Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».
Смотри на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего — «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Может показаться, что обращение это как-то странно сформулировано. Оно начинается единственным числом («смотри), и тут же происходит переход на множественное («вам»).
Всевышний, конечно же, передает «благословение и проклятие» всему народу, но сообщает Он об этом, обращаясь к каждому еврею — «Смотри, вот Я передаю». Этим Он дает понять, что любой еврей в Его глазах — значим.
Для иллюстрации этой мысли расскажу три истории, которые лучше любого объяснения продемонстрируют ее истинность.
История первая.
Габай (распорядитель) одной синагоги решил активизировать ее деятельность. С этой целью он пригласил выступить в синагоге после вечерней молитвы известного даршана (раввин, знаток Торы, прославившийся своим красноречием и умением интересно излагать материал на различные темы Торы).
В назначенный день даршан пришел в эту синагогу на маарив (вечерняя молитва). Но по окончании молитвы, хоть о выступлении даршана и было объявлено, люди как-то очень быстро рассеялись. И вот даршан стоит перед публикой, которая состоит из габая и еще одного человека.
— Я совсем забыл! — хлопнул себя по лбу габай. — Сегодня у одного из прихожан свадьба, и все отправились на торжество. Остался только авель (человек находящийся в трауре по близкому родственнику). Мы, наверное, перенесем Ваше выступление...
Но даршан, вопреки ожиданиям, начал говорить — не торопясь, с выражением, с паузами в нужных местах. Его речь была полна аллегорий, зал синагоги наполнили красивые метафоры и занятные притчи.
Когда повествование подошло к концу, в воздухе еще какое-то время висел прекрасный мир, по кирпичику выстроенный рассказчиком.
Габай бросился к даршану и от всего сердца его обнял.
— Не думал, — произнес он, — что рав будет так стараться лишь одного человека!
— Бывает, на город надвигается ураган, и в больницах объявляют повышенную готовность, — ответил на это даршан. — Весь медперсонал срочно вызывают на работу. Но если в итоге в больницу попадет только один человек, неужели его не станут лечить?
История вторая.
Когда Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) был уже в преклонном возрасте, его пригласили в Вильно (ныне Вильнюс), чтобы поднять дух местной общины и ответить на накопившиеся вопросы.
Дело было зимой. Стояли лютые морозы. Домашние Хафец Хаима воспротивились поездке. Они считали, что обледенелые дороги опасны для жизни.
— Если не хотите мне помочь, я сам доберусь, — отрезал праведник. Встал и пошел, держась за стены.
Когда близкие увидели, что он непреклонен в своем решении, они снарядили для него повозку.
В Вильно раби Исраэль выступил в нескольких синагогах и еще принял всех, кто желал задать ему вопрос и побеседовать с ним лично.
Среди посетителей был один пожилой еврей, его мучали вопросы веры, давившие тяжелым грузом на сердце. Хафец Хаим отвечал ему очень подробно, пока не развеял все сомнения. И когда увидел, что лицо собеседника просветлело, отметил мысленно, что только ради этого уже стоило приехать в Вильно.
История третья.
Ицхак жил в Реховоте и работал программистом. Раз в году его призывали на сборы резервистов. В этот раз ему предстояло прибыть в часть, расположенную на севере страны.
Вторые сутки лил сильный дождь, и Ицхак, чтобы поспеть вовремя, выехал загодя. Ливень размыл дорогу так, что пришлось ехать в объезд. Кроме того, почти на всем пути следования образовались пробки. Так что в часть Ицхак прибыл с опозданием. Учения начались без него.
Командир велел Ицхаку возвращаться домой, сказав, что вызовет его в другой день. Ему было очень обидно — столько времени пропало впустую, и еще предстоит долгая дорога назад.
В подавленном настроении Ицхак возвращался в Реховот.
