Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «РЕЭ»

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите — реэ.

Обсуждение главы Реэ

1. Все дело в холодильнике?

Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26). 

Попытаемся разобраться в сути этой фразы.

Заинтересовывает в ней первое же слово («смотри»), вынесенное в название недельной главы.

Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век), в начале книги своих примечаний к Шульхан Аруху цитирует отрывок из Теилим (Псалмы царя Давида). В этом отрывке сказано: «Представляю Всевышнего перед собою всегда» (Теилим, гл. 16, ст. 8).

Шульхан Арух, как известно — это кодекс еврейских законов, сборник галахических постановлений. Какое же отношение к нему может иметь процитированная фраза?

Постоянно представлять перед собой Всевышнего — конечно, похвально. Но как это связано с нашими законами?

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своей книге Море Невухим пишет, что тот, кто следует этому правилу, в итоге приобретает богобоязненность, удостаивается исполнения многих заповедей и избегает нарушений.

Так что неспроста Рама предварил свой кодекс законов этой цитатой из Теилим. Ведь она — ключ к их соблюдению. Представляй постоянно перед собой Всевышнего, и Он убережет тебя от нарушения.

Об этом говорится и в нашей недельной главе.

Местоимение «Я» на иврите можно написать двумя способами: «ани» и «анохи» (это слово употребляется реже, нежели первое). В нашем случае использовано более редкое — «анохи». И это неспроста. Этим словом начинаются Десять заповедей: «Я (анохи) — Всевышний твой...» (Дварим, гл. 5, ст. 6).

Так что, употребленное в начале нашей недельной главы слово анохи как бы подчеркивает: если будешь постоянно видеть перед собой Всевышнего — непременно придешь к благословению и отдалишься от проклятия.

Бросается в глаза в нашем отрывке и слово «сегодня» («Я даю вам сегодня...»).

Но ведь Тора была дана за 40 лет до момента, когда была произнесена эта фраза. Почему же написано — «сегодня»?

Бывает, у человека нет желания исполнять ту или иную заповедь. Что ж, каждый сам выбирает, какой дорогой ему идти. Только последнее время появились люди, которые с одной стороны не желают соблюдать законы Торы, но и клеймо нарушителя, злодея и апикореса им тоже неприятно. Что они придумали? Скажем, — решили они, — что проблема не в нас, не в нашем эгоизме, не в нашей порочности, не в нашей алчности, проблема, на самом деле — в Торе. Как говорится — с больной головы на здоровую.

И тут же вовсю начинает муссироваться идея о том, что Тора якобы — устарела.

Тора запрещает есть свинину. Но ведь хочется! Почему мы должны себе в чем-то отказывать?

И вот уже, реформисты всех мастей, атеисты, материалисты и прочие пытаются убедить нас, что свинина запрещена лишь потому, что она — скоропортящийся продукт, а во времена Моше не было холодильников.

Но Тора знала о наглецах еще за тысячи лет до их рождения. Поэтому сказал Всевышний: «Я даю вам сегодня благословение и проклятие».

Сегодня, то есть — в каждом поколении. Независимо от того, будут холодильники или нет — перед каждым человеком стоит выбор, по какой дороге идти. По дороге благословения, дороге Торы и заповедей или — по пути реформирования, отрицания, подмены, пути предательства и проклятия.

Пройдут годы, и об истовых реформистах, поборниках мороженой свинины, если кто-то и вспомнит, то, разве, что — со смехом. А Тора была и будет — вечной и неизменной. На все времена.

на основе комментария рава Шабтая Коэна

(автор книги «Сифтей Коэн», Польша, 1622-1663 гг.)

 

 

2. Всевышний нам — как отец родной

Написано в нашей недельной главе: «Сыны вы Всевышнему, не делайте на себе надрезов и не делайте плеши меж ваших глаз по умершему» (Дварим, гл. 14, ст. 1).

Возникает вопрос: как связаны между собой начало и конец этой фразы — какая связь между тем фактом, что Всевышний нас называет своими сыновьями и запретом на то, чтобы делать плешь между глаз по умершему? В чем здесь логика?

Прежде всего, когда вы осознаете, что Всевышний относится к вам как отец к своим детям, что Он любит вас, как своих детей, — говорит нам Тора — вы будете соответственно воспринимать происходящее. Ведь дети далеко не всегда могут понять поступки отца, но они знают наверняка, что каждый его поступок им — на благо, каждый поступок продиктован любовью.

Также и вы, — наставляет нас Тора, — в самые трудные, самые непонятные моменты жизни, помните: сыны вы Всевышнему, и значит, все — для вашей же пользы. И, если кто-то не видит логики в том, что с ним происходит — пусть не думает, что ее там нет. Она просто еще не открылась ему. Возможно, он до нее еще не дорос. И Всевышний ждет, когда Его сын повзрослеет.

А если (ни про кого не будь сказано!) умер близкий человек — не сироты вы. Всевышний, ваш отец — поддержит и укрепит вас в трудную минуту.

Всомните, когда наш народ только зарождался, ему на долю выпало испытание. В Торе читаем: «И умер Йосеф и все его братья» (Шемот, гл. 1, ст. 6).

Сыны Израиля — на чужбине, в Египте, остались без глав отчих домов. Но Всевышний поддержал и укрепил их — как отец в минуту опасности берет под защиту своих детей. И в итоге — «сыны Израиля расплодились и умножились, и окрепли очень, и наполнилась земля Египта ими» (там же, ст. 7).

Значит, наш фрагмент — слова утешения.

У тебя тяжелая утрата? — Не думай, что ты безвозвратно осиротел. Ведь ты — сын Всевышнему, а Он — твой отец. Доверься ему, и Он позаботится о тебе.

Ни о каком другом народе не говорит Всевышний — «сыны вы Мне». Но — только о нас. А раз мы не подобны другим народам — то и не должны поступать как они. Поэтому и запретила нам Тора «делать надрезы и плешь между глаз по умершему».

Обитатели Кенаана (территории, которая потом была названа Землей Израиля) увечили себя так. Ведь для них главной была жизнь этого мира. И когда у них умирал близкий — они теряли его навсегда.

Еврей, оставляющий свое тело в этом мире, приобщается к жизни в мире Грядущем (на иврите — олам hа-ба -), который на самом деле — основной мир. Поэтому в нашей жизни нет места чрезмерной скорби. Что бы ни случилось, — наставляют Учителя (трактат Моэд катан, лист 27) — еврей не должен пребывать в отчаянии, унынии и меланхолии, не должен закатывать истерики.

Впрочем, оплакивать умерших Тора, конечно же, не запрещает. Только нужно соблюдать в этом меру. При расставании с любимым у человека непроизвольно появляются слезы. Даже если человек, скажем, отправляется в далекое плавание. Только все должно быть — в меру, без преувеличения.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

Ибн Эзры

(великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.),

Сефорно

(раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век)

и Ор hа-Хаима

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

3. Как разбогатеть

В нашей недельной главе дается заповедь об отделении десятины (на иврите — маасер). Как сказано: «Отделяя, отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год» (Дварим, гл. 14, ст. 22).

В Талмуде (трактат Таанит, лист 9) рассказывается такая история.

Как-то встретил раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) своего племянника-сироту, сына покойного Реш Лакиша (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век, ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й век) и спросил его:

— Что ты учил сегодня?

Мальчик процитировал дяде именно ту фразу, что и мы с вами собрались изучить — «Отделяя, отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год».

— Кстати, не подскажешь ли мне, любезный дядя, — воспользовался моментом мальчик, — что это за странная форма такая: «Отделяя, отделяй десятину»?

Сейчас, следите внимательно, потому что нас тоже интересует этот вопрос. 

— Скрытый смысл содержится в этих словах, — ответил племяннику раби Йоханан. — Написано — «асер теасер» (так записано это выражение на иврите). И это созвучно с — «тит'ашер» (что в переводе означает — «разбогатеешь»). Отделяй десятину и разбогатеешь, — наставляет нас Тора. 

Слышали? Это ко всем относится!

Но племянник раби Йоханана не желал принимать все на веру.

— На основании чего ты сделал такой вывод? — спросил он.

— Попробуй, и сам убедишься.

— Но разве можно испытывать Всевышнего? Ведь сказано: «Не испытывайте Всевышнего!» (Дварим, гл. 6, ст. 16).

— Именно это испытание Он разрешил. В Танахе (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 10) об этом написано: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, — сказал Всевышний, — не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?».

— Жаль, что я не учил этот стих ранее, — с грустью заметил отрок. — Иначе, не донимал бы тебя вопросами.

Интересный вывод! И очень полезный.

Порой у человека накапливаются вопросы. Они могут привести к опасному сомнению. Сомнение на иврите — сафек. Это слово имеет ту же гематрию (числовое значение), что и «Амалек» — злейший враг евреев.

Отсюда понятно, что по мере приобретения знаний — вопросы начинают сами отпадать,.

Интересно, что правило — отделяй десятину и разбогатеешь, относится не только к десятине. Исполняй, как следует любую заповедь — и разбогатеешь!

Если так, то почему намек на это содержится только в заповеди о десятине? А вот, скажем в заповеди о соблюдении субботы, мы его не видим.

Разъяснение дам в форме притчи.

В самый разгар ярмарки прибыла громадная телега, доверху груженая рулонами тканей, всевозможных видов и расцветок. Торговцы проворно окружили телегу, с интересом разглядывали товар, щупали материалы опытными пальцами и восхищенно цокали языками.

— В каждом рулоне не менее 60 локтей ткани, — говорил хозяин товара. — Цена рулона — 50 гульденов. Так что, налетайте!

Цена и вправду была очень выгодной и сулила перекупщикам немалые барыши.

— Только вот, — чесали затылки купцы, — а что, если в рулоне вдруг окажется не 60 локтей, а вдвое меньше? Мы ведь тогда в прогаре будем…

— Не тревожьтесь по этому поводу! — успокоил их хозяин, — выберите самый «тощий» рулон и измерьте его. Если в нем будет 60 локтей, то в остальных — и подавно.

На том и порешили. В самом «тощем» рулоне оказалось 62 локтя. Товар разошелся в мгновение ока.

Всевышний предложил нам заповедь, которую, с экономической точки зрения, никак уж не назовешь привлекательной — сплошной убыток и никакой прибыли. И если на этой заповеди, несмотря ни на что, исполняющий ее сможет разбогатеть, то на заповедях не требующих никаких особых затрат — тем более.

на основе комментариев рава Йосефа Яавеца (Португалия, Италия, 1440-1508 гг.)

и магида из Дубны

 

 

4. Где ты, счастье мое?

Продолжим тему «маасера» — отделения десятины.

Раби Леви Ицхак из Бердичева в своей книге Кедушат Леви, изучая повеление Торы — «Отделяя, отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год» (Дварим, гл. 14, ст. 22) — делает потрясающее открытие.

Вот, человек заработал, например, десять золотых или вырастил, скажем, десять мер пшеницы, а затем, по установлению Торы — отделяет от них маасер.

Исполненная заповедь устремляется прямо на Небо. А там на нее обращают внимание. Причем, рассматривают не только тот золотой и ту меру пшеницы, что стали десятиной. В поле зрения Всевышнего попадают и девять оставшихся золотых и девять мер пшеницы. Ведь без них не было бы возможности отделить этот маасер.

И поскольку десять золотых послужили причиной выполнения заповеди, то все они являются ее частью. То есть Всевышний рассматривает в контексте заповеди маасера — все десять золотых, а не только один. Это означает, что в следующем году человеку, отделившему маасер в этом году, в качестве десятины придется платить уже десять золотых, а не один. Или — отдавать десять мер пшеницы.

Но разве это справедливо?! Человек сделал доброе дело, исполнил заповедь, отдал свой кровный золотой на маасер, а с него теперь целых десять требуют!?

Конечно же, справедливо! Ведь с него не просто так потребуют большего. Ему придется заплатить 10 золотых, потому что он заработает 100.

Угадайте, с чьей помощью?

Теперь нам понятно, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 9) имели в виду Учителя, говоря: «Хочешь разбогатеть - отделяй маасер!».

Они подсказали нам отличный способ разбогатеть.

Но и это еще не все.

В книге Ве-Маток hа-Ор, которую написал рав Шломо Левинштейн, рассказывается, где искать счастье.

Не бойся давать цедаку (филантропическое пожертвование на высокие цели), — наставляет Тора. — Ведь исполняя эту заповедь, ты приобретаешь гораздо больше, чем даешь.

— Это как? — удивится пытливый читатель. — Что же именно я приобретаю, когда отдаю?

А приобретает человек при этом, например, счастье.

И это видно из описания заповеди о маасере.

В тексте нашей недельной главы читаем: «Отделяя, отдели десятину» (в оригинале — «асер теасер»). Но это можно понять и иначе — «отдели маасер от слова теасер».

Что ж, попробуем сделать это.

В слове «теасер», записанном буквами ивритского алфавита — четыре буквы: тав, аин, шин и реш. И у каждой из них — свое числовое значение. Значит, от каждой буквы мы можем отделить десятину.

Буква «тав» — соответствует числу 400. Следовательно, десятиной от нее будет — 40, а это, в свою очередь — числовое значение буквы «мем».

Буква «аин» — это 70, десятая часть от нее — 7, то есть — число, соответствующее букве «заин».

Гематрия (числовое значение) буквы «шин» составляет 300. Отделим от трехсот маасер, и получим 30 и букву «ламед».

Последняя буква рассматриваемого нами слова — «реш», гематрия которой — 200. Маасером от нее будет буква «хаф».

Теперь, если мы последовательно сложим «буквы маасера», у нас получится слово — «мазальха» («мазалех» — в женском роде), что в переводе означает — «твое счастье».

Твое счастье прячется в маасере. Отделяй маасер, давай цедаку — и будет тебе счастье…

на основе комментариев раби Леви Ицхака из Бердичева

и рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

5. «Общество потребителей» согласно Торе

В нашей недельной главе читаем: «Вообще, не будет у тебя нищего» (Дварим, гл. 15, ст. 4). От этого обещания Всевышнего теплеет. Но продолжаем читать и вдруг... спотыкаемся. Через несколько фраз написано: «Ибо не переведется нищий на земле» (там же, ст. 11).

Как же это понимать?

Когда сыны Израиля выполняют Волю Творца, — приходит на выручку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — нищие будут не у них. Но если отвернутся евреи от Творца — тут же среди них появятся нищие («и не переведется нищий на земле»).

Быть нищим хуже, нежели бедняком, — продолжает свое разъяснение Раши. — Слово «нищий» (на иврите — эвьён) происходит от слова «ава» — «жаждать», «вожделеть». Нищий нуждается во всем.

Раши дал нам в руки важный индикатор. Теперь мы можем выяснить, выполняет Израиль волю Всевышнего или нет. Для этого надо проверить, какова у нас ситуация с бедняками и нищими.

Бедняков, к счастью, не так много. Но, вот нищих... Нищета — проклятие нашего времени. Средства массовой информации, реклама — все мобилизовано для достижения одной цели: сделать из нас нищих, тех, кто все вожделеет.

Как можно жить с двухдверным холодильником, когда вокруг вовсю уже пользуются четырехдверными?! Да и автомобиль пора обновить. Нет, прежний ездит отлично. Но ведь в продаже появилась новая модель!

Узнаете? Да, это она — нищета, то самое вожделение, ощущение, что всего не хватает.

Сейчас на любом мало-мальски уважающем себя предприятии непременно есть отдел маркетинга. Что такое маркетинг? — Учение о том, как навязать ненужное. То есть — сделать так, чтобы ненужное показалось нужным, и его купили. Почему маркетинга не было раньше, положим, лет 200 назад? Да потому, что нужды в нем не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда производят все подряд, да еще в неисчислимом количестве — пришлось выдумывать потребности, зачастую — ложные.

Такова же роль тотальной рекламы. Маркетологи и рекламщики испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности — мы их создаем. Однако тем самым они сознательно плодят нищих и нищету, называя это — «обществом потребления».

Идеальный потребитель — абсолютно невежественный, жизнерадостный дурак, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно было бы выразиться деликатнее, и назвать такого потребителя — «шестилетним ребенком». Но если в 30 лет у тебя интеллект шестилетнего, ты, сколько не деликатничай — все равно дурак.

Старанием маркетологов идеальный потребитель постоянно перекусывает, переедает, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически борется с лишним весом. Не замечая идиотизма своего поведения. Он постоянно болтает по телефону, и при этом исступленно экономит на услугах сотовой связи.

Знакомые черты?

Идеальный потребитель — это нищий, о котором говорится в Торе. Тот самый нищий, который — хуже бедняка.

В сущности, современные СМИ — виртуальный «Остров Дураков», блистательно описанный детским писателем Носовым в книге «Незнайка на Луне». Рассказывается в ней, что на некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и прочих аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки. Тех баранов, что послушно вожделеют все.

Остается лишь восхититься вечной Мудростью Торы и прозорливостью Раши (жил более 900 лет назад), который подчеркивал в своем комментарии к нашей недельной главе: будете исполнять волю Творца, посвятите себя изучению Торы и исполнению заповедей — «вообще не будет у вас нищих». Отвернетесь от Торы — «не переведется нищий на земле».

Выбор — прост. И каждому предстоит сделать этот выбор.

на основе комментария рава Шалома-Мейера Валаха

(Израиль, Бней-Брак, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц