Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе: книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите — пекудей.

 

Обсуждение главы Пекудей

 

1. Строгий учет не всегда на пользу

 

Нашу недельную главу открывает подведение итогов сооружения Мишкана (Переносного Храма). Скрупулезно подсчитано количество использованных золота, серебра и меди, и других материалов. И мы читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана…» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

При перечислении чего-либо в Торе часто используется слово: «эле» (вот). Иногда оно написано вместе с союзом «и» — «ве-эле» (и вот). Это означает, что то, о чем будет сейчас сказано, следует добавить к тому, что было перечислено ранее.

Например, недельная глава Мишпатим начинается со слов — «ве-эле hа-мишпатим» (и вот законы). В ней перечислены законы имущественного права и возмещения ущерба.

Что же было в предшествующей ей недельной главе Итро?

Там описывается дарование Торы и перечислены Десять заповедей. Так Тора показывает нам, что законы, приведенные в Мишпатим — дополнение, продолжение и развитие Десяти заповедей.

Когда же написано просто «эле», без предлога — подразумевается, что ни о каком добавлении речь не идет. Наоборот, то, что будет перечислено сейчас, следует вычленить и отделить от всего того, что было упомянуто ранее.

Наша глава начинается словом «эле», а затем идет слово «пекудей», вынесенное в название недельной главы. Его можно перевести, как — итоги, исчисления.

Люди любят подсчитывать свое и чужое. К примеру — деньги, дома, акции, пенсионные фонды, караты, квадраты, сотки, лошадиные силы... Только все эти подсчеты — пустое и тщетное, и однажды, даже самые заоблачные числа обнулятся. Сколькими бы этажами ни владел человек, последняя его обитель будет ниже уровня земли.

Единственный список, который никогда не утратит своей актуальности — это список выполненных заповедей и осуществленных добрых дел.

«Вот итоги сооружения Мишкана». Только эти итоги и имеют смысл. Лишь средства, пожертвованные на Мишкан — точно принесут пользу, и никому не причинят вреда.

Человек, заинтересованный в приумножении своего имущества, не должен подсчитывать его. Поскольку благословение ложится, в основном, лишь на то, что спрятано от глаз.

Тора учит нас: «Вот итоги сооружения Мишкана». Это — наставление: хотя строгий учет и контроль перекрывают доступ берахе (благословению), но в случае с Мишканом — иначе. Тут подсчитывать — не запрещено.

Создав золотого тельца, евреи объявили: «Вот твои божества, Израиль, которые вывели тебя из Египта» (Шемот, гл. 32, ст. 4).

Здесь, как видим, тоже фигурирует слово «эле». Так вот, «эле», относящееся к Мишкану, призвано отменить «эле» золотого тельца.

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Мишкан назван Шатром Свидетельства потому, что он стал свидетельством, что Всевышний простил Израилю прегрешение с золотым тельцом, поскольку Он дал Шехине (Присутствие Всевышнего) Своей пребывать среди них.

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

2. Храм и заклад

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что слово Мишкан повторяется здесь дважды. И пишет, что это — косвенное указание на Храм, который, как говорится в Мидраше Танхума — был два раза взят в качестве заклада при двух его разрушениях за прегрешения Израиля.

И действительно, «Мишкан» созвучно со словом «машкон» (заклад).

Принято, что должник в обеспечение долга и в качестве гарантии его возврата передает кредитору свое имущество (или часть его) в виде заклада.

Так Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) был гарантом высокого духовного уровня сынов Израиля, или, выражаясь финансовыми терминами — их «кредитоспособности». И после духовного банкротства «заклад» отошел к «Кредитору».

С тех пор Всевышний ожидает погашения задолженности и возмещения ущерба. Тогда «заклад будет возвращен». И это означает, что сыны Израиля удостоятся Третьего Храма.

В Талмуде (трактат Йома, лист 21) говорится, что во втором Храме было на пять чудесных явлений меньше, чем в Первом. Намек на это можно увидеть в удвоении «Мишкан, Мишкан».

Первый раз это слово написано с определенным артиклем, обозначаемым буквой hей, второй раз — без него. Гематрия (числовое значение) буквы hей — 5. Таким образом, отсутствие буквы hей намекает на то, что во Втором Храме отсутствовали пять чудес, которые имелись в Первом.

Об отсутствии каких чудес идет речь?

Керувы на крышке Ковчега Завета не поворачивались друг к другу и не отворачивались друг от друга (как это было в Первом Иерусалимском Храме), свидетельствуя о единстве народа, или об отсутствии единства.

Не сходил с Неба огонь на воскурения.

Во Втором Храме не было явственно видно Шехину (Присутствие Всевышнего).

Главный коэн (коэн hа-гадоль)— не отвечал на вопросы с помощью урим и тумим.

И наконец, когда человек приходил в Первый Иерусалимский Храм, он мог обрести там руах hа-кодеш (способность предсказывать будущее, некое ослабленное подобие пророчества). Во Втором Храме такого уже не было.

Намек на ослабление пророчества, вплоть до его исчезновения, мы находим в трактате Авот (гл. 2, м. 1). Как сказано: знай, что над тобой око видящее, ухо слышащее и Книга, куда записываются все твои поступки.

В начале было «видящее Око» — в мире было пророчество. Пророк, погружаясь в особое духовное состояние, мог видеть картины будущего — пророческие образы. Но со снижением духовного уровня, снижался и пророческий дар.

И вот, пророчество сменил руах hа-кодеш — слышащее ухо. Человек, обладавший способностью к руах hа-кодеш, слышал речь Всевышнего и из нее узнавал, что должно произойти.

В наше время из-за серьезных прегрешений осталась только Книга, куда записываются все поступки. Так что, какое-то представление о будущем, о том, что должно произойти, можно составить только на основе глубокого погружения в постижение Торы.

Человек должен понимать, что в ситуации, если он снижает свою духовную планку, то и Всевышний снижает его «кредитный рейтинг», и может — вообще «заморозить счет».

Третий Храм уже готов, но — как бы заморожен, и не появится, пока люди не исправят то, что требуется и не станут достойными его...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Мишкан — как подарок, и Мишкан — как заклад

 

Соорудив Мишкан (Переносной Храм), занялись подведением итогов. И мы читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства…» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание, что слово Мишкан (Переносной Храм) здесь повторяется дважды. И пишет, что это — косвенное указание на Храм, который был два раза взят в качестве заклада при двух его разрушениях за прегрешения Израиля.

Далее в Торе скрупулезно подсчитывается, сколько было собрано золота, и как его использовали, сколько было собрано серебра, и куда оно пошло, сколько было меди, и что из нее сделали.

Обычно, когда собираются построить жилой дом или промышленный объект, сперва составляют смету, в которой указывают количество требуемых материалов и их стоимость. И только потом приступают к строительству.

Почему же в нашем случае, смета была составлена уже после сооружения Мишкана, по завершении его создания, то есть — на заключительном этапе, а не в самом начале?

Объясню это с помощью притчи.

Два богача отправились на Лейпцигскую ярмарку за покупками (эта ярмарка была открыта около девятисот лет назад и существует до сих пор — ее, кстати сказать, упоминают еще комментаторы Талмуда). Сферой интересов обоих наших героев были ювелирные украшения. И хотя покупки они делали в одних и тех же местах, но подход у них к этому был разным.

Один внимательно рассматривал выставленный на продажу товар. И, остановив свой выбор на том или ином украшении — он покупал его без лишних вопросов и, практически не торгуясь.

Другой же тщательно изучал изделие с помощью увеличительного стекла, взвешивал его, рассматривал, из каких драгоценных металлов оно изготовлено, и какой они пробы. Какие камни в нем использованы, сколько карат, какой чистоты и прозрачности, каких оттенков. Все, аккуратно записав в особую книжицу, он начинал торговаться, стараясь максимально сбить цену, которую тоже педантично заносил в свой гроссбух.

Вы спросите, чем вызвана столь значительная разница в подходах? Ведь оба были приятелями и торговцами из одного города.

Дело в том, что они преследовали разные цели. Один покупал украшения для своей жены. Поэтому он не сильно озадачивался пробами, каратами, весом и количеством граней. Для него главным и решающим фактором было — подойдет ли это изделие жене и с каким нарядом она будет его носить. Он часто уезжал из дома, и старался каждый раз, возвращаясь, порадовать жену подарком. Он знал, что самые качественные ювелирные изделия и по самым привлекательным ценам продают на ярмарке в Лейпциге. Поэтому покупал их там на год вперед.

Другой приятель приобретал украшения с тем, чтобы потом их перепродать. Поэтому он все скрупулезно записывал, чтобы впоследствии не продешевить и не понести убытки.

Сыны Израиля поначалу воспринимали Мишкан, как место служения Творцу, место пребывания Шехины, как личный дар, сделанный от всего сердца. А для подарка совершенно неважно, сколько в нем золота. Главное — чистота намерений.

Затем стало известно, что Мишкан послужит закладом. Заклад же — должен быть точно оценен. Поэтому стали подводить итоги...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

4. Из-за чего был разрушен Храм

 

Мы молим о восстановлении Иерусалимского Храма. А его предтечей был Мишкан (Переносной Храм), о сооружении которого повествует наша недельная глава.

В ней читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что слово Мишкан здесь повторяется дважды. И пишет, что это — косвенное указание на Храм, который два раза, как сказано в Мидраше Танхума, был взят в качестве заклада при двух его разрушениях за прегрешения Израиля.

Первый Иерусалимский Храм был разрушен из-за того, что евреи стали пренебрегать Торой, мало ее изучали и недостаточно усердствовали в ее постижении.

Об этом в Танахе написано: «За что погибла страна?.. И сказал Всевышний: за то, что оставили они Тору Мою» (книга пророка Йермиягу, гл. 9, ст. 11-12).

В Талмуде (трактат Недарим, лист 81) говорится, что вопрос этот (о причине разрушения Храма) интересовал многих, и многие пытались на него ответить. Но даже людям мудрым и людям прозорливым он оказался не по зубам. И только Сам Всевышний указал суть проблемы — потому что перестали благословлять перед чтением Торы.

Чтение Торы и ее изучение требуют благословений. Произнесение берахот (мн. ч. от слова бераха — благословение) свидетельствует о важности и значимости действия, которое собираются совершить. Значит, получается, что Тора утратила свою значимость в глазах многих евреев.

Всевышний не мог мириться с таким положением дел. Он лишил евреев Своей поддержки и защиты, и это позволило вавилонянам во главе с Невухаднецаром (в русских переводах нередко — Навуходоносор) — разрушить Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм), а евреев угнать в рабство.

Намек на причину разрушения Иерусалимского Храма, содержится в первой фразе нашей недельной главы — «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства».

Слово Мишкан созвучно со словом «машкон», что намекает на «заклад». А заклад символизирует разрушение.

Но почему было решено разрушить Храм из-за «свидетельства»? 

«Свидетельством» называют Тору. За пренебрежение Торой — следует суровое наказание.

Нужно понимать, что Тора — это не научная дисциплина, ее нельзя уподоблять ни философии, ни физике, ни даже метафизике. Тору следует изучать во Имя Небес — с тем, чтобы познавать Творца. Но никак не ради диплома, не ради славы, почета и уважения.

Евреи стали неподобающе относится к Торе и были за это наказаны.

Теперь нам необходимо исправить их промахи, продемонстрировать любовь к Торе и проявить самоотверженность в ее изучении. И тогда Всевышний вернет наш «заклад», и Бейт hа-Микдаш будет снова отстроен.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц