Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст.
21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
Наша недельная глава начинается подведением итогов сооружения Мишкана (Переносного Храма). Подсчитаны все материалы, собранные сынами Израиля и использованные для возведения Мишкана. Как сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Сразу же возникает вопрос: почему в Торе Переносной Храм назван «Мишканом Свидетельства»? О чем он свидетельствует?
В Мидраше Ялкут Шимони (на книгу Шемот, гл. 38, раздел 415) рассказывается об одном неприятном диалоге, невольным свидетелем которого стал Моше.
Беседовали два человека, скажем так — два обывателя, носителя мещанского мировоззрения.
— Посмотри на Моше, — говорит один из них, - как раздалась его шея, как отяжелели его ноги. И немудрено. Ведь он ест за наш счет и пьет за наш счет, и все, что у него есть — из наших карманов.
— А чего ты хочешь?! — поддакивает другой, — Человек, который управляет сбором средств и строительством Мишкана, разве не станет богачом?!
Тут Моше вышел из тени и сказал им:
— Можете не беспокоиться. Когда сооружение Мишкана будет завершено, я дам полный и подробный отчет обо всех средствах и материалах, собранных и использованных.
Моше сдержал слово. Его отчет опубликован в Торе, в нашей недельной главе.
Впрочем, он мог этого и не делать. И вот почему.
Когда Мишкан был возведен, в него опустилась Шехина (Присутствие Всевышнего). И это — самое лучшее доказательство того, что при его сооружении не было никаких злоупотреблений, не было никакого воровства. Ведь даже слабое подозрение на какие-либо злоупотребления отпугнуло бы Шехину.
В Танахе читаем, что Творец «ненавидит воровство» (книга пророка Йешаягу, гл. 61, ст. 8).
Поэтому в Торе Мишкан и назван — «Мишканом Свидетельства». Ибо он свидетельствовал о честности и глубокой порядочности Моше и всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к сооружению Мишкана и изготовлению его деталей.
Многие люди стараются не заниматься материальным обеспечением проектов, связанных с общинными или общественными делами. Поиск жертвователей, спонсоров, сбор средств, подбор волонтеров — задачи весьма не простые и хлопотные. Но кроме этого, существует и немалый риск, что человека, который возьмется за это — смешают с грязью, оговорят, будут насмехаться над ним и отпускать в его адрес скептические и циничные замечани. Кому это все нужно?
Но Моше — впрягся в проект по возведению Мишкана и тем самым дал надежду всем будущим общественным проектам и благотворительным акциям. Ведь теперь никто не скажет, что он более загружен, нежели Моше, или, что это — ниже его достоинства.
Благодаря Моше и его самоотверженному труду на благо общины — мы и сейчас, спустя тысячелетия, можем пользоваться плодами его усилий. Кто-то собирает средства, чтобы организовать бесплатные горячие обеды для неимущих. Кто-то навещает больных. Кто-то собирает одежду для бедных.
Все эти сборы, пожертвования и благотворительные аукционы проросли из тех приношений на Мишкан, которые взял под свой контроль Моше.
на основе комментария Мальбима
(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
После того как было завершено строительство Мишкана (Переносного Храма), Моше дал полный отчет о собранных средствах и их расходовании. Как написано: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51) находим дополнительные детали.
До Моше дошли разговоры, ведущиеся у него за спиной. Любящие позубоскалить циники возводили на Моше напраслину, распространяя слухи, будто бы он хорошо нагрел руки на строительстве Мишкана.
Какова же была на все это реакция Моше?
Полный, наиподробнейший отчет.
Обратите внимание, что Моше не отвечал ударом на удар, не возражал по принципу — «а ты кто такой?!», или — «сам дурак!». Он не проигнорировал распоясавшихся сплетников. Вместо этого, он пригнул себя, не дал своему эго выйти из-под контроля.
Его стиль поведения взял на вооружение и царь Давид.
Оплакивая Шауля и Йонатана, он вдруг заметил, что жителей Иудеи следует обучить владению луком (см. в Танахе Вторую книгу Шмуэля, гл. 1, ст. 18).
Причем здесь лук? — спросите вы. Какое отношение имеет лук к трауру?
Дело в том, что лук обладает одним интересным свойством: чем больше ты его сгибаешь, тем дальше летит стрела.
Шауль и его сын Йонатан погибли в сражении с плештим (филистимлянами). И Давид объявил о новой военной доктрине Израиля. Чтобы одолеть врага — не достаточно пытаться сломить его силой. Нужно еще уметь пригнуть и принизить себя. Тогда Всевышний отдаст врагов в твои руки.
Сын царя Давида, царь Шломо (в русском языке часто его называют Соломоном), дополняет слова отца. «Обладающий большим запасом терпения, — пишет он в книге Мишлей (Притчи царя Шломо; гл. 16, ст. 32) — превосходит богатыря, и владеющий собою лучше — завоевателя города».
