. Сожаление о случившемся (харата).
2. Прекращение действий, которые привели к нарушению или (как в нашем случае) готовность совершить требуемые действия (азиват hа-хет).
3. Признание ошибки и ее описание (видуй).
В раскаянии евреев, по описанию Торы, присутствуют, казалось бы, все эти три элемента. Написано: «И очень опечалился народ» — харата. Затем: «Мы готовы подняться в то место, которое указал Всевышний» — азиват hа-хет. И, наконец: «…ибо мы согрешили» — видуй.
За всю еврейскую историю, быть может, и не было более столь быстрого раскаяния всего народа. События, в которых евреи проявили себя с негативной стороны (оговор Земли Израиля, нежелание народа идти в Эрец Исраэль и т.п.) развивались на протяжении нескольких часов. Но на следующий же день, рано утром, в стремительном порыве раскаяния, они отправились к вершине горы. Однако, как отмечается в Торе, эта тешува — не принимается. Почему?
Дело в том, что в действительность ни о какой тешуве н и речи не было. Хорошие намерения, возможно, и пробудились в их душах. Но — не более того. Серьёзные ошибки были допущены в элементах харата и видуй. А значит, и элемент азиват хет — отсутствовал.
Попытаемся в этом разобраться.
Разведчики убедили народ, что им не справиться с великанами, которые, по их рассказам, живут в стране Кенаан. Несмотря на то, что Всевышний гарантировал им успех. То есть их прегрешение состояло в том, что великанам они придали статус сил, неподвластных Всевышнему. Значит, и исправление следовало направить на ликвидацию пренебрежительного отношения к обещанию Всевышнего, к слову Творца. Но евреи сконцентрировали тешуву на улучшении отношения к Земле Израиля.
При этом, Слово Всевышнего вновь было проигнорировано. На это и указывает Моше, говоря: «Зачем вы нарушаете веление Всевышнего?.. Всевышнего нет среди вас» (Бамидбар, гл. 14, ст. 42).
«Всевышнего нет среди вас» — потому что тешува, которую как будто бы совершили евреи, на самом деле была не тешувой, но — лишь упорством в своем заблуждении. К Всевышнему — не вернулся народ.
И в подтверждение правоты Моше, Тора свидетельствует: «Но они дерзнули взойти на вершину горы» (Бамидбар, гл. 14, ст. 44).
И результат этой ошибки не заставил себя ждать. Буквально в следующей фразе Торы читаем: «И сошли амалекитяне... и разбили их» (Бамидбар, гл. 14, ст. 45).
на основе комментария рава Авигдора Небенцаля
(наше время, Иерусалим)
Автор текста Мордехай Вейц