Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ПИНХАС»
Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так называется?
По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».
Обсуждение главы «Пинхас»
Нашу недельную главу открывает свидетельство Творца о Пинхасе. И мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что сначала поступок Пинхаса в среде сынов Израиля спровоцировал неоднозначную реакцию. О нем говорили неуважительно.
— Посмотрите на этого внука Пути! — говорили некоторые. — Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам. А он убил предводителя одного из колен Израиля!
В действительности, отец Пинхаса, Элазар, был женат на дочери Итро. У Итро было семь имен и прозвищ, каждое из которых отображало одну из сторон его многогранной личности. Так, было у него имя Путиэль, намекавшее на то, что он откармливал (питэм) телят для языческих культов.
Откармливать — это еще не означает приносить в жертву, совершать служение. Так что, выражение «откармливал телят» могло быть использовано и в переносном смысле.
Возможно, Итро изучил все виды языческих культов, был крупнейшим специалистом в области идоловедения, но не выходил за рамки кабинетного ученого-теоретика. Он консультировал практикующих жрецов и даже самого египетского фараона, хотя сам, по всей видимости, скорее всего, колдовством и языческими ритуалами не пользовался.
Пинхас, когда совершил героический поступок, и остановил мор в стане Израиля, был довольно молод. В то время как сочетание зависти и злобы — не позволяет некоторым людям адекватно воспринять чей-то успех. Героя всячески стараются ошельмовать и унизить. Ради этого не жаль вспомнить и «откормленных телят» Итро.
Но Всевышний становится на сторону Пинхаса и указывает на его происхождение от Аарона.
В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 82) поступок Пинхаса описывается так.
Увидев, что глава колена Шимона, Зимри бен Салу, на глазах у всех привел в стан женщину из Мидьяна и придался с ней разврату, Пинхас восстановил в памяти закон, что ревнитель должен остановить непотребство. Он пришел с этим к Моше.
— Читающий послание, — сказал ему Моше, — должен первым выполнить то, что в нем говорится...
Этими словами Моше разрешил Пинхасу искоренить разврат из среды сынов Израиля. И Пинхас спасает свой народ от гибели.
В нашей недельной главе подчеркивается, что Пинхас — внук Аарона, о котором сказано, что он «любил мир и стремился его упрочить, любил людей и приближал их к Торе» (трактат Авот, гл. 1, м. 12).
Таким образом, Всевышний свидетельствует, что поступок Пинхаса продиктован не злобой, не жестокостью, не завистью, но — исключительно милосердием и любовью, милосердием к сынам Израиля и любовью к Творцу.
В Торе четко расставлены приоритеты. Она — на стороне тех, кто движим состраданием и стремлением творить добро, а злобных шельмователей она решительно отвергает...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
В конце прошлой недельной главы рассказывается, как Пинхас, пронзив копьем оскверняющих Имя Всевышнего, прекратил мор в среде сынов Израиля.
Наша недельная глава начинается с того, что Творец дает оценку его поступку — «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
В книге Зогар говорится, что человек не в состоянии чего-то добиться своими силами. Во всем ему требуется помощь Небес. И на реализацию всех основных жизненных потребностей — поиски пары для создания семьи, приобретение дома, достойный заработок — требуется Милосердие Творца. Участие Свыше особенно необходимо там, где речь идет о заповедях. Обзавестись кошерным тефилином, выбрать прекрасный этрог, написать Свиток Торы, построить микву… Если не будет на это Воли Всевышнего — не помогут никакие усилия и ухищрения.
Порой помощь Свыше заключается в том, что чистые души из духовных миров даются человеку в помощники — чтобы у него было больше сил для достижения поставленных целей и выполнения заповедей.
Раби Шмуэль Ди Озейда (автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль) впервые встретился с Ари hа-кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), когда был мало кому известным 16-летним юношей. Он пришел к нему в бейт мидраш (дом учения), и великий Ари встал ему навстречу и очень тепло его поприветствовал.
Ученики очень удивились, увидев, какого приема удостоился этот отрок. Когда Шмуэль ушел, ученики обступили рава и стали расспрашивать его о госте.
— Знайте, что он сегодня совершил очень благородный поступок, но я встал вовсе не перед ним, а перед тем, кто сопровождал его в этом, ободрял и придавал силы.
Тогда особо любознательные бросились догонять Шмуэля, чтобы выяснить подробности.
— Я не совершил ничего особенного, — удивился Шмуэль столь пристальному вниманию к своей персоне.
Затем, почувствовав со стороны ребят симпатию и искреннее желание научиться чему-то хорошему, рассказал:
— Сегодня, еще засветло, я шел в синагогу на утреннюю молитву. Было довольно зябко, и я кутался в свой плащ. Вдруг я услышал душераздирающие крики и плач. Прибежав на голос, я увидел рыдающего человека в исподнем, которого только что раздел бессовестный грабитель. Сквозь слезы бедняга поведал мне, что это была его единственная одежда. Тогда я отдал ему свой плащ. Ведь дома у меня был еще субботний. Его вы на мне сейчас и видите.
Кто бы что ни говорил, но снять с себя плащ холодным зимним утром и отдать его незнакомому человеку — это очень достойный поступок. И если человек, проникнувшись чужой болью, обнаруживает в себе желание помочь, то он обретает Свыше помощника.
Когда Пинхас решил встать на сторону Всевышнего, ему в помощь были посланы души сыновей Аарона, Надава и Авиhу. Намек на это содержится в нашей фразе. Ведь в ней рядом с именем Пинхаса, дважды упомянуто слово «сын» — намек на двух сыновей Аарона.
на основе комментария рава Шмуэля бар Ицхака Ди Озейды
(автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль)
Автор текста Мордехай Вейц