Терпение, владение собой, умение пригнуть и принизить себя — всех этих качеств явно не доставало циникам, отпускавшим в адрес Моше ехидные насмешки. Богатство Моше кололо им глаза.
Евреи вынесли из Египта немалые богатства. Всевышний помог им найти клады с сокровищами и т.д. Моше же во всем этом — не участвовал. В то время, когда евреи собирали египетские богатства, он занимался поисками останков Йосефа. Чтобы захоронить их в Земле Израиля.
Откуда же у него взялось богатство? — недоумевали любители «жареного».
И невдомек им было, что Моше разбогател, потому что Всевышний, как сказано в Талмуде (трактат Сота, лист 13) — даровал ему россыпи драгоценных камней, оставшиеся после изготовления Скрижалей Завета.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
3. Почему нет отчета о расходах на золотого тельца?
Моше подвел итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), подготовил и дал сынам Израиля полный отчет обо всех собранных материалах и о том, сколько из них было израсходовано и на что именно. Как сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Но для чего Моше понадобилось отчитываться? Неужели ему не доверяли? Неужели подозревали, считали, что он способен запустить руку в общественное имущество?
Оказывается, и не доверяли и подозревали. Ведь недаром написано: «И смотрели вслед Моше» (Шемот, гл. 33, ст. 8).
Эту фразу можно перевести и по-другому — «И следили за Моше».
Моше кожей чувствовал нарастающее недоверие. Он все чаще слышал за спиной едкие шуточки. Пустозвоны гадали, откуда у него богатство. «Наверняка нагрел руки на общественном добре», — нашептывали друг другу мелкие людишки.
Многих интересовало, с точностью до грамма — на что пошло золото, собранное у евреев. Народ требовал подробного отчета о строительства Мишкана.
Мы помним, что строительству Мишкана предшествовало создание золотого тельца. На это золото собирали всем миром.
Впрочем, изначально планировали отлить быка. Но из всего огромного количества собранного золота, почему-то получился только скромный, телец.
И никто не задался вопросом: куда делось остальное золото? Никто не просил дать хоть какой-то отчет.
Эта тенденция сохранилась до наших дней.
Жертвуя на йешиву или на синагогу, спонсоры, как правило, требуют доскональный отчет, буквально за каждый потраченный шекель, и — табличку на фасад с именем спонсора. Когда же дают на золотого тельца (в кавычках и без них) обычно — не интересуются, на что именно будут истрачены их кровные: на коллекцию шариковых ручек или на золотой унитаз.
А сколько организаций, судя по названиям, борющихся за мир и права человека, на самом деле сеют рознь, вражду и ненависть, плодят лицемерие и цинизм, двойные стандарты и бесправие. Само собой разумеется, что существуют они на общественные деньги и на частные пожертвования поклонников золотого тельца.
Так почему в проектах под кодовым названием «золотой телец» — несравнимо хуже с отчетностью, нежели в проектах с грифом «кодеш» (фигурально выражаясь — благое дело)? При том, что и в тех и других делах жертвователями зачастую бывают одни и те же люди.
Постараемся объяснить это, что называется на иврите — «лекав зхут». То есть — с хорошей стороны, исходя из заслуг.
Истинное желание еврея, веление его души — исполнить Волю Творца.
Когда еврей жертвует на Мишкан или на любое другое благое дело (к которому применимо определение «кодеш») — он стремиться к тому, чтобы каждая монета из его денег была потрачена на заявленную цель, чтобы как можно меньше было разбазарено неизвестно на что или осело в карманах у посредников. Ведь «усушки» и «утруски» едва ли будут считаться трумой.
Слово «трума» означает — «пожертвование», что, само по себе, еще не свидетельствует о духовном росте. Люди, жертвующие на благие дела — жаждут максимального духовного роста. Отсюда — и жесткие требования отчетности.
Когда дурное начало (на иврите — йецер hа-ра), нечистые на руку дельцы или бойкая реклама соблазняют человека на то, чтобы вложиться в «тельца» (чаще позолоченного, нежели золотого) — он в этот момент, когда ведется на это, в глубине души презирает себя. В глубине души он понимает, что, чем меньше достанется «тельцу» — тем меньше замарается он сам.
Так, жертвуя «на культуру», люди порой не задаются вопросом, сколько средств пойдет тельцу, и сколько — дельцу. Главное — что культурой даже пахнуть не будет. Поэтому и за пистолет не придется хвататься.
В общем — все довольны.
на основе комментария рава Залмана Сороцкина
(в Украине — глава раввинского суда города Луцка; позднее, в Израиле, возглавлял Комитет по делам йешив и частного образования; Украина – Израиль, 1880-1966 гг.)
4. Праведники — вместо Храма
Написано в нашей недельной главе: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Слово «пекудей», вынесенное в название нашей недельной главы, мы перевели как — «итоги». Однако же в нем заложен намек и на нехватку, отсутствие чего-либо или кого-либо.
В Танахе, например, читаем: «И осталось незанятым, опустело (ваипакед) место Давида» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 20, ст. 25).
Но о какой нехватке идет речь в нашей главе?
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш Танхума, отмечает, что Мишкан в воспроизведенной выше фразе упомянут дважды не случайно. Здесь в Торе косвенно указывается на два Иерусалимских Храма. Точнее — что оба будут разрушены.
Итак, уже на этапе возведения Мишкана (Переносного Храма), благодаря Торе, можно было предвидеть грядущее разрушение Первого и Второго Храмов. Это разрушение, пусть еще далекое, еще не видимое — заботило Моше.
Предназначение Мишкана, а значит и Храма — быть местом, где обитает Шехина (Присутствие Всевышнего).
Занимаясь строительством Мишкана, Моше задумывался о возможном разрушении Храмов в будущем.
Где тогда будет находиться Шехина?
Этот вопрос Моше адресовал самой компетентной инстанции — Творцу. И получил ответ:
— После разрушения Храма, Шехина будет покоиться среди праведников.
В Талмуде (трактат Сукка, лист 45) говорится, что в каждом поколении — не менее 36-ти праведников, ради которых Шехина не покидает наш мир. Как сказано: «Счастливы все, ожидающие Его» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 30, ст. 18).
Ожидающие — это праведники.
Кому еще, кроме них, нужен Всевышний?
Употребленное в тексте оригинала слово «ло» (Его) означает также и число — 36.
Таким образом, Шехина держится на ожидающих Творца, на праведниках, которых в каждом поколении, как минимум — 36.
Еще один намек на это содержится в самом первом слове нашей фразы, в слове «эле» (в переводе «вот» — «Вот итоги сооружения Мишкана…»).
Его гематрия (числовое значение) составляет число 36.
То есть — на 36-ти праведниках будет покоиться Шехина, когда нам будет недоставать Храма, во времена, когда он будет разрушен.
5. Камац и патах. Вавилон и Рим
В нашей недельной главе говорится о возведении Мишкана (Переносного Храма) — Мишкана Свидетельства. И здесь мы читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Мишкан здесь назван «Мишканом Свидетельства», так как он для сынов Израиля был свидетельством, что Всевышний простил им золотого тельца.
Но откуда мы знаем, что Творец простил?
Он, Всевышний, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — позволил Шехине (Присутствие Всевышнего) пребывать среди них.
В нашей фразе слово «Мишкан» употреблено дважды. И если мы внимательно присмотримся, то увидим, что в их написании (в оригинале, разумеется) есть отличие. В первом случае под буквой «каф» стоит огласовка «камац», а во втором — «патах».
Чем вызвано это различие?
Конечно, можно сказать, что первый раз слово Мишкан употребляется само по себе, а во второй — стоит в сопряженной форме (на иврите — смихут) — Мишкан Свидетельства. Поэтому в нем, вместо камаца, используется патах.
Но не будем все сводить к одной лишь грамматике. Наверняка здесь в Торе скрыто что-то важное, не зависящее от правил правописания.
Два Мишкана из нашей фразы, по словам Раши, косвенным образом намекают на Первый и Второй Иерусалимские Храмы, которые были разрушены. Первый, как известно — вавилонянами, второй — римлянами.
Интересно, что вавилонянам оказались не по зубам иерусалимские стены. Они возвели по периметру вал и с него обстреливали город. Они не взяли Иерусалим штурмом. Голод и болезни косили защитников города. Когда ситуация стала невыносимой, царь с оставшимися солдатами бежали из города, но были схвачены.
Римлянам же удалось разрушить стены и цитадель.
О том, что это произойдет, заранее было известно мудрецам Торы.
В Талмуде (трактат Йома, лист 39) рассказывается, что еще за 40 лет до разрушения, во Втором Храме наблюдалось интересное явление. Храмовые ворота стали распахиваться сами, стоило лишь отпереть запор. Тогда как раньше, чтобы открыть створки ворот, нужно было приложить усилие.
Раби Йоханан бен Закай (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) усмотрел в этом недобрый знак. «Зачем ты открываешься перед чужим взглядом? — вопрошал он. — Знаю, что, в конце концов, ты будешь разрушен».
О том же говорил и пророк Захарья. Написано в Танахе (книга пророка Захарьи, гл. 11, ст. 1): «Отвори, Леванон, врата свои, и пожрет огонь твои кедры».
«Леваноном» называют Бейт hа-Микдаш (Храм), ибо для его сооружения были использованы ливанские кедры.
Ворота первого Храма — не раскрылись перед неприятелем, и стены не пали. Он остался запертым (на иврите — «камуц»). Поэтому в первый раз при написании слова «Мишкан» использована огласовка «камац».
На распахнутые ворота и обрушенные стены Второго Храма намекает в Мишкане Свидетельства — «патах» (слово патуах в переводе означает — «открыто»).
на основе комментария рава Ури Лангнера
(автор книги «Ор Автор текста Мордехай Вейц