Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПИНХАС»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.

Обсуждение главы «Пинхас»

1. Как стать коэном

Наша недельная глава называется «Пинхас». Пинхас совершил поступок, который навеки обессмертил его имя. Но — не только. Обратите внимание — вместе с Пинхасом упомянуты его отец и дед. Как написано: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Выходит, поступки человека отражаются не только на нем самом.

В Талмуде (трактат Йома, лист 86) читаем: о том, кто совершает добрые дела, говорят люди — «счастлив он и счастлив отец воспитавший и обучивший его!».

Изучая нашу недельную главу, мы можем дополнить слова Талмуда — и на Небесах хорошо отзываются о нем, и даже дед его обретает почет.

Это показывает нам, что стоит вкладывать усилия в добрые дела и в исполнение заповедей. И на этом воспитывать своих детей.

Очень перспективный «бизнес». В нем вложения окупаются сторицей. 

Пинхас убил Зимри, главу колена Шимона, когда тот привел в свой шатер женщину из Мидьяна. Совершив тем самым — акт мщения. Мщения за Всевышнего. 

Бывает, что недельные главы Хукат и Балак, предшествующие главе Пинхас — читают вместе, в одну субботу (такое, правда, может быть только за пределами Израиля). Следующие за главой Пинхас главы Матот и Масей вместе читают довольно часто. И только недельную главу Пинхас никогда не объединяют с другими недельными главами. «Мстящий за Всевышнего» — действует в одиночку. Он не должен ни с кем объединяться и ни с кем советоваться. Месть должна быть на все сто процентов за Всевышнего, без капли примеси личных мотивов.

Вместе с тем, мститель должен быть неотъемлемой частью народа, должен чувствовать постоянную связь с ним. Неоторванные от общины маргиналы становятся мстителями Всевышнего. Творец, говоря о Пинхасе, подчеркивает, что он «возревновал Моей ревностью среди вас» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Выражение «среди вас» означает здесь, что Пинхас не отделял себя от своего народа, но был достойным его представителем. 

В награду за свой самоотверженный поступок, Пинхас получил «вечный завет коэнства» (Бамидбар, гл. 25, ст.13). Теперь и он, и его потомки будут коэнами — служителями в Храме.

Есть в этом некое кажущееся противоречие, которое нам предстоит разрешить. 

Написано в Талмуде (трактат Берахот, лист 32), что коэн, который убил человека — не может благословлять сынов Израиля. Об этом, как сказано в Танахе, говорит Всевышний через пророка: «И когда вы (коэны) протянете ваши руки (чтобы благословить евреев), Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 15).

Пинхас удостоился статуса коэна, убив Зимри. Коэны из-за убийства теряли свой статус, а Пинхас — приобрел. Не кажется ли это странным?

Убийца не годен к коэнской службе. Запрещено поднимать меч над мизбеахом (в условном переводе — «жертвенник»). В Торе об этом читаем: «А когда мизбеах из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его» (Шемот, гл. 20, ст. 22).

Отсюда видно, что, занося металл над мизбеахом, ты оскверняешь его, ибо мизбеах создан для продления дней человека, а металл (среди прочего для того) — чтобы укорачивать человеческую жизнь.

Недостойный поступок, — отмечают наши Учителя в Мидраше Мехильта, — когда заносят орудие, укорачивающее жизнь, над тем, что жизнь продлевает.

Продолжая логическое построение Учителей в Мехильте, можно добавить, что служение, продлевающее жизнь не может вести тот, кто отнял чью-то жизнь. 

Но ведь Пинхас убил Зимри!?

Пинхас убил Зимри, и этим «отвратил ярость Всевышнего от сынов Израиля» и прекратил эпидемию, которая унесла 24.000 человеческих жизней. Выходит, Пинхас спас жизни многим евреям, может даже — всему народу Израиля. Поэтому и удостоился вечного завета и был произведен в коэны.

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(известен и как Ор а-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

2. Подвиг в недельной главе Балак, о награде — в главе Пинхас

 

В нашей недельной главе говорится о награде, которую получил Пинхас за свой самоотверженный поступок.

По совету Билама дочери Моава и Мидьяна соблазняли сынов Израиля, склоняя их к разврату и идолопоклонству. Пинхас почувствовал, насколько это должно быть омерзительно в глазах Всевышнего, какую боль и огорчение это Ему причиняет.

Когда Зимри средь бела дня привел в свой шатер женщину из Мидьяна, Пинхас не смог пассивно наблюдать, как оскверняется Имя Творца. Он взял копье и совершил акт отмщения — во Имя Небес.

Всевышний высоко оценил поступок Пинхаса. Он дал ему и его потомству завет мира, завет служения. И тут надо обратить внимание на то, что о мщении мы читаем в недельной главе Балак, а о том, как награда нашла героя — в недельной главе Пинхас.

Чему это должно нас научить? 

Праведная месть — только во Имя Небес. И ничего личного. Всевышнему, конечно, открыто сердце мстителя, Он прочитывает это в нем сразу. Но людям, чтобы разобраться, что к чему — требуется время. Люди должны подождать пока улягутся эмоции. И только тогда выносить свое суждение.

Мы выяснили, почему описания поступка Пинхаса и награды за него — разнесены по разным недельным главам. Теперь осталось понять законность самой награды. 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 21) Учителя подчеркивают, что Пинхас награжден справедливо, по закону. Но — по какому? Ведь в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) сказано, что в нашем мире нет награды за исполнение заповеди, ее получают только в Будущем мире.

В Торе читаем: «И соблюдай заповеди, и законы и правопорядки, которые заповедую тебе сегодня» (Дварим, гл. 7, ст. 11).

А в Талмуде (трактат Эрувин, лист 22) Учителя дают к этой фразе разъяснение — «завтра, в мире Грядущем, получишь вознаграждение за них».

Так как же Пинхас получил награду, хоть и говорится об этом в следующей недельной главе — сегодня. Причем, как подчеркивается — по справедливости, по закону. По какому закону?

В утренней молитве после благословений Торы мы произносим следующий отрывок: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает уже в этом мире, а основная награда сохраняется для него в мире Грядущем: почитание отца и матери, помощь ближнему, гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, примирение поссорившихся и т.д.» (трактат Шаббат, лист 127). 

Так значит, все-таки есть возможность попользоваться плодами своих дел еще и в нашем, земном мире. Но — при условии, что эти дела приносят пользу обществу.

Тот, кто помогает ближнему, заслуживает награду и сейчас и в будущем. Исполняющий заповеди, которые идут на пользу только собственной душе, получит вознаграждение в Грядущем мире.

Пинхас остановил жуткий мор, остудил гнев Всевышнего на народ Израиля. И за это ему, по справедливости и по закону — полагалась награда в земном мире.

Кроме того, в Мидраше (Пиркей де-раби Элиэзер, гл. 47) сказано, что часть души Пинхаса возродилась в пророке Элиягу. А пророк Элиягу, как известно, не умер. Он был взят на Небо живым. Поэтому для него нет большой разницы между настоящим и будущим, между нашим миром и миром Грядущим, он в состоянии пребывать в обоих. Значит и награду может получить и здесь и там.

на основе комментариев Маѓараля

(раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг,

главный раввин Праги — Чехия; 16-й век)

и рава Йосефа Габая

(жил в Морокко, примерно 100 лет назад)

 

 

3. Тройная награда за тройной результат

В нашей недельной главе говорится о награде Пинхаса за его самоотверженный поступок, за то, что он отомстил за осквернение Имени Всевышнего.

В тексте Торы читаем: «Вот Я даю ему (Пинхасу) Мой завет, (завет) мира. И будет ему и потомству его после него заветом кеуны (коэнства) вечной за то, что возревновал он за Всевышнего своего и искупил сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12-13).

Но давайте рассмотрим подробнее, что именно сделал Пинхас.

1). Всевышний гневался на сынов Израиля, а Пинхас установил между Творцом и ними мир.

2). Разврат и идолопоклонство, чем занимались некоторые евреи — осквернили Имя Всевышнего, а Пинхас освятил Имя.

3). Пинхас остановил мор (как бы эпидемию) и спас тем самым множество жизней.

На все, что сделал Пинхас, есть намеки в нашей недельной главе. 

В самом начале нашей главы указывается родословие Пинхаса, вплоть до Аарона. И это — не случайно. Аарон был известен своим умением устанавливать мир между теми, кто поссорился. Он искал мира и стремился к нему.

Его потомок Пинхас восстановил мир между Всевышним и сынами Израиля, «отвратив от них ярость Всевышнего» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

А вот, что сказано об освящении Имени: «Пинхас возревновал Моей ревностью среди вас» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Благодаря этому поступку Пинхаса — «Не истребил Я сынов Израиля ревностью Моей», — говорит Всевышний (там же).

Пинхас добился тройного результата, за это ему полагалась тройная награда.

Так и есть. Именно такую награду, согласно одному из основополагающих принципов нашей традиции — принципу мида кенегед мида («мера за меру»), он и получил.

За установление мира, Всевышний дает ему — завет мира (Бамидбар, гл. 25, ст. 12).

Пинхас освятил Имя Всевышнего. Всевышний за это посвятил Пинхаса в коэны (там же, ст. 13).

Пинхас останавливает жестокий мор и спасает множество жизней сынов Израиля. За это Всевышний обещает вечно оберегать его потомство (там же).

В Талмуде (трактат Таанит, лист 21) сказано, что накануне Йом Кипура великого Учителя Раву (Рава — величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) Небеса благословляли миром Свыше. А великого Учителя Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века) — перед каждым шаббатом. А вот местный врач получал благословение миром каждый день.

За какие заслуги?

За то, что он был очень щепетилен и не нарушал законов скромности при осмотре пациентов.

Пинхас остановил разврат и вернул скромность сынов Израиля на надлежащее ей место. Поэтому Всевышний наградил Пинхаса заветом мира на веки веков.

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Аннулировал смерть — удостоился Будущего мира

 

Итак, Биламу, как мы успели прочесть — не удалось проклясть сынов Израиля. Но он сумел устроить им западню. По его совету, девушки Моава стали соблазнять евреев, склоняя их к разврату и идолопоклонству.

Это, как надо было ожидать — пробудило Гнев Всевышнего.

В Торе (Бамидбар, гл. 25, ст. 11) от имени Всевышнего так и написано — «Моя ярость».

На иврите выражение «моя ярость» — хамати. А слово «хамати» состоит из четырех букв: хет, мем, тав и йуд.

Между первой и последней буквами этого слова — хет и йуд, которые, если их соединить, образуют слово хай (в переводе — «живое»), вторглись буквы мем и тав (мет — «мертвое»). В результате вспыхнул мор, который унес жизни двадцати четырех тысяч евреев. Пинхас же своим поступком, как написано в нашей недельной главе — «отвратил ярость Всевышнего» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11). И тем самым — как бы аннулировал смерть, вклинившуюся в самую сердцевину жизни, остановив беспощадный мор, направо и налево косивший человеческие жизни. За это Всевышний даровал ему вечный завет мира (Бамидбар, гл. 25, ст.12).

Мир на иврите — «шалом». Буквы, которые составляют слово «шалом» можно прочесть также и как аббревиатуру выражения, в переводе означающего — «тот, который будет жить и не умрет».

 И действительно. Говорится в Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл.47), что Пинхас — это (пророк) Элиягу.

О пророке Элиягу в Танахе читаем: «И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под (кустом) дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Всевышний, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 19, ст. 4).

Элиягу говорит, что он ничем лучше своих праотцов, которые умерли. Поэтому и он должен умереть.

 Всевышний увидел, что Элиягу потерял вкус к жизни в нашем мире и даровал ему мир Будущий. Но поместил его в Будущий мир — живым.

Пинхас, который, как сказано в Мидраше, и есть Элиягу — седьмое поколение после Яакова. А праведный Ханох, которого тоже живым забрали на Небо — седьмое поколение от первого человека, Адама.

Пинхас и Ханох подобны седьмому дню в процессе Сотворения мира — шаббату. Шаббат же, как разъясняют наши Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 57) — несет в себе частицу Будущего мира.

И мы понимаем, что Пинхас и Ханох при жизни удостоились Будущего мира.

на основе комментария рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

5. Ярость на рассвете

 

В конце предыдущей недельной главы говорится о том, как дочери Моава и Мидьяна соблазняли сынов Израиля. И некоторые поддались их чарам.

Об одном таком случае в Торе написано: «И вот некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим женщину из Мидьяна на глазах у Моше и на глазах у всей общины» (Бамидбар, гл. 25, ст. 6).

Этот «некто» — Зимри, глава колена Шимона.

Пинхас не мог мириться с осквернением Имени Всевышнего. Он взял копье и убил обоих — и Зимри и женщину из Мидьяна, которую Зимри привел в свой шатер.

Из Торы мы узнаем, что Пинхас не мог не защитить честь Всевышнего и отомстил за Него.

Возникает вопрос: почему Пинхас мстит одному Зимри? Ведь жертвой соблазна пали и некоторые другие мужчины из среды еврейского народа.

Действительно, Зимри был не единственным, пожелавшим отведать вкус греха. Ведь недаром, тяжелая эпидемия скосила двадцать четыре тысячи мужчин. Только все остальные шли грешить за пределы стана. Но глава колена Шимона привел мидьянитянку в свой флагманский шатер, прямо в стан сынов Израиля. И сделал это у всех на виду.

Те, кто стеснялись открыто совершать преступление, старались незаметно покинуть стан — тоже умерли от неизвестной доселе эпидемии.

Зимри же действовал нагло, ни от кого не прячась. Поэтому и предстал перед народом нанизанным на копье вместе со своей мидьянской любовницей. 

Благодаря тому, что Пинхас возревновал за Всевышнего и отомстил за Него — «Творец, — как написано в нашей недельной главе, — не истребил сынов Израиля в ярости своей» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

То есть из-за поступка Зимри, опасность уничтожения нависла над всем народом Израиля. И если бы не героизм Пинхаса — кто знает, чем бы все это закончилось?

Но почему за провинность Зимри должен расплачиваться весь народ?

В своем комментарии на книгу Берешит (гл.6, ст.13) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что везде, где есть распутство и идолопоклонство — гибель и разрушение приходят в мир, уничтожая хороших вместе с плохими.

Но это, если весь народ или большинство его грешит, как, например, было в поколении Потопа.

Дочерям Моава удалось соблазнить лишь незначительную часть сынов Израиля. Открыто же решился грешить один только Зимри. Так что — один человек заварит кашу, а расхлебывать всем? Разве это справедливо?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 7) говорится, что злодей Билам знал точный момент (одна секунда в течение суток), когда Гнев Всевышнего особенно опасен. Серьезное нарушение, совершенное в эту секунду, могло привести к самым катастрофическим последствиям.

Зимри совершил свой проступок как раз в этот момент. Весь еврейский народ оказался на грани уничтожения. Но Пинхас, примерно наказав Зимри, тем самым, отменил наказание сынам Израиля и спас их.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 7) сказано, что гнев Всевышнего особенно опасен на восходе солнца. Всевышний свидетельствует о Пинхасе, что он — «…отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Выражение «моя ярость», как мы уже говорили, на иврите — «хамати». Также на иврите пишется и слово «солнце» (хама). Следовательно, слова Всевышнего можно понять и так: Пинхас отвратил Его ярость, вернув солнце назад, то есть не дал произойти прегрешению в момент, когда гнев Всевышнего особенно опасен — на восходе солнца…

на основе комментария рава Авраама Абухациры

(главный раввин Явне, зять великого Бабы Сали — раби Исраэля Абухциры,

Автор текста Мордехай Вейц