Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе:
Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.Почему она так называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (браха) или проклятие (клала)...».
Смотри на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
1.Гарантии и гаранты
Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
На первый взгляд, в этой фразе как будто бы есть некое грамматическое несоответствие. Обращение (глагол «смотри») стоит в единственном числе, и тут же употреблено — множественное («вам»).
Глагол «смотри» в повелительной форме и единственном числе, — объясняют в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) Учителя, — подчеркивает в данном случае, что Всевышний обращается к каждому еврею в отдельности, предостерегая от опрометчивых поступков. Ибо от поступков каждого из нас зависит не только судьба одного человека, но и — судьбы мира. То есть — человек должен рассматривать систему мироздания, как будто в отношении нее, половина доводов свидетельствует в пользу обвинительного приговора, половина — в пользу оправдательного. И его поступок либо склонит чашу весов в сторону обвинения, либо — спасет и его самого и весь мир.
Далее в нашей недельной главе говорится о благословении на горе Гризим и проклятии на горе Эйваль. Как сказано: «Когда Всевышний приведет тебя в страну... то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие — на горе Эйваль» (Дварим, гл. 11, ст. 29).
Здесь написано — «вам», то есть — вся община может понести наказание за неправильное поведение одного из ее членов. Евреи стали друг другу — гарантами, и община приняла на себя ответственность за поступки каждого индивидуума.
Мы выяснили, почему в рассматриваемом нами фрагменте — «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26), слово «смотри» употребляется в единственном числе. Но остается вопрос: для чего оно вообще здесь используется? Ведь можно было сказать: «Я даю вам сегодня...».
Есть такое выражение: «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». И в самом деле — визуальное восприятие человека гораздо сильнее звукового.
Царю Шломо принадлежит высказывание: лучше войти в дом скорби, чем в дом пиршества, ибо таков конец каждого, и живой должен это почувствовать (Танах, книга Коэлет, гл. 7, ст. 2).
Разве кому-то не известно, что он когда-нибудь умрет? Неужели, чтобы это понять, нужно оказаться в «доме скорби»?
Просто узнать откуда-то, и видеть собственными глазами — не одно и то же.
Поэтому написано в Торе именно — «смотри». Если человек постоянно будет видеть перед собой благословение и проклятье Всевышнего — можно быть уверенным, что этот человек будет тщательно обдумывать каждый свой шаг, каждый поступок.
Как-то один молодой хасид стоял невдалеке от раби Ицхака-Меира Альтера (
основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша) и пристально всматривался в его лицо в течение длительного времени.— Почему ты измеряешь меня глазами? — спросил раби Альтер.
— В своем комментарии на начало недельной главы Реэ, — ответил молодой хасид, — Ор hа-Хаим (
раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века) пишет, что, евреи, когда всматривались в Моше — им сопутствовало благословение. И я понял: если пристально всматриваться в праведника — можно удостоиться берахи (благословения)...— Но ведь сказано в Танахе (книга пророка Йишаи, гл. 60, ст. 21): «И народ твой — все праведники». Значит, ты тоже — праведник, — улыбнулся Хидушей hа-Рим. — Так что, вглядывайся в себя!..
на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»;
конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль)
ираби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша
)2. Награда за исполнение заповедей — благословение еще сегодня
Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение...» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Возникает вопрос: почему в Торе подчеркивается, что Всевышний именно «сегодня» дает благословение? В нашем мире нет награды за исполнение заповедей.
Но ведь, есть обязанность рассчитаться с работником в тот же день. Нельзя задерживать зарплату.
Это — при условии, что заказчик работ, лично, сам нанял работника. Но, если на работу его принял посредник — этот закон не имеет силы.
Тора, как известно, была дана еврейскому народу через Моше. Поэтому, Творец не обязан немедленно давать награду за исполнение заповедей.
Но первые две заповеди евреи все же слышали непосредственно от самого Всевышнего. Значит, еще при жизни сыны Израиля имеют право на награду за их исполнение.
Об этом и говорится в рассматриваемом нами отрывке.
Заповеди, которые евреи слышали от Всевышнего, начинаются словом «анохи» (Я). Это слово Тора использует и в начале нашей главы: «Смотри, Я...".
Следовательно, и в нашем фрагменте подразумеваются заповеди, за выполнение которых уже «сегодня», в земном мире, можно получить награду-благословение.
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 175) обсуждается ситуация, когда в документе записано, что одна из сторон обязана сделать то-то и то-то — «сегодня». Но дата — не указана. Возникает вопрос: как это понимать? Это — день, когда документ был составлен, или же — день, когда он будет предъявлен в суде?
Рассматриваемый нами отрывок в определенной мере подобен такому документу.
В тексте Торы читаем: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, чтобы соблюдали вы заповеди Всевышнего... И проклятие, если не будете соблюдать их» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).
С одной стороны, сыны Израиля обязались соблюдать законы Торы, и в случае нарушения могут навлечь на себя проклятие. С другой стороны, Всевышний обязался благословить их за исполнение заповедей.
Дата и в этом «документе» (в Торе) — не указана. Но написано: «сегодня».
Спрашивается: под словом «сегодня» следует понимать день составления этого «документа» или — день суда над человеком, который нарушит взятое на себя обязательство?
Человек прямо сейчас, конечно же, не может отвечать за то, что должно произойти в будущем. Никто не знает заранее, какую ошибку он совершит, где споткнется. Поэтому и невозможно определить себе наказание на будущее. Значит, слово «сегодня» в контексте нашего фрагмента не может «фиксировать» день составления документа (получения Торы). Ведь на тот момент, соглашаясь принять Тору, мы еще не знали, какие нарушения можем совершить. Остается одно: слово «сегодня» подразумевает — День Суда.
С другой стороны, Всевышний, согласно этому «документу», взял на себя обязательство одарить Своим благословением тех, кто проявляет усердие в соблюдении заповедей.
Творцу все — открыто, ему все — известно. Поэтому, для Него «сегодня» — день «подписания документа» (день дарования Торы). Следовательно, и благословение начинает действовать с того самого дня. Но проклятие — только тогда, когда человек совершит нарушение, и Небеса осудят его...
на основе комментариев рава Авраама-Иегошуа Гешеля
(автор книги Ханукат hа-Тора, 1596-1663 гг., Краков)
И Хатам Софера
(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века — первая половина 19-го,
Братислава, Словакия)
Автор текста Мордехай Вейц