Желая размять ноги после длительной поездки, он припарковался и вышел из машины. Ноги привели его к доске объявлений. Первое попавшееся на глаза объявление сообщало о встрече с каким-то раввином, которая должна была начаться в ближайшие минуты недалеко от этого места, в зале «Яд ле-баним».
«Расстался с командиром, чтобы встретиться с раввином», — почему-то подумал Ицхак.
В этот момент дождь припустил, а до зала было ближе, чем до машины, и это окончательно предопределило выбор. Ицхак, пригнувшись, потрусил на встречу с раввином.
В большом зале сидел всего один человек. Вероятно, из-за дождя.
Вошел раввин, окинул взглядом пустой зал, прислушался, словно желая уловить звук шагов спешащих сюда людей, и начал говорить так, как будто обращался к многолюдному собранию.
Ицхак слушал, затаив дыхание. Казалось, каждое слово проникает прямо в его сердце.
Затем, он еще долго общался с помощником рава, и тот пригласил его поучаствовать в субботнем семинаре.
На этот шаббат у Ицхака не было никаких планов, и он решил попробовать окунуться в новую атмосферу.
Потом соблюдение субботы стало для него нормой. Постепенно к субботе прибавился кашрут и другие заповеди.
Сейчас, спустя пять лет, Ицхак изучает Тору и преподает ее тем, кто делает первые шаги на пути к своему еврейству. И даже не может себе представить, что было бы, если бы пять лет назад раввин не захотел выступать перед двумя слушателями...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Если переводить дословно — получится: «Я кладу перед вами».
Всевышний не случайно использует этот оборот. Чтобы понять заложенный в нем смысл, рассмотрим фразу из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 34, ст. 12) — «Идите, сыновья, слушайте меня».
Что значит — «идите»?
Правильнее, наверное, было бы сказать — «придите». Но так может показаться на первый, поверхностный взгляд.
Поясню это с помощью метафоры.
Человек отправился в путь. Ему предстоит долгая дорога. Он еще тащит тяжелую ношу. И если его кто-то окликнет сзади — «Иди-ка сюда, мил человек, я тебе кое-что расскажу» — в ответ, он, скорее всего, процедит сквозь зубы: «Больно надо!». И продолжит свой путь.
Или — ничего не ответит и даже не оглянется.
Но если ему скажут — «Дорогой, не хочу тебя утруждать, поэтому не стану тебя звать, просто пойду рядом с тобой и буду говорить, а ты только открой уши и слушай» — на этот вариант он, пожалуй, согласится.
Дурное начало (на иврите — йецер hа-ра) внушает человеку, что ему не на что будет жить, если он начнет соблюдать Тору, что груз заповедей ляжет на него неподъемным ярмом…
Но все это — ложь.
Всевышний устами царя Давида заверяет нас: «Идите сыновья! Вам не нужно возвращаться назад, да еще при этом тянуть тяжеленный груз. Продолжайте двигаться вперед, продолжайте развиваться, расти. Только прислушивайтесь к Моим словам. И Я поведаю вам, как наладить свою жизнь в соответствии с принципами и законами Торы.
Всевышнему вовсе не нужно перегружать человека и делать его жизнь невыносимой. Наоборот, Он велит ему следовать общепринятому укладу, не нарушая заведенный в мире порядок, но только — приспособить его к требованиям Торы и не преступать Его установления.
Теперь понятно, почему в нашем фрагменте Творец использует выражение «Я кладу перед вами». Ведь если тебе скажут — «даю», тебе, чтобы взять, нужно будет изменить свой маршрут и, как минимум, подойти к дающему.
Но Всевышний этого не требует. Он кладет перед нами — по ходу нашего движения. Так что нам остается только подхватить на ходу, не сбавляя шага...
на основе комментария рава Шауля Бараха
(автор книги «Гиват Шауль», Венгрия, Чехословакия, 1865-1940 гг.)
3. По какой дороге идти
В нашей недельной главе Всевышний предупреждает, что наряду с благословением, имеется и проклятие. Как сказано: «…И проклятие — если не будете выполнять заповеди Творца, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и последуете за чужими богами, которых вы не знали» (Дварим, гл. 11, ст. 28).
Если мы изучим историю из Талмуда (трактат Авода Зара, лист 17) — нам будет понятней скрытый смысл, содержащийся в этом фрагменте.
Итак, в Талмуде рассказывается, как раби Ханина (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) и раби Йонатан (Учитель Мишны, 3-й век) вместе отправились в путь по важному делу. В какой-то момент они оказались перед дилеммой, какой дорогой из двух им пойти. Одна пролегала рядом с капищем идолопоклонников, а на другой можно было встретить женщин, не отличающихся особой скромностью.
Быть может, следовало выбрать дорогу, ведущую к языческому храму? Ведь Учителям удалось в значительной мере ослабить влечение к идолопоклонству, чего нельзя сказать о влечении к женщинам.
Значит, искушение служить идолам будет легче преодолеть, нежели соблазн, который могут спровоцировать женщины.
С другой стороны, если они выстоят в тяжелом испытании, то и заслуга их будет выше.
Рассудив так, раби Ханина и раби Йонатан пошли по дороге, на которой встречались женщины, не страдавшие от избытка скромности.
Пройдя опасный участок дороги и, не поддавшись соблазну, Учителя продолжили путь уже в спокойной обстановке.
Очевидно, что только тот, кто сумел подняться на духовный уровень раби Ханины и раби Йонатана, и абсолютно уверен, что справится с собой и не станет жертвой соблазна, может позволить себе сделать такой же выбор. Остальные в аналогичной ситуации — должны проложить свой путь через окрестности капища. Ведь вероятность того, что им захочется войти внутрь — гораздо ниже вероятности поддаться очарованию нескромных женщин.
Кстати, соблазн, связанный с женщинами, в Торе назван — дерех (дорога). Это видно из эпизода встречи Лавана с Рахелью, которая объяснила свое поведение «обычным женским недомоганием» — дерех нашим (см. Берешит, гл. 31, ст. 35).
Теперь вернемся к нашему фрагменту.
Написано: «…И проклятие — если не будете выполнять заповеди Творца». То есть — если не достигнете духовного уровня праведников. Тогда «и сойдете с пути (дерех), который я указываю вам сегодня, и последуете за чужими богами». Когда окажетесь перед выбором: пройти мимо нескромно одетых женщин, или — рядом с языческим храмом, следует «сойти с дороги», ведущей к женщинам, и проследовать по той, что проходит рядом с культовым сооружением чужих богов.
Чужие боги, при всем усердии их служителей — все же не обладают такой же притягательностью, как нескромно одетые женщины.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)
4. Новые идолы опаснее старых
Написано в нашей недельной главе: «…И проклятие — если не будете выполнять заповеди Творца, сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и последуете за чужими богами, которых вы не знали» (Дварим, гл. 11, ст. 28).
Почему Тора подчеркивает опасность следования именно за незнакомыми богами? Разве поклонение известным идолам — меньшее прегрешение!?
На самом деле дурному началу (на иврите — йецер hа-ра) гораздо легче соблазнить человека на нечто новое, доселе неиспробованное. Заинтересовать свежим, только что придуманным культом — несравнимо проще, нежели старым, замшелым, засиженным мухами.
Так, если кому-то придет в голову оживить идею научного коммунизма и внедрить ее в широкие массы, он едва ли сможет преуспеть на этом поприще. Этой «религии» когда-то уже поклонялись миллионы. Но теперь она полностью обанкротилась. И лишь кучка маргиналов, выживших из ума, возможно, все еще ею интересуются.
Такова участь любой отжившей свое доктрины.
Опасность подстерегает там, где обитают идолы, которым еще не служили, не поклонялись. Новое притягивает, неизведанное манит. Поэтому дурному началу на этом поле играть легко. Тут йецер hа-ра зарабатывает очки и одерживает победы, Причем — счет может расти в геометрической прогрессии.
«И последуете за чужими богами, которых вы не знали».
Притягательность новых культов настолько сильна, что Тора еще раз возвращается к этой теме и снова предупреждает нас в продолжении главы: «Если появится в твоей среде пророк или ясновидец и покажет тебе знамение или чудо, и появится знамение или чудо, о чем он говорил тебе, чтобы сказать: Пойдем за богами чужими, каких вы не знали, и будем служить им…» (Дварим, гл. 13, ст. 2-3).
Лжепророку или ясновидцу трудно "продать" старых идолов. Ведь все уже убедились в их тщете. Вот и приходится придумывать новых, которые еще не успели набить оскомину.
И далее в Торе читаем: «И тот пророк или ясновидец должен быть предан смерти за то, что говорил он преступное против Всевышнего, который вывел вас из страны египетской и избавил из дома рабства» (там же, ст. 6).
Но разве мы не знаем кто такой Всевышний? Или запамятовали, что Он нас вывел из египетского рабства?
В действительности, так в Торе нам преподан важный урок. Это — напоминание, что мы были в Египте, «срамном» месте земли. И там — каких только богов и культов не было, кому только там ни поклонялись!? И, в конце концов, все они рухнули, раз и навсегда, продемонстрировав свою несостоятельность.
Это должно послужить сильной и эффективной прививкой.
Нечего сейчас выдумывать новые мифы и создавать кумиров, искать посредников и назначать избавителей, провозглашать "пророков" и чудотворцев. Предоставьте это Всевышнему. Поверьте, Он справится. Точно так же, как справился тогда. Доверьтесь Ему.
на основе комментария рава Шломо Левингера
(Израиль, наше время)
5. Пастух и царь
В Торе дано нам предупреждение. Об этом читаем: «Вот установления и законы, которые вы должны будете исполнять в стране, которую Всевышний дает вам... во все дни, сколько живете вы на земле» (Дварим, гл. 12, ст. 1).
Земля Израиля без Торы — камни, песок и глина. Не более того.
Ее величие проявляется только тогда, когда на ней изучают Тору и соблюдают заповеди.
Проиллюстрирую это притчей.
Царь отправился путешествовать по своей стране. Он посещал города, взбирался на горы, переправлялся через реки, пересекал пустыни.
Однажды он оказался в небольшой деревеньке и повстречал там пастуха. Этот пастух приглянулся царю, и он взял его в свой дворец. Там пастух был отдан в обучение советникам царя, и вскоре они превратили малограмотного деревенского парня в благородного дворянина.
Царь выдал за своего нового друга дочь и выделил молодоженам крыло дворца.
Шли годы, и новоиспеченный принц возгордился — он стал пренебрегать распоряжениями царя и его указами, начал грубо обращаться с женой.
Царь разгневался на зятя и выгнал его из дворца.
Поскитавшись без гроша в кармане, бывший пастух понял, какую ошибку совершил, и пришел к царю просить прощения.
Царь простил его. Но преподанный бывшему пастуху урок не пошел ему впрок, и вскоре он взялся за старое.
Царь не стал с ним долго церемониться и снова выгнал.
Помыкавшись, хлебнув нищеты, пастух опять предстал перед царем.
— Чего ты хочешь? — строго спросил его царь.
— Хочу вернуться во дворец.
— Но ты крепко обидел мою дочь.
— Но твоя дочь мне не подходит, я хочу жить во дворце без нее. Я понял, что без нее мне гораздо лучше.
— Глупец! Кому ты нужен без моей дочери?..
Знакомая картина?
Кого напоминает пастух?..
на основе комментария рава Шалома Швадрона
(один из крупнейших галахических авторитетов своего времени; Галиция, 1835-1911 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц