Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».
Смотри на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, чтобы внимали вы заповедям Всевышнего. И проклятие, если внимать не будете заповедям, и уклонитесь от пути, который я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).
Для еврея огромное, непреходящее значение имеет понятие «эмуна» (вера в Творца мира). Эта вера бывает двух видов.
Первый вид — простая вера, впитанная с молоком матери, полученная от отца, сбереженная дедом. На этот вид эмуны намекают слова «чтобы внимали вы». Ведь ее — внемлют, перенимают, получают готовой.
Второй вид эмуны — кропотливо выстраивают, собирая по крупицам из личных наблюдений, исследований, умозаключений. К такой вере человек приходит самостоятельно. Она в процитированном выше тексте связана со словом «смотри».
Она рождается, когда человек всматривается в окружающую его действительность, наблюдает, изучает устройства мира.
Авраам, изучая мир, пришел к выводу, что у всего на свете наверняка есть Творец и Хозяин. Так он пришел к вере, намеком обозначенной словом «смотри».
Простую веру («внемли») ему не от кого было получить. Ведь его отец Терах был язычником и торговал идолами.
Ицхак же, сын Авраама, воспринял от отца простую веру во Всевышнего, а вдобавок — проложил и свой, личный путь к Творцу, весьма обогативший его веру.
Важно отметить, что простая эмуна, воспринятая в семье, связана только с благословением. Но с верой, к которой человек приходит сам, может быть связано и благословение и проклятие. Ведь самостоятельно изучая мир, человек рискует ошибиться.
Намек на это содержится в выражении — «благословение, чтобы внимали». Простая вера, воспринятая от отцов — не несет в себе угроз и может привести только к благословению.
Написано: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие». Вера, порожденная созерцанием и изучением (вида «смотри») тоже может вести к благословению. Но если человек принимает желаемое за действительное, пытается подогнать наблюдения под собственные представления и фантазии, обманывает себя и вводит в заблуждение других — этот путь ведет его к проклятию.
Если мы внимательно присмотримся к нашей фразе, то увидим, что в ее тексте, когда речь идет о благословении, в Торе используется выражение «чтобы внимали». Но там, где говорится о проклятии — мы читаем: «если внимать не будете». Да еще добавлено — «и уклонитесь от пути».
О чем это свидетельствует?
Хорошую, позитивную мысль Всевышний присоединяет к действию. Человек, прежде чем совершить благой поступок, долго его обдумывал. И получит награду не только за свое доброе деяние, но — и за мысли о нем. И даже если только обдумывал, но ничего путного так и не совершил — награду за позитивные мысли у него никто не отнимет.
Поэтому и сказано — «благословение, чтобы внимали». Уже за одно то, что внимал, слушал, думал — можешь рассчитывать на награду.
Что же касается дурной, плохой, недоброй мысли — ее Всевышний не прибавляет и вместе с проступком не учитывает.
Поэтому, какое бы ужасное преступление человек ни вынашивал, если оно так и не реализуется — наказание человек не получит. Поэтому и сказано и добавлено к словосочетанию «если внимать не будете заповедям Всевышнего» (за мысли не наказывают) дополнительное условие — «и уклонитесь от пути…».
То есть для наказания — необходимо действие.
на основе комментария рава Хаима-Меира Агера
(Ребе Вижницких хасидов, автор книги «Диврей Хаим», Австро-Венгрия – Израиль, 1887-1972 гг.)
Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, за заповеди Всевышнего, которым вы будете внимать. И проклятие, если внимать не будете заповедям, и уклонитесь от пути, который я заповедую вам сегодня, и последуете за чужими богами, которых вы не знали» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).
Возникает вопрос: почему в Торе подчеркивается, что благословение и проклятие даны именно сегодня?
Дело в том, что Всевышний может выплатить человеку аванс или выдать кредит в счет его будущих заслуг. Но за прегрешения Он — никогда не взыскивает заранее.
Человека обычно судят, исходя из того, где он находится в данный момент. Конечно же, имеется в виду не географическое, но — его духовное положение.
Этот принцип впервые был сформулирован в рассказе об Ишмаэле. Здесь мы читаем: «Услышал Всевышний голос отрока оттуда, где он находится» (Берешит, гл. 21, ст. 17).
Хотя в будущем потомки Ишмаэля прольют немало еврейской крови, все же в тот момент его прегрешения еще не достигли того уровня, за который карают смертью. И Ишмаэль не умер тогда в пустыне.
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 175) рассматривается случай, когда на документе отсутствует дата, и написано: «В этот день (сегодня) будет сделано так-то и так-то».
Есть два варианта разъяснения выражения «в этот день».
Это может быть день составления документа. Тогда дата устанавливается по свидетельским показаниям.
Или же под «этим днем» следует понимать дату, когда документ предъявлен суду для взыскания.
Процитированная фраза из нашей недельной главы — подобна договору, заключенному между двумя сторонами. С одной стороны — сыны Израиля обязались соблюдать Тору и заповеди, а в случае нарушения, обязались понести соответствующее наказание (проклятие). С другой стороны, Всевышний обязался благословлять сынов Израиля, когда они выполняют свою часть договора.
Дата под этим договором не указана. Написано — «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие». То есть — «сегодня (в этот день)».
Значит, нужно выяснить, что подразумевалось «сегодня» День подписания договора или дата, когда договор будет предъявлен для взыскания?
Человек не может взять на себя обязательство исполнять то, что не имеет четких границ и определений. Он не знает заранее, что именно он нарушит и когда. Поэтому он не примет на себя проклятие до того, как совершит прегрешение.
Значит, со стороны сынов Израиля, понятие «сегодня» означает — день взыскания, согласно договору.
Всевышнему же заранее известно, кто и какую награду сумеет заслужить. Поэтому Он уже в момент подписания договора может обязаться благословить и наградить достойных, которые ему известны наперед. И для Него «сегодня» — день заключения договора. Именно с этого момента и начинает действовать Его бераха (благословение).
Наша фраза завершается выражением — «последуете за чужими богами, которых вы не знали». Ведь сыны Израиля не знали, совершат ли они прегрешения в будущем или не совершат. И если совершат, то, какие именно и когда.
Одно точно известно — пока евреи внемлют голосу Всевышнего, никаких нарушений не будет. И чтобы они слушали Его голос, Он сразу же начал давать им бераху.
Творец положил перед вами благословение, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту, — чтобы вы слушали, внимали.
Прегрешения же евреи могут допустить в том случае, если перестанут слушать голос Творца и пойдут за чужими голосами, которых не признавали их отцы. Поэтому и сказано: «и проклятие, если внимать не будете».
Подведем итог.
Наша недельная глава называется Реэ (смотри) — потому что Всевышний показал сынам Израиля благословение и проклятие. Причем, благословение Он дал и активизировал сразу же. И оно будет приносить благо, пока не перестанут внимать Творцу.
Проклятие же приходит, если прекращают слушать заповеди Всевышнего.
Возникает вопрос: если бераха входит в силу сразу же и может действовать сколько угодно долго, а насчет проклятия не известно, начнет ли оно действовать и когда — то почему его показывает Всевышний наряду с берахой? Ведь сказано: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие».
Благословение — понятно почему. Зачем же проклятие?
Ребенку, который хорошо себя
ведет, родители дают конфету. Но для того, чтобы он вел себя также и впредь — на
всякий случай, показывают ремень. Чтобы знал, что его ждет, если вздумает
ухудшить поведения.
на основе комментариев Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
3. Сложный комментарий
Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня…» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Один из самых авторитетных раввинов прошлого поколения рав Аарон-Лейб Штейнман (глава йешивы в Бней Браке, один из самых известных современных Учителей Торы; умер в 2017 году), дал основанный на этой фразе урок мусара (морально-этическое учение).
Главный посыл заключался в том, что человек, который порхает по жизни, не вдумываясь в пролетающие мимо дни и события — и не живет вовсе. Настоящая жизнь должна быть глубокой, осмысленной. Поэтому жить нужно, всматриваясь, вглядываясь, анализируя все, что происходит с тобой, с другими и вокруг тебя.
Этот урок рава Штейнмана напечатали во многих листках, распространяемых в синагогах.
Одного ученика йешивы за неблаговидный поступок, отстранили от учебы на две недели. Родители юноши подрядили молодого авреха (студент колеля — еврейское религиозное учебное заведение для женатых мужчин), чтобы тот занимался с их сыном, пока в йешиве не примут окончательное решение.
Во время изучения Талмуда аврех и временно отстраненный от занятий в йешиве юноша столкнулись со сложным комментарием Учителей эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.), который никак не могли осилить. Они раз за разом отважно бросались на штурм его бастионов, но его смысл комментария ускользал от них.
Наконец аврех предложил оставить не желающий сдаваться комментарий и продвигаться дальше. Но его хеврута (напарник по учебе) вдруг решительно отказался от этого и стал настаивать на возобновлении попыток разобраться с неподатливым комментарием. Ученик аргументировал свое упрямство словами рава Штейнмана.
— В шаббат я изучил урок раввина, — объяснил юноша, — и принял решение, что моя жизнь не будет поверхностной. Она станет глубокой и наполненной смыслом. Поэтому я буду всматриваться в текст Тосафот до тех пор, пока его не пойму.
Между тем, руководство йешивы прибыло к раву Штейнману, чтобы решить судьбу юноши. Прибыл на это совещание и аврех. Раввины поведали о неблаговидном поступке ученика. Они были настроены исключить его из йешивы. Ведь то, что он совершил, выходило за рамки принятых в йешиве норм. Однако для столь радикального решения требовалось одобрение рава Штейнмана.
После раввинов слово взял аврех. Он рассказал о сложном, непонятном комментарии Тосафот и о решении юноши начать жить не поверхностной, но — глубокой, осмысленной жизнью. И поэтому отказался оставить трудный комментарий Учителей эпохи Тосафот, сказав, что будет биться над ним, чего бы это ему ни стоило.
Раввины были приятно удивлены переменами, которые произошли с их учеником. А рав Штейнман сказал, что слова авреха свидетельствуют, что юноша проделал серьезную духовную работу. Он пересмотрел свою жизнь и решил, сделав тешуву (раскаяние и возвращение на пути Всевышнего), наполнить свое существование глубоким смыслом.
— Счастлив тот, кто удостоился тешувы! — заключил рав Штейнман. — Вот бы нам всем этого удостоиться!
Юношу решили вернуть в йешиву.
Отучившись в ней несколько лет,
он создал семью и приучает своих детей наполнять жизнь смыслом.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Хочешь изменить мир — меняйся сам
В нашей недельной главе Всевышний обращается к каждому из нас со словами: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Добро и зло лежат перед человеком, и в его власти сделать между ними свой выбор, который предполагает выбор между жизнью и смертью, благословением и проклятием.
Возникает вопрос: почему написано «Я кладу?». Ведь вернее было бы сказать — «Я положил».
Дело в том, что порой человек может сбиться с пути, указанного Всевышним. И вот, казалось, еще вчера он шел по твердой грунтовке под пение птиц, и солнце из-за ветвей весело подмигивало ему.
Но теперь он увяз в трясине и тонет в полной тьме под тяжестью прегрешений. И кажется ему, что он уже никогда не сможет выбраться на верную дорогу и не увидит снова солнечный свет.
И действительно, столько ошибок уже совершено, и постоянно добавляются новые. Видно, такова уж его судьба.
Но тут к нему пробивается луч — маленький, теплый луч надежды. Ведь и сейчас существует возможность выбора. Еще не поздно выбрать добро и с его помощью выкарабкаться из трясины.
Всевышний постоянно дает такой шанс. А человек постоянно находится перед выбором. Поэтому и написано в настоящем времени — «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие».
В Талмуде (трактат Сукка, лист 52) говорится, что дурное начало человека (на иврите — йецер hа-ра) каждый день пытается овладеть им, подчинить себе его волю и привести к духовной смерти, подобно сказанному в Танахе: «Выслеживает злодей праведника и выискивает способ умертвить его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 32).
Всевышний же старается прийти на помощь и — спасает человеку жизнь. Причем, если бы Творец убеждал человека выбрать благословение, тот, скорее всего, выбрал бы проклятие. Ведь людям свойственно, вопреки уговорам, из чувства противоречия, поступать назло.
Поэтому Всевышний не убеждает, но просто кладет перед человеком добро и зло и предлагает сделать свой выбор. И многие при этом ошибаются.
И еще, слово «смотри» употреблено в нашей фразе в единственном числе. Это — обращение к каждому отдельному человеку. Чтобы каждый следил за собой и, если надо — менял что-то в себе. Постоянно.
И еще одно объяснение обращения «Смотри!».
Всевышний здесь как бы стыдит
человека: «Смотри, на кого ты похож. На малое дитя. Ребенку, чтобы побудить его
что-то сделать нужно дать конфету. А взрослому дяде, необходимо сначала
продемонстрировать бераху (благословение). Только тогда он начнет
исполнять заповеди».
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
5. Тора не оставит человека ни в этом мире, ни в мире Будущем
Сказано в нашей недельной главе: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие. Благословение, чтобы вы слушали…» (Дварим, гл. 11, ст. 27).
Всевышний дет человеку жизнь и добро. Тот, кто делает правильный выбор и направляет свои устремления на Тору Всевышнего и на исполнение написанного в ней — удостоится получить все ее благословения. Его жизнь и в этом мире и в мире Будущем будет наполнена добром.
В Танахе находим высказывание мудрейшего из людей, царя Шломо (в русском языке нередко Соломон) — «Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни ее» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 31, ст. 12).
Понятно, что речь идет о жене, которая делает добро своему мужу.
Непонятно только, почему сказано — «во все дни жизни ее». Ведь когда он умрет, она уже не сможет (даже если захочет) делать ему добро. Значит, нужно, казалось бы, написать — «во все дни жизни его».
Но Тора оберегает тех, кто ее изучает, ее от бедствий не только в этом, земном мире. Она продолжает заботиться о них и в мире Будущем. И в период, когда настанет время для техият hа-метим (возрождение умерших) поможет им ожить снова.
Некто, совершивший множество прегрешений, в какой-то момент ужаснулся от своего образа жизни и поспешил к раввину с просьбой указать путь тешувы (раскаяния и возвращения на пути, указанные Творцом мира).
Раввин сочувственно вздохнул.
— Бедный, ты бедный! — произнес он. — Чем же тебе так досадил Всевышний, что ты Ему так мстишь!?
И добавил:
— «Она воздает ему добром, а не злом». Добром, а не злом, добром, а не злом…
Услышав это, посетитель побелел как мел. До него вдруг дошло, что Творец постоянно воздает добром человеку, добром, а не злом. Почему же он так глубоко погряз в прегрешениях?
Человек стоит на распутье и выбирает, какой дорогой ему дальше идти. Он должен предпочесть злу — добро и устоять перед всеми соблазнами дурного начала.
Ему поможет, если он в этот момент вспомнит и подумает о той помощи, которую оказывал ему Всевышний на протяжении всей его прошлой жизни — до этой минуты, включительно. Тогда он не сможет отплатить злом за теплоту и добро. И он выберет жизнь и удостоится всех тех благ, что стоят за этим выбором.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 105) говорится, что буквы слова «анохи» (в переводе на русский — «я») являются аббревиатурой выражения «Прекрасное сказание записано и передано».
Речь — о Торе.
на основе комментария раби Исраэля-Меира hа-Коэна
(известен как Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц