Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «РЕЭ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

 

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите  — реэ.

 

Обсуждение главы Реэ

 

1. Бераха (благословение) уже дома

 

В нашей недельной главе говорится о выборе, перед которым очень часто оказывается человек. И выбор этот — между добром и злом, между благословением и проклятием.

Как и следовало ожидать, текст нашей недельной главы начинает с благословения — «Благословение, чтобы внимали вы заповедям Всевышнего» (Дварим, гл. 11, ст. 27).

Следование путем, указанным Творцом, и выполнение Его Воли — притягивают бераху. И если человек поступает так, то никаких дополнительных благословений, ни от кого, ему уже не требуется.

Проиллюстрирую эту мысль реальной историей.

К раввину города Акко, раву Шалому Лопесу, пришел житель этого города, один из молящихся главной синагоги. Со страдальческим лицом он поведал о бедах и напастях, обрушившихся со всех сторон на него и его семью, рассказал о болезнях и долгах, о частых ссорах с женой и об отсутствии взаимопонимания с друзьями и родственниками. И о детях, конечно — тоже. А затем попросил бераху.

Его глаза смотрели на раввина с мольбой, и в них читалась боль.

Рав Шалом взглянул на просителя. Его взгляд, скользнув по лицу, остановился на лбу. Раввин будто считывал с него информацию. Потом он спросил:

— А где учатся твои дети?

Проситель сразу как-то сник. Он что-то мямлил и пытался уйти от ответа. Но рав стоял на своем.

И проситель наконец выдавил:

— В такой-то школе.

В этой школе, основанной социалистами, детям прививала антирелигиозные и ультралевые взгляды. При этом преподавание общеобразовательных предметов велось на высоком уровне.

— Я не смогу благословить вас, — сказал раввин, — пока ты не заберешь оттуда детей и не отдашь их в учебное заведение, где чтят Тору и еврейские традиции.

Понурый и сгорбленный человек вышел от рава Лопеса и побрел домой. А дома его с нетерпением ожидала жена:

— Ну как? Он благословил нас?

— Нет!

И муж поведал ей об ультиматуме рава.

После короткой, но очень эмоциональной перепалки они решили выполнить условие раввина — только бы получить бераху.

Формальности удалось быстро уладить. И вот проситель вновь стоит перед раввином.

— Мы все сделали, как вы сказали, пожалуйста, теперь дайте нам бераху.

Рав Шалом внимательно посмотрел на достойного человека, стоящего перед ним.

— Вам теперь не нужна моя бераха, — промолвил рав Лопес. — Ваш дом полон благословения самой высшей пробы.

Погруженный в свои мысли проситель вернулся домой, внутренне готовый к атаке жены.

— Рабби снова не благословил нас. Сказал, что уже не надо...

Жена так и застыла с раскрытым ртом, ничего не успев спросить. Но очень скоро раву Лопесу сообщили, что дела несчастного в прошлом еврея пошли в гору. И он и вся его семья — избавились от всех неприятностей и напастей.

  

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Решил дарить — будь щедрым

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда Всевышний приведет тебя в страну, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, и дашь (в оригинале — ве-натата) благословение на горе Гризим» (Дварим, гл. 11, ст. 29).

Почему же здесь употреблено выражение «ве-натата» (и дашь), хотя, казалось бы, правильнее было бы написать — «ве-титен»?

Дело в том, что в словосочетании «ве-натата» (в отличие от ве-натен) есть буква hей, которая показывает, что бераха (благословение) будет дана щедро, в изобилии.

Учителя в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 71) наставляют: если хочешь сделать кому-то подарок — дари, проявляя щедрость.

Поэтому, говоря о благословении на горе Гризим, Тора показывает, что оно будет щедрым.

Глава Гурских хасидов, раби Авраам-Мордехай Алтер (Польша – Израиль, середина 20-го века), известный под именем Имрей Эмет рассказывал, что дважды его побеждали его же хасиды. И оба раза (особенно в первый) это было связано с правилом: хочешь дарить — дари щедро.

Перескажу оба случая.

По соседству с раби Авраамом жил старик, которому было хорошо за девяносто. Он без конца жаловался на свою горькую судьбу, на полную трудностей и горестей жизнь. О его присутствии или приближении становилось известно заранее — по громким охам, стонам, вздохам и кряхтению.

Однажды Имрей Эмет не выдержал и обратился к старику:

— Ну, что ты все кряхтишь, да охаешь, почему все время жалуешься на жизнь? Ведь сказано: «Дни жизни нашей составляют семьдесят лет, а если удостоимся — то восемьдесят» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10). Исходя из этого, для тебя каждый новый день — большой подарок. Так на что же ты еще жалуешься?

Старик ойкнул, простонал и ответил кряхтя:

— Ребе, но ведь также сказано, что тот, кто хочет сделать подарок, пусть дарит щедро!

И ребе ничего не осталось, как признать правоту старика.

А вот, и второй случай.

Когда Имрей Эмет закончил молиться к нему подошел хасид и сказал, что хочет посоветоваться по поводу своей больной дочки.

Раби Авраам был весьма педантичен. На каждый день у него было составлено расписание, причем — тщательно выверенное, так, что не оставалось ни одной лишней минуты.

Например, на завтрак он отвел себе всего несколько минут. И если в момент, когда он приходил завтракать, еда еще не была готова — он пропускал завтрак и шел заниматься делом, следующим по расписанию.

Когда к нему подошел хасид советоваться по поводу своей дочери, его день был загружен до придела. Настолько, что он не располагал даже минутой свободной. О чем он и сообщил хасиду.

— Мне предстоит двадцать лет выхаживать мою больную дочь, а у ребе не нашлось и одной минуты!? — с горечью воскликнул, уязвленный отец.

Второй раз в жизни Имрей Эмет был вынужден признать свое поражение.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

 

3. На что смотрит Всевышний

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда Всевышний приведет тебя в страну, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею…» (Дварим, гл. 11, ст. 29).

Достоинствам Эрец Исраэль (Земли Израиля) посвящены целые тома. И это не удивительно. Ведь она — подарок Всевышнего. А Он, если решает одарить — одаривает щедро.

Постараюсь раскрыть здесь, хотя бы какую-то одну грань из множества достоинств этой Земли.

Рав Элиэзер Менахем Шах (один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века), духовный наставник йешивы Поневеж, возвращался из поездки в Швейцарию. Он ехал на поезде через Альпы. Из окна вагона открывались потрясающей красоты виды. Поэтому все пассажиры прилипли к окнам. И только рав Шах был погружен в изучение Талмуда.

Сопровождавший его помощник попытался привлечь внимание раввина к красотам, среди которых несся поезд. Но раби не оторвался от своей учебы.

Когда они прибыли в Израиль, за ними была послана машина, призванная доставить их в Бней Брак. Всю дорогу раввин не прекращал любоваться мелькающими окрестностями.

Помощник долго крепился, но все же не выдержал и спросил:

— Разве эта дорога красивее Альп? Почему в Альпах вы не отрывали глаз от Талмуда, а сейчас отложили его в сторону?

— Когда мы были в Швейцарии, — ответил раввин, — ты пытался привлечь мое внимание словами о чудесах творения. Но, ведь сказано: «Из плоти моей я узрю Всевышнего» (Танах, книга Иова, гл. 19, ст. 26). Чтобы узреть чудеса творения, мне совсем не обязательно глазеть по сторонам. Вглядываясь в себя, в свое тело, в отдельные его части, я могу узреть гораздо больше. И не только увидеть чудеса творения, но еще и понять, как устроено мироздание. Как выглядят более тонкие, духовные миры и как они функционируют. Тебя, конечно же, интересует, почему в таком случае, по прибытии в Израиль, я не переставал любоваться пейзажем, мелькающим за окном машины? Написано: «Страна, о которой заботится Всевышний. Всегда Его глаза на ней — от начала года и до конца года» (Дварим, гл. 11, ст. 12). Так, если Всевышний постоянно взирает на Эрец Исраэль, неужели я не буду?!  Всевышний подарил ее нам и для того, чтобы мы, кроме всего прочего, ей любовались...

 

на основе комментариев рава Элиэзера-Менахема Шаха

(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке, один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века)

 

 

 

4. Признаки кашерности рыб намекают на качества, присущие сынам Израиля

 

В нашей недельной главе говорится о том, что разрешено и что запрещено употреблять в пищу.

Из рыбы готовят традиционные еврейские блюда. Но далеко не вся рыба — кашерна (пригодна в пищу еврею). Об этом читаем: «Из всех водяных существ вы можете есть тех, у которых есть плавники и чешуя — их вы можете есть. Но всех тех, у кого нет плавников и чешуи, не ешьте — они для вас нечисты» (Дварим, гл. 14, ст. 9-10).

То есть, рыба считается кашерной только при наличии у нее одновременно двух признаков - чешуи и плавников.

Но почему именно о них речь?

В Талмуде (трактат Кидушин, гл. 20, м. 9) говорится, что отец обязан сделать сыну обрезание, выкупить его, обучить Торе, женить, обучить профессии и научить плавать.

Понятно, что сына нужно сначала родить, чтобы жил. Затем — женить, чтобы дал жизнь новому поколению, обучить профессии, чтобы жил, не умер с голоду, вместе со своей семьей. Но при чем тут — «плавать»? Если речь о том, чтобы не утонул, так намного полезнее было бы написать, что отец обязан обучить сына, например, самообороне.

Ответ найдем в следующей истории. 

Дело было в Америке. Судили человека за убийство. По делу проходило много свидетелей, чьи показания подтверждали вину подсудимого. Все показания были — одно хуже другого.

После опроса свидетелей поднялся прокурор и сказал, что у подсудимого совершенно отсутствует милосердие, он не понимает ни ценности человеческой жизни, ни ее святости. Такого человека, конечно, надо приговорить к смертной казни.

После выступления обвинителя пришла очередь адвоката. И он начал свою речь с того, что все свидетельства были против подсудимого, и по американским законам, убийца должен быть казнен. Но только при одном условии — если суд на сто процентов уверен, что убийство совершил именно подсудимый.

— А теперь, — сказал адвокат, — я докажу, что мой подзащитный — не убийца. Каким образом? Очень просто. Через пять минут в этот зал войдет человек, которого все вы считаете убитым.

Зал зашумел. Не было ни одного человека, который остался бы равнодушным к сказанному.

"Невиданное дело! Ведь мы все уверены, что этот человек убийца! И ведь есть доказательства! Неужели мы все могли так ошибиться?!".

Прошло две, три, четыре минуты. На пятой минуте в зале наступила абсолютная тишина. Весь зал устремил свои взгляды на дверь. Пять минут, шесть... никто не вошел. В зале послышались возгласы недоумения.

— Верно, что убитый человек не вошел, — заявил адвокат. — Но обратите внимание, каждый из вас повернулся к двери. А это значит, что никто из вас на сто процентов не верил, что жертва убийцы действительно мертва. А если так, то вообще нельзя судить обвиняемого, тем более — приговаривать к смертной казни.

И тут поднялся судья. Он написал свое распоряжение еще во время тех пяти минут, когда все присутствующие неотрывно смотрели на дверь зала суда.

— Я постановил, что подсудимому полагается смертная казнь, — прочел судья свой вердикт.

— Но почему? — спросил адвокат, уверенный, что выиграл дело. — Ведь весь зал повернулся….

— А потому, — объяснил судья, — что весь зал действительно следил за входной дверью в ожидании появления человека, которого считали убитым. Но один человек, подсудимый, на дверь не смотрел. Потому что — точно, на все сто процентов, знал, что убитый им человек не войдет в помещение…

Судья не смотрел на публику. Он сосредоточил свое внимание на подсудимом. И гениальный план адвоката — рухнул.

Таким образом, мы видим, что не всегда то, что делает большинство — правильно. И если весь мир выбрал путь идолопоклонства, то мы выбрали другую дорогу — поплыли против течения, против мейнстрима. Ведь все плывут в одну сторону, а мы — в противоположную.

Всю нашу историю нам приходилось плыть против течения. Нас далеко не большинство. Ведь евреев в течение тысяч лет всеми способами пытались отлучить от Торы. Но несмотря ни на что, мы сумели сохранить свою преданность ей и Творцу. Для этого надо противостоять враждебной силе, большинству. А иногда — и всему миру.

Вот благословение, произнесенное Яаковом: «Малах (в условном переводе — ангел), избавляющий меня от всякого зла, да благословит этих отроков и да наречется в них мое имя и имя моих предков, Авраама и Ицхака. Да размножатся они обильно, как рыбы на земле!» (Берешит, гл. 48, ст. 16).

Эти слова можно отнести ко всем его потомкам. Но, что общего у нас с рыбами?

Рыба отличается, скажем, от бревна, хотя бы тем, что бревно всегда плывет туда, куда его несет течение. Рыба же способна плыть против течения. И эту способность ей дают плавники. А второй признак кашерности рыб, чешуя — дает еще и защиту.

Итак, еврейский народ неспроста уподоблен кашерным рыбам. Он наделен способностью плыть против течения — против всеобщих заблуждений, чуждых верований, всевозможных «измов», химер деградирующего западного мира.

Несмотря на множество попыток под корень извести его — он наделен защитой от поголовного уничтожения. И благодаря благословению Яакова, он еще размножится, подобно рыбам, чтобы нести знания о Творце всему человечеству.

 

на основании комментария рава Йоны Мецгера

(бывший главный ашкеназский раввин Израиля)

 

 

5. Принцип страуса

 

Из содержания нашей недельной главы следует, что законы кашерности распространяются не только на рыб, но и на птиц. Здесь говорится о том, что встречаются и кашерные и некашерные виды птиц. И мы читаем: «Любую чистую птицу вы можете есть. А вот птицы, которых вам есть нельзя: орел, гриф, морской орел, шулятник и сокол, коршуны разных видов, вороны разных видов, птенец страуса, сова, чайка, ястребы разных видов, сыч, ибис, филин, пеликан, сип, баклан, аист, цапли разных видов, удод и летучая мышь» (Дварим, гл. 14, ст. 11-18).

Все птицы перечислены по названиям, кроме одной. Страус не записан — записано потомство этой птицы, птенец страуса.

Обратите внимание, что в Торе не сказано о птенцах орла или голубя. Но когда речь зашла о страусе — говорится только о ее детеныше.

Почему так?

На этот вопрос поможет ответить следующая история.

Между первой и второй мировыми войнами в Европе был страшный голод. Особенно в Польше и Литве. В то время и в том месте жила одна очень бедная многодетная семья. Дети были маленькие, и старший сын только достиг возраста бар мицвы (совершеннолетие, которое, по правилам еврейской традиции, наступает, когда мальчику исполняется 13 лет).

Этот мальчик учился в йешиве, но достигнув 13-летия, решил бросить учебу и пойти работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. Но отец, услышав это предложение сына, отказался от его помощи. 

— Сначала окрепни и встань на ноги, укрепись в Торе и заповедях. Тогда и поговорим о твоей работе, — сказал мальчику отец. — А пока оставайся в тепличных условиях. Только так ты сможешь по-настоящему укрепиться в Торе.

Но мальчик продолжал спорить с отцом.

В то время в Польшу, в город Лодзь, приехал Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века). И отец с сыном, как и многие другие евреи, пошли к нему за благословением и советом.

Когда подошла их очередь, отец рассказал раби Исраэлю, как трудно им живется. Что он работает по многу часов в день, но денег на семью не хватает. Живут впроголодь, и не всегда есть возможность купить обувь или отопить жилье. Отец рассказал, что его 13-летний сын, видя, как тяжело он работает, хочет бросить учебу в йешиве и начать ему помогать. Но, тем не менее, отец выразил желание, чтобы сын продолжил учебу, так как он еще недостаточно окреп в Торе.

Хафец Хаим выслушал и спросил юношу:

— А ты что об этом думаешь?

Сын рассказал раввину, как больно ему видеть, что отец тяжело трудится за гроши, чтобы содержать семью. И как бы ему хотелось, чтобы на столе всегда была пусть небогатая, но нормальная еда, чтобы в доме было тепло, и чтобы, наконец-то, появилась возможность купить необходимую одежду и обувь для его младших братьев и сестер.

Праведник кивнул и снова спросил сына:

— Ты знаешь, какие страшные вещи и соблазны могут поджидать тебя в жизни? Ты знаешь, как велика опасность свернуть с пути Торы? Папа боится, что ты не выдержишь эти испытания.

— Но ведь отец, — отвечал сын, — сумел устоять перед соблазнами и остался богобоязненным человеком…

Тогда Хафец Хаим взял его руки в свои, поднял их к небу и сказал:

— Ты все говоришь верно. Но послушай. В Талмуде, в трактате Шаббат, на 128-м листе, написано, что есть птица, которая называется страус. У этой птицы нет зубов и ей нечем жевать. Ее желудок тоже не приспособлен переваривать пищу. Поэтому она глотает острые осколки камней, гвоздей и стекла, чтобы еда перетиралась внутри желудка. А для того, чтобы не пораниться, Всевышний дал страусу суперпрочные, как из железа, мышцы и органы — чтобы он не пострадал от находящихся внутри него колющих и режущих предметов. Поэтому человеку и не дан запрет есть эту птицу. Он все равно не смог бы ее есть — уж очень она жесткая. Но что мы можем сказать о детеныше страуса? Его мышцы еще достаточно мягки, и это может вызвать в человеке желание им полакомиться. Поэтому запрет Торы не есть страуса сформулирован, как запрет не есть его детеныша.

Потомству страусов может угрожать опасность со стороны собственных родителей. Дело в том, что из-за того, что мышцы и органы птенца мягкие, еда, которой питается взрослая особь, ему не подходит. Но взрослый страус зачастую не понимает этого и по доброте душевной и исключительно из благих намерений, старается накормить своего детеныша тем, что ест сам. А от этого птенец, чье тело не готово к перевариванию грубой пищи, может умереть.

Страус мог бы научить своего детеныша набрать за щеки мелких камешков и с их помощью перетирать жесткую пищу. Такой способ измельчения еды применяют утконосы. Но если взрослый страус возможно и мог бы подсмотреть за трапезой утконоса, ведь он обладает очень крупными и мощными глазами — его глаза больше глаз слона. Но вот сделать правильные выводы из увиденного ему вряд ли удастся — его мозг сильно уступает глазам. Поэтому единственный способ спасти птенца от такого родителя — это отдалить его от него. Он еще не готов к «взрослой» еде.

Хафец Хаим провел параллель между подростком и птенцом страуса. Подросток еще не способен справиться со «взрослой едой» — с улицей, с соблазнами, с клеветой, с бесстыдством, со злословием... 

— Останься еще на несколько лет в йешиве. Напитай свое тело Торой так, чтобы оно стало твердым, как у отца. Тогда ничто не сможет заставить тебя свернуть с правильного пути, — заключил Хафец Хаим.

Чему нас учит эта история?

В мире есть много способов, используя которые можно «поставить ребенка на ноги». Можно нанять флиберичку или гувернера и дать ему лучшее образование, сделать из него «ходячую энциклопедию». Можно назло соседям научить пиликать на скрипке. Или же — с детства научить сравнительно честно отнимать деньги у населения. Так, чтобы он никогда ни в чем не нуждался.

Но ничто из этого несравнимо с обучением Торе. Только обучение Торе с детского возраста, заложит в ребенке такое понимание мира, которое закалит его, поможет в будущем не сломаться и выдержать все испытания взрослой жизни. Ведь цель изучения Торы — не в приобретении исторических, научных или психологических знаний, как считают многие люди, никогда ее не открывавшие. Тора выстраивает душу и открывает тот единственный, настоящий смысл жизни, который объединяет нас с Творцом и дает силы преодолевать все трудности, а иногда, даже не замечать их. Ведь приближение к Творцу — надматериально. И стремление к такому объединению дает особое благословение не только самому человеку, но и всему народу...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

  

Автор текста Мордехай Вейц