Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст.
21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите — пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
Наша недельная глава начинается словами: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносной Храм) — Мишкана Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание, что слово «Мишкан» повторяется здесь дважды. И в этом содержится намек на Иерусалимский Храм, который, как сказано в Мидраше Танхума — за прегрешения сынов Израиля был дважды взят в качестве залога при двух его разрушениях.
И еще. Мишкан не просто так назван «Мишканом Свидетельства». Ведь он был свидетельством того, что Всевышний, простил евреям создание золотого тельца. И дал Своей Шехине (Шехина — Присутствие Всевышнего) возможность пребывать среди них.
Соседство Шехины – вещь, безусловно, приятная. Но существует ли этому приемлемое доказательство?
Когда человек дает ссуду под залог, он старается, чтобы стоимость залога была выше размера ссуды. В противном случае залог не выполнит своей роли. Ведь если он стоит дешевле, или даже столько же, существует высокая вероятность, что должник не станет его выкупать, то есть — не вернет ссуду. В итоге кредитор останется с ненужной вещью, вместо денег. И чтобы реализовать ее — потребуются усилия и время, и еще неизвестно, удастся ли выручить за нее полную цену.
Поэтому сегодня банки дают крупные ссуды под залог квартиры (либо другой недвижимости). При этом величина ссуды на несколько десятков процентов ниже стоимости квартиры.
Так банки заботятся о возврате своих средств.
Всевышний определил, что Мишкан будет залогом (на иврите — машкон). Залог за прегрешения евреев был взыскан дважды (во время разрушения Иерусалимских Храмов — Первого и Второго). Тогда с помощью него был покрыт ущерб, причиненный злодеяниями людей. Залог был взят вместо еврейского народа, который мог быть приговорен к уничтожению (не допусти это Всевышний!). Каменные постройки заменили человеческие жизни.
Но разве эти сооружения, какими бы роскошными они бы ни были, сопоставимы по своей ценности с жизнью целого народа?
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) отмечает, что кедуша (святость, выделенность) Храма и Иерусалима осталась навсегда. В отличие от остальной Эрец Исраэль (Земли Израиля). Имеются в виду шмита (субботний год) и маасер (десятина, которую нужно отделять от урожая).
Законы шмиты и маасера соблюдают только на той земле, которая в данный момент находится во владении евреев. Но если земля принадлежит неевреям, даже при том, что в свое время, ею владели евреи — соблюдать на такой земле швиит и отделять маасер от выросшего на ней урожая, нет никакой необходимости.
Тогда почему кедуша Иерусалима и Храма осталась неизменной даже после их разрушения?
Благодаря Шехине не покидающей их и после разрушения. Ведь написано: «И опустошу святилища ваши» (Ваикра, гл. 26, ст. 31).
Даже в момент Гнева Всевышнего, в момент разрушения, они продолжают называться «святилищами». Потому что их кедуша никуда не пропала и после того, как они были сожжены и разрушены.
Святость Мишкана —
навсегда благодаря обитающей в нем Шехине. Поэтому его цена достаточно
велика, чтобы стать залогом для Всевышнего. И Он взял этот залог за народ
Израиля.
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и рава Йосефа-Шауля Натанзона
(автор книги «Диврей Шауль», Украина, 1808-1875 гг.)
Итак, в начале нашей недельной главы говорится о подведении итогов сооружения Мишкана (Переносного Храма). Как написано: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому месту обращает внимание на то, что слово «Мишкан» повторяется в нем два раза. И в этом, как сказано в Мидраше Танхума, содержится намек на Иерусалимский Храм, который был дважды взят в качестве залога при двух его разрушениях за прегрешения сынов Израиля.
Здесь уместно, на мой взгляд, рассказать притчу.
Один молодой человек сильно провинился, и суд вынес ему суровый приговор — пожизненное заключение.
В зале суда присутствовал старец, который пожалел парня. Ведь несладко провести всю жизнь в тюрьме, а ведь он еще и жизни-то, как следует, не видел.
У этого старца был очень дорогой дом. Он его заложил и добился освобождения молодого человека под залог. Тот вышел из здания суда, поблагодарил своего благодетеля и пошел восвояси, насвистывая фривольный мотивчик.
— Да, ты оказывается действительно злодей, — стал укорять его приятель. — Человек ради тебя заложил свой дом. Разве ты не должен помочь ему вернуть жилище?
— Вернуть? Так я же не против этого, я — только за. Но у меня теперь есть дела и поважнее: нужно на работу устроиться, своим домом обзавестись.
Смысл этой притчи в том, что мера суда, когда переполнилась чаша терпения, потребовала сурового наказания для еврейского народа. Но Всевышний, заложив Свой Дом — выкупил сынов Израиля.
Так Дом Всевышнего попал в руки к чужестранцам (вавилонянам и римлянам), и они разрушили его.
Евреи очень быстро позабыли, что должны восстановить Дом для его Хозяина. На словах они еще обещают это сделать. Но как поступить с пепелищем — совершенно не в курсе.
Всевышний же — давно уже вычертил проект. И даже соорудил по нему новый Дом.
Только в нашем мире для него нет места до тех пор, пока долг не погашен.
Остается погасить долг. Или —
ждать пока его спишет время. И первое — гораздо предпочтительнее второго...
на основе комментария Магида из Дубно(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
3. Принцип печати
В нашей недельной главе говорится о сооружении Мишкана (Переносного Храма). И мы читаем: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Иеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Бецалель сделал не «что ему было велено». Но — «все, что повелел Всевышний Моше». Даже то, о чем Моше ему не сказал, что он постиг сам, включая и то, что было сказано Моше на горе Синай.
Когда Моше повелел Бецалелю сделать сначала утварь для Мишкана, а затем соорудить непосредственно сам Мишкан, Бецалель ответил ему: «Принято вначале строить дом, а затем вносить в него утварь». И Моше согласился с ним, говоря: «Так слышал я из уст Самого Творца».
И еще сказал ему Моше: «Не зря зовут тебя Бецалелем — под сенью Всевышнего (таково значение имени Бецaлель) был ты, ведь Создатель действительно именно так мне и повелел».
Так он и поступил: вначале, как сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 55), соорудил Мишкан, а затем — принадлежности.
Итак, с учетом комментария Раши, у нас вырисовывается некая схема. Представим ее в упрощенном виде.
Всевышний передает через Моше повеление изготовить Мишкан и утварь. Моше, детализируя проект Бецалелю, выступающему в роли субподрядчика, ставит на первое место в очередности изготовление всяческих приспособлений и утвари, а после них — сооружение Мишкана. Бецалель же на свой страх и риск меняет указанный Моше порядок. И прежде всего, сооружает Мишкан.
И Моше находит, что такое решение больше соответствует Замыслу Творца.
В этой истории остается неясным: почему Моше объясняя задачу Бецалелю, велел ему вначале изготовить утварь и лишь затем Мишкан? Чем он руководствовался?
Из комментария Раши на Талмуд (трактат Сукка, лист 41) следует, что в будущем не понадобится вести строительные работы по возведению третьего Храма, Третий Храм, уже отстроенный, будет спущен с Небес.
Моше полагал, что и Мишкан не придется строить, потому что он спустится Свыше, полностью готовым. Вот он и велел изготовить утварь. А когда она будет готова, Всевышний дарует Мишкан.
В принципе, такое могло быть и на самом деле, если бы сыны Израиля находились на более высоком духовном уровне. Но Моше их переоценил.
В Талмуде (трактат Сота, лист 9) объясняется, почему ни Моше, ни царь Давид не построили Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм), хотя оба они были вполне достойны этого.
Дело в том, что плоды их труда были на века. И если бы они (Моше или Давид) построили Бейт hа-Микдаш — никто из народов мира не смог бы его разрушить.
Вы спросите: что в этом плохого?
Когда пришло бы время взыскать за прегрешения (а Всевышний видел, что такой момент наступит), захватчики выместили бы всю свою злобу на людях — вместо того, чтобы излить ее на каменное сооружение. И Творец решил: пусть лучше будет разрушен Храм, но еврейский народ сохранится.
Но если Храм, построенный руками Давида, не мог бы быть разрушен, то Мишкан, спущенный Всевышним с Неба — тем более. Третий Бейт hа-Микдаш, кстати сказать, не сможет разрушить никто из живущих людей на Земле — не поможет даже самое современное оружие.
Всевышний не соорудил Мишкан сам — чтобы, когда придет время, была возможность забрать его в качестве залога. На это нам намекает название «Мишкан», однокоренное со словом «машкон» (залог).
Кроме того, существует и другое объяснение.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что Бецалель владел знанием особых сочетаний букв. Тех самых, с помощью которых были сотворены небо и земля.
В процессе Сотворения мира Всевышний использовал, в том числе, и принцип печати — когда, чтобы правильно прочесть слово, нужно перевернуть порядок букв. Так, если мы хотим, чтобы слово читалось как, например, «дар» — на печати должно быть написано «рад».
Этот принцип творения постиг Бецалель. Знал о нем, разумеется, и Моше.
С учетом этого, нетрудно объяснить, кто, что сказал и почему.
Итак, Всевышний велит Моше передать Бецалелю, чтобы тот сделал Мишкан, арон (вместилище для Скрижалей Завета) и прочую утварь.
Моше, помня о правиле печати, все сообщает Бецалелю в обратном порядке — что тот должен изготовить утварь, арон и Мишкан.
Но Бецалель тоже в курсе этого принципа. Он понимает, что начать следует с Мишкана.
— Ты — под сенью Всевышнего, —
восхитился Моше, — Ведь Он именно так и велел сделать!
на основе комментариев рава Йосефа-Шауля Натанзона
(автор книги «Диврей Шауль», Украина, 1808-1875 гг.)
и рава Давида Пардо
(автор книги «Маскиль ле-Давид», Венеция – Иерусалим, 1718-1790 гг.)
4. Происхождение не имеет значения
Главным исполнителем работ по сооружению Мишкана (Переносного Храма) был Бецалель, а помогал ему Аолиав. Как написано: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Иеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше. И с ним Аолиав, сын Ахисамаха, из колена Дана» (Шемот, гл. 38, ст. 22-23).
Бецалел был непростого происхождения. По линии отца он принадлежал к царскому роду Иеhуды, по материнской — он был внуком Мирьям, сестры Моше и Аарона. То есть приходился Моше внучатым племянником.
В отличие от него, Аолиав принадлежал к колену Дана, сына служанки. Колено Дана из всех колен израилевых — занимало самую низшую ступень. Поэтому евреи этого колена всегда шли последними, замыкающими, а на стоянках располагались на самом краю стана. Это, тем не менее, не помешало Аолиаву участвовать в сооружении Мишкана.
Таким образом, мы видим, что для Всевышнего происхождение, родовитость — не имеют большого значения. Он не судит о человеке по его богатству или отсутствию оного. Творец ценит лишь труд, затраченные усилия на изучение Торы и на работу над собой, над исправлением своих качеств, и на развитие в себе богобоязненности.
Чтобы лучше это понять перескажу здесь изложенную в Талмуде (трактат Иевамот, лист 16) историю.
Известно правило, что галаха (еврейский закон) устанавливается в соответствии с решениями, принятыми учениками Гилеля (Гилель — выдающийся Учитель Мишны, 1-й век).
Однажды Учителя узнали, что раби Доса вынес галахическое постановление, основанное на подходе к проблеме учеников Шамая (Шамай — великий Учитель Мишны, 1-й век). И это показалось им весьма серьезным происшествием, требующим вмешательства.
Раби Доса был главой поколения и старожилом, поэтому было решено направить к нему делегацию, чтобы вместе обсудить его постановление. К раби Досе отправились раби Иегошуа бен Хананья, раби Элазар бен Азария и раби Акива бен Йосеф. Они подошли к дому мудреца Торы и стали его звать. Раби Доса был слепым. Он узнал голос раби Иегошуа и пригласил его войти.
— Я пришел не один. Со мной здесь раби Элазар.
— Пусть и он заходит. А кто с тобой еще?
— С нами пришел и Акива сын Йосефа.
— Не тот ли это Акива бен Йосеф, слава о котором летит по миру? Да умножатся подобные ему в Израиле!
Возникает вопрос: почему глава
поколения благословил Акиву, а не раби Элазара?
Ведь раби Элазар вел свое происхождения от Эзры Софера. Он был в десятом
поколении после него. Акива же ничем подобным похвастаться не мог. Его отец был
гером, так что, ему еще предстояло создать свою родословную. Но
отсутствие родословной не помешало раби Акиве подняться на такую ступень, что
сам Моше сказал о нем Всевышнему:
— Если у Тебя есть подобные, то почему Ты решил дать Тору через меня?
То есть раби Акива поднялся на такой уровень, что через него могла быть дарована Тора.
Теперь понятно, почему именно его благословил раби Доса — «Да умножатся подобные ему в Израиле!".
Своим примером раби Акива заткнул рты всем, кто только и делал, что говорил: «Я не смогу... Это мне не по зубам... Я из простой семьи...».
В недельной главе Ницавим написано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).
Во время мероприятий, организаторы, как это принято, рассаживают на первые места тех, кто побогаче. Бедняков же стараются усадить подальше, чтобы они, что называется — «не мозолили глаза».
Когда люди приходят на урок Торы, они сами выбирают себе места. И по тому, где сидит человек — нельзя сказать, богат он или беден, и какое место занимает в обществе. Поэтому и написано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним».
Пока люди стоят перед Всевышним — между ними нет никаких различий, и каждый способен достичь небывалых результатов. Нужно только не переставать трудиться над изучением Торы и работать над собой.
Нереально достичь уровня Моше по
силе пророчества, но по уровню знаний и мудрости — можно. Так что, давайте
дерзать!
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Праведникам честь Всевышнего дороже собственной
В нашей недельной главе читаем: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Иеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что Бецалель сделал «все, что повелел Всевышний Моше». То есть — даже то, о чем Моше ему не сказал, он постиг сам (включая и то, что было сказано Моше на горе Синай).
Когда Моше велел Бецалелю сделать сначала принадлежности Мишкана (Переносного Храма), а затем соорудить непосредственно сам Мишкан, Бецалель ответил ему: «Принято вначале строить дом, а затем вносить в него утварь».
И Моше согласился с ним, произнеся: «Так слышал я из уст Самого Творца».
И еще сказал ему Моше: «Не зря зовут тебя Бецалелем — под сенью Всевышнего (таково значение имени Бецaлель) был ты. Ведь Создатель действительно именно так мне и повелел».
Написано в Талмуде (трактат Берахот, лист 55), что Бецалель именно так он и поступил: вначале — Мишкан, затем — утварь.
Бецалель совершенно справедливо сказал Моше, что «вначале строят дом, а затем вносят в него утварь». И Моше похвалил Бецалеля за проявленную сообразительность — «Не зря зовут тебя Бецалелем — под сенью Всевышнего был ты».
И тут неясно, чем вызван столь сильный восторг и восхищение Бецалелем, как будто он обладал видением, близким к пророческому.
Лично я знаю немало людей, которые прежде покупали квартиру и только потом — мебель в нее. И их никто за это не хвалил.
Не может быть, чтобы Моше сам не знал, что гораздо практичнее, соорудив Мишкан изготовить для него утварь, нежели действовать наоборот. Ведь Всевышний тоже велел начать с Мишкана. Так почему Моше изменил порядок?
Раз, мы уже заговорили о том, что практично — важно отметить, что в нашем весьма практичном мире "непрактичные" праведники заботятся о чести Всевышнего гораздо больше, чем о собственной.
Впрочем, и Сам Всевышний, платит им той же монетой — бережет честь праведников, даже больше, чем свою.
Приведу несколько примеров.
В недельной главе Бо читаем, что перед казнью первенцев в Египте, Всевышний велит Моше нанести на дома защитные знаки кровью пасхального приношения (ягненка). Причем Он велит начать с дверных косяков (по бокам дверного проема), а затем нанести кровь на притолоку (над дверным проемом).
Моше, объясняя эту заповедь старейшинам, меняет порядок: вначале велит помазать кровью притолоку, а затем — дверные косяки (Шемот, гл. 12, ст. 22).
Как это объяснить?
Очень просто! Всевышний первыми упомянул дверные косяки, символизирующие праведников Израиля и защищающих народ слева и справа. Моше же велел начать с притолоки, намекающей на Всевышнего, который — наверху.
Всевышний дает повеление о Мишкане, затем — о шаббате. Моше, передавая его слова, сначала предупреждает о необходимости соблюдать субботу, и только потом начинает говорить о Мишкане (Шемот, гл. 35, ст. 2, 4).
Соблюдая шаббат, мы свидетельствуем о том, что Всевышний сотворил мир и управляет им.
Мишкан же — свидетельство, что Шехина Всевышнего (Присутствие Творца) обитает среди народа Израиля, среди праведников.
Исходя из этого, становится ясно, почему Моше начал с шаббата, а Всевышний — с Мишкана.
Теперь рассмотрим Мишкан и его утварь.
У них, как ни странно — разные предназначения. О Мишкане сказано: «Сделайте Мне Святилище, и Я буду пребывать среди вас» (Шемот, гл. 25, ст. 8). То есть его предназначение способствовать размещению Шехины внутри народа Израиля. А при помощи различных предметов утвари евреи служат Творцу, совершают приношения и выполняют соответствующие заповеди.
Всевышний велит начать с сооружения Мишкана — во славу Израиля. Моше же снова меняет порядок и говорит сначала об утвари для служения Творцу.
Бецалель быстро разобрался в намерении Моше и желании Всевышнего. Он руководствовался принципом «Творец — сень для тебя по правую руку твою» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 121, ст. 5).
Подобно тому, как тень повторяет движения человека, Всевышний ведет Себя с человеком в соответствии с его поступками.
Этот принцип помог Бецалелю понять, что раз Моше хочет продемонстрировать любовь евреев к Всевышнему — значит, Всевышний пожелает выказать Свою любовь к сынам Израиля.
Но как в этой ситуации поступить Бецалелю? Какой из вариантов выбрать?
Бецалель присоединил к желанию Всевышнего человеческий обычай. В соответствии с правилом «Не уверен какую галаху установить — следуй общепринятому обычаю». И поскольку принято сперва обзаводиться жилищем, а потом — мебелью, он начал с Мишкана, а затем изготовил утварь.
Моше расшифровал имя Бецалеля
как — «тот, кто находится в тени Всевышнего». Тем самым — похвалил его за
правильное применение принципа «Творец — сень для тебя по правую руку твою».
на основе комментария рава Цви Фарбера
(автор книги «Керем Цви», Польша, Англия, 1879-1966 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц