Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. Всевышний любит защитников Израиля

 

Написано в нашей недельной главе, что Всевышний награждает Пинхаса вечным союзом — «за то, что он возревновал за Всевышнего и искупил вину сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 24, ст. 13).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет, что «за Всевышнего» означает — «ради Него».

Получается, что Пинхас искупил вину сынов Израиля перед Всевышним, ради Него.

И действительно. Творец любит тех, кто пытается оправдать Израиль, обелить и очистить его. Те же, кто распространяет кровавые наветы, рассказывают небылицы о евреях, выдумывают разные мифы, позорящие их — впадают в немилость.

Гидон стал судьей и вождем еврейского народа на следующий день после Песаха. Тогда он увидел малаха (в условном переводе — «ангела») и сказал ему:

— Вчера отец рассказывал мне о небывалых чудесах, происходивших с нашими предками в Египте. Если они были нечестивцами и совершали прегрешения, но, несмотря на это, удостоились таких чудес, то яви чудеса и нам, несмотря на то, что мы нечестивцы. Но если они были праведными людьми, то пусть для нас будут совершены чудеса в заслугу наших праведных предков.

После этой защитительной речи, карьера Гидона пошла резко в гору. И он сделался судьей, стал вождем и народным лидером.

В один из Йом Кипуров, Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) выглядел очень встревоженным и обеспокоенным на протяжении всего дня. Но во время молитвы Неила, знаменующей завершение Йом Кипура, его лицо прояснилось, и тень тревоги исчезла.

Потом рав Элиягу из Вильно рассказал, что весь день чувствовал небывалую активность меры суда. Обвинение было, как никогда — сильным и хорошо обоснованным. Над еврейским народом сгущались тучи, в преддверии сурового приговора. Когда же началась Неила, одна женщина сказала своей соседке:

— Я уверена, что этот год будет для нас удачным, и мы услышим добрые вести.

— С чего ты взяла? Откуда такая уверенность? — спросила та.

— Посмотри вокруг! Разве ты не видишь, как все кричат и плачут?! Даже разбойник с самым жестоким сердцем не устоял бы перед такой искренней тешувой (раскаянием) и молитвой!

В этот миг уже готовый и подписанный приговор был разорван на мелкие клочки. Еще с Рош hа-Шана Всевышний ждал, что кто-то скажет доброе слово о евреях. Но отовсюду сыпались только обвинения, подпитывающие меру суда. Когда же простая женщина заметила, что эта молитва евреев разжалобит даже жестокого разбойника, моментально для сынов Израиля открылись ворота спасения.

Теперь вернемся к Пинхасу.

Соблазненные женщинами Мидьяна и Моава сыны Израиля предались блуду и стали служить Бааль Пеору (идолу). Тут же карающий меч меры суда покинул ножны, многих лишая жизни. Тогда Пинхас швырнул перед Всевышним тела Козби и Зимри и возопил:

— Владыка мира! Неужели из-за этих Ты обречешь на гибель целый народ?!

Тут же прекратился мор. Потому что Пинхас «возревновал за Всевышнего и искупил вину сынов Израиля».

Видя, как служат идолам, Всевышний ждал, что и о Нем кто-то вспомнит, что и Ему хоть кто-то послужит. Пинхас реализовал это желание Творца и этим искупил вину сынов Израиля.

 

на основе комментария рава Аарона Коэна

(зять Хафец Хаима, автор книги «Аводат hа-кoрбанот»; Гродно – Тель-Авив, Яффо, 1863-1936)

 

 

 

2. Экологичный раввин, безвредный для окружающей среды

 

Главный «герой» нашей недельной главы, как это видно из названия — Пинхас. Он удостоился вечного союза с Всевышним, союза мира — «за то, что возревновал за Всевышнего и искупил вину сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 24, ст. 13).

Совершая такой поступок, Пинхас шел один против большинства. Он не думал, что об этом скажут другие, как посмотрят, поднимут ли удивленно бровь или презрительно скривят губы, поддержат, хотя бы морально, или поднимутся против него, чтобы его уничтожить.

Такова природа людей. Они, как правило, не любят критику, огрызаются на увещевания и наставления.

Все это было не на руку Пинхасу. Тем не менее, он пошел на риск. И Всевышний, чтобы защитить его, заключил с ним союз мира.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 105) сказано, что в случаях, если жители города любят своего раввина, это означает, что он их недостаточно критикует и не дает достаточно наставлений.

В одной крупной общине, располагающей серьезными средствами, освободилась вакансия раввина. Был объявлен конкурс на замещение раввинской должности.

То место считалось лакомым. И недостатка в соискателях не ощущалось. Скорее, даже — наоборот.

Была создана комиссия для проверки кандидатов. В нее вошли председатель общины и оба его зама, секретарь, помощник секретаря, директор попечительского совета, наблюдательный комитет в полном составе, основные спонсоры и активисты.

После тщательной проверки дипломов, автобиографий и рекомендаций, часть соискателей отсеялась. Остальных пригласили на собеседование.

Соискатели расшаркивались и рассыпались в комплиментах столь прекрасной и замечательной общине, каждый объяснял, почему именно его нужно удостоить чести стать ее раввином. А под конец, прикрыв глаза и приняв соответствующую позу, изображали пророков, вещая, какой им видится община через пять и даже через десять лет.

По итогам собеседования все соискатели, кроме трех, были объявлены лжепророками и приговорены к выбыванию из конкурса. Оставшимся предложили выступить с драшой (драша — раввинское выступление перед общиной). На этом этапе и должен определиться победитель.

Итак, члены комиссии заняли места в зале синагоги, а первый претендент разместился на кафедре. Поскольку дело происходило весной 1991-го, он начал говорить о чудесах, которые явил Всевышний во время «войны в заливе».

Соискатель перечислял чудеса одно за другим и не забывал объяснять, в чем состояло их величие.

Присутствующие напряглись. Будучи людьми опытными, они уже догадывались, каким будет следующий ход. Наверняка, этот религиозный фанатик, в качестве благодарности Всевышнему, попросит больше никогда не разговаривать во время Кадиша. Но он продолжал перечислять, и все члены комиссии заерзали на стульях, потому что поняли — одним Кадишем дело не кончится. Вот-вот инквизитор потребует прекратить смотреть телевизор и читать газеты.  Только они не учли, что человеку очень нужна была должность раввина, что он хотел выступать с этой кафедры регулярно, за такую же регулярную зарплату. Поэтому он не стал замахиваться на интересную беседу во время молитвы и не покусился на священное право быть рабом СМИ.

Будущий раввин завершил свою драшу по-умному. Сперва он взвинтил напряжение до предела вопросом — Всевышний совершил ради нас все эти замечательные чудеса — что мы можем сделать в ответ ради Него?

Молчать во время чтения Торы? Больше не играть в бридж? Отменить абонемент в филармонию? — пронеслось в головах собравшихся.

— Давайте посвятим Милосердному Творцу танец! — неожиданно воскликнул раввин. —  В танце выразим нашу благодарность!

Это был ювелирно-точный расчет. Ведь танцевать любят все, особенно — люди с нарушенной координацией движений, отсутствием чувства ритма и пластики. Точно также, как охотнее всего начинают петь те, у кого напрочь отсутствует слух, а лишенный всякой музыкальности голос по тембру напоминает скрип двери.

Вздох облегчения был ответом на призыв раввина, а то, что именно он станет раввином этой общины уже ни у кого не вызывало сомнений. И вслед за этим все бросились отплясывать.

«Экологичный» раввин — тот, что не причиняет вреда окружающей среде, потому что не критикует, не наставляет, не побуждает к тешуве (ракаянию). Его охотно принимают на работу в общину. Только ведь не зря сказал раби Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век), что если раввина не пытаются сместить с должности, то это не раввин.

Пинхас не был толерантным, не был политкорректным. Он не обходил острые углы и не пытался смягчать. Это отличало его от «экологичного» раввина и делало раввином настоящим. Поэтому его избрал Всевышний и даровал ему союз мира.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Когда упоминать имя злодея, и когда — не упоминать

 

Тора открывает нам имена злодеев, справедливо наказанных Пинхасом. Написано: «А имя израильтянина, который был убит вместе с мидьянкой — Зимри, сын Салу, вождь отчего дома колена Шимона» (Бамидбар, гл. 25, ст. 14).

Интересно, что в предыдущей недельной главе, их прегрешение описано анонимно. Там сказано: «И вот, один человек из сынов Израиля подвел к своим соплеменникам мидьянку» (Бамидбар, гл. 25, ст. 6).

Из этого мы учим важное правило: пока еврей реально не совершил запрещенного — он не считается злодеем. Даже если он уже пришел, заплатил и вошел — это еще ни о чем не говорит. Ведь он — потомок Авраама, Ицхака и Яакова. А это значит, что он еще может одуматься.

В Талмуде (трактат Менахот, лист 44) рассказывается об одном сластолюбце, который проделал немалый путь и заплатил четыреста золотых (огромную по тем временам сумму), чтобы совершить прегрешение. Когда он раздевался, порыв ветра подхватил нити его малого талита и хлестнул его по лицу. Это побудило его к тешуве, и он нашел в себе силы преодолеть желания и совладать с дурным началом.

Пока прегрешение не совершено, у еврея есть силы устоять перед соблазном. Этого ждет от него Всевышний. Поэтому и написано очень осторожно: «И вот, один человек, некто из сынов Израиля…». Лишь после того как он погиб при исполнении задуманного непотребства, в Тора открывается его имя.  

Зимри бен Салу по составу преступления не подлежал смертной казни. Но произведенный им эффект — публичное унижение Моше и духовный урон всему народу — многократно увеличил его вину. Так Зимри попал в число отпетых злодеев, имена которых лучше не произносить. Как сказано: «А имя нечестивых сгниет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 7).

Пинхас проявил храбрость и самоотверженность и этим спас ситуацию. Он остановил разврат, проткнув копьем Зимри вместе с его избранницей. А затем пронес их тела по всему стану сынов Израиля. Благодаря этому, еврейские мужчины отступились от мидьянок.

Таким образом, своей смертью Зимри предостерег многих евреев от блуда, что явилось делом весьма положительным и дало основание запечатлеть его имя в Торе.

Мы видим, что освящение Имени Всевышнего произойдет в мире при любом раскладе. Но от человека зависит, случится это благодаря ему, или — вопреки.

В Торе названо не только имя еврея, убитого Пинхасом, но еще и его титул — «вождь отчего дома колена Шимона».

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что там, где указана родословная праведника для восхваления, указана и родословная злодея для порицания.

Тот факт, что Зимри был отпрыском славного рода и одним из вождей колена Шимона, только усугубляет его позор. Ведь одно дело, когда прегрешение совершает обычный человек из толпы, рядовой обыватель, и, совсем другое — если злодей занимает высокое положение в обществе. И чем выше положение, тем больше спрос, потому что, чем больше дано, тем строже спрашивается.

 

на основе комментария рава Залмана Сороцкина

(глава раввинского суда города Луцка, Украина; позднее, в Израиле, возглавлял Комитет по делам йешив и частного образования; Украина – Израиль, 1880-1966 гг.)

 

 

4. Зимри был мертвым дважды

 

Написано в нашей недельной главе: «А имя убитого израильтянина, который был убит вместе с мидьянкой — Зимри, сын Салу, вождь отчего дома колена Шимона» (Бамидбар, гл. 25, ст. 14).

Речь здесь идет о прегрешении Зимри и о положившей ему конец ревности Пинхаса.

Но почему о том, что Зимри был убит, говорится дважды («а имя убитого израильтянина, который был убит»)?

Впрочем, мы сами порой в своей речи используем повторы, без которых вполне можно было бы обойтись. Например, говорим — «вернуться назад», «спуститься вниз». Понимая, что спуск — всегда вниз, не бывает спуска наверх, а возвращение, не может быть вперед, оно — всегда назад.

Сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 18), что злодеи, еще при жизни считаются мертвыми.

Только как это понять? Каким образом, злодей считается мертвым? Вот же он ходит, а иногда и бегает.

Здесь подразумеваются, конечно же, духовные понятия.

На духовном уровне из-за обилия прегрешений каналы, связывающие с Всевышним настолько закупорены, что контакта через них совсем нет, как у умершего. А там, где нет связи со святостью — образуется плацдарм для деструктивных сил тумы (духовной нечистоты — подробнее об этом понятии см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Исходя из этого, рассмотрим поведение Зимри.

Он — уважаемый человек, один из вождей колена Шимона. Тем больше вреда от прегрешения, совершенного им, и, соответственно — строже наказание. Зимри, обличенный властью и увенчанный почетом, должен был служить примером для своего колена и для всех сынов Израиля.

Но Зимри взял женщину из чужого народа и привел ее в еврейский стан — открыто, средь бела дня, явно бравируя этим.

Он не делал секрета из своих намерений. Женщина ему была нужна для удовлетворения похоти, для блуда и, чтобы поглумиться над тем, что для евреев — свято.

Так Зимри превратился в злодея и духовного мертвеца, лишенного связи с Творцом.

Вскоре появился Пинхас, полный ревности за честь Всевышнего. Одним ударом копья он избавил народ Израиля от этой мерзости. И к духовной смерти Зимри добавилась еще и физическая смерть.

Таким образом, Зимри был умерщвлен дважды. На это и дает намек удвоение в рассматриваемом нами фрагменте.

Еще одно объяснение этого найдем в притче, основанной на реальных событиях.

Дело происходило несколько сотен лет назад, в одном из крупных городов Марокко.

Вор, воспользовавшись отсутствием хозяина, залез в дом рыночного торговца. Обходя комнату за комнатой, открывая шкафы и сундуки, он выбирал приглянувшиеся ему вещи и отдельно их складывал.

Вдруг он увидел шикарный костюм, сшитый согласно местным обычаям.

Чтобы меньше было тащить, он решил надеть его на себя. Но для этого сперва надо было снять свой — старый и потрепанный. Когда он, оставшись в чем мать родила, с вожделением потянулся к хозяйскому костюму, словно по волшебству, в дом вошел хозяин, и даже не поздоровавшись, прямо с порога набросился на похитителя.

Закаленный в рыночных сварах торговец, после недолгой борьбы скрутил вора и вызвал стражей порядка. А те вместо одежды, надели на незадачливого воришку кандалы, и повели его голого через весь город.

Таким образом, вору не повезло дважды. Мало того, что его поймали с поличным, так еще ему пришлось испить полную чашу позора, идя по улицам родного города голым — под смех и улюлюканье соседей.

Эту же аналогию можно применить и к Зимри. Его застигли во время грехопадения, проткнули копьем и в таком виде бросили на всеобщее обозрение. Так что, вполне можно сказать, что он умер дважды.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

5. На крючок дурного начала можно попасть и в сто лет

 

Написано в нашей недельной главе: «А имя убитого израильтянина, который был убит вместе с мидьянкой — Зимри, сын Салу, вождь отчего дома колена Шимона» (Бамидбар, гл. 25, ст. 14).

Если понимать буквально — получается, что вместе с мидьянской женщиной был убит уже убитый раннее израильтянин. Иначе говоря, когда Пинхас проткнул копьем Зимри — тот был уже мертв.

Об этом же пишет и Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) в своем комментарии.

Но как такое может быть?

Конечно, известно высказывание Учителей в Талмуде (трактат Берахот, лист 18) о том, что злодеи и при жизни зовутся мертвыми. Но это, скорее аллегорическое объяснение.

Попытаемся найти и формальное объяснение.

Зимри бен Салу — это Шлумиэль бен Цуришадай, глава колена Шимона и один из разведчиков. Среди разведчиков он был самым старшим. Его возраст перевалил за 60 лет. Это и спасло ему жизнь. Наказанию подлежали те, кому на момент прегрешения уже исполнилось 20, но еще не минуло 60. Поэтому он не умер, но только сменил имя.

Прошло 40 лет. Зимри, он же Шлумиэль, перешагнул через столетний юбилей. А в Талмуде (трактат Авот, гл. 5, м. 22) говорится, что в 100 лет человек подобен мертвецу, душа которого освободилась от уз этого мира и покинула его. Поэтому о Зимре намеком и написано, что он был покойником еще до того, как его проткнул копьем Пинхас.

Впрочем, это тоже аллегорическое объяснение. Но мы не теряем надежды найти прямое.

Что тут можно сказать?

Посмотрите на этого человека, на этого Шлумиэля. Его предок, Шимон, когда-то вступился за честь Дины, сказав: «Неужели подобной блуднице ему позволительно делать нашу сестру?!» (Берешит, гл. 34, ст. 31).

И вот, Шлумиэль повел себя как блудница, всеми правдами и неправдами стараясь отговорить евреев от освоения Земли Израиля.

Тогда по возрасту ему удалось избежать наказания. Но сейчас он под именем Зимри сам, средь бела дня, привел блудницу в стан и уединился с ней в своем шатре.

Столетний старец с пышной белой бородой, он уже еле ходил, но возможность провести время с женщиной он не упустил.

В Торе приводится этот вопиющий случай, чтобы мы знали, что от йецер hа-ра (дурного начала) нет ни прививки, ни страхового полиса. Даже в 100 лет можно попасть к нему на крючок.

Раби Элиягу Лупьян (великий Учитель Торы, специализирующийся на вопросах еврейской этики, что в нашей традиции носит название — мусар; автор книг Леках Тов и Лев Элиягу), как-то сказал, обращаясь к одному из раввинов.

— Назови хотя бы одно свое достоинство, ради чего ты имеешь право на существование в этом мире? Что ты сделал ради нашего мира?

— Я — раввин, вождь и духовный лидер...

— Зимри бен Салу тоже был вождем и духовным лидером, — произнес в ответ на это раби Лупьян...

 

на основе комментария Хатам Софера

Автор текста Мордехай Вейц