Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
1. Параллели между Сотворением мира и сооружением Мишкана
В нашей недельной главе говорится о сооружении Мишкана (Переносного Храма в пустыне). И в самой первой фразе читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Все работы по строительству Мишкана осуществлялись под руководством Моше. Главным строителем был Бецалель (подробнее о нем — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Пекудей, третий годовой цикл обсуждения).
Следует отметить, что возведение Мишкана в корне отличалось от любого строительства. И слова «строительство культового сооружения» — совершенно не соответствуют тому, что происходило на самом деле.
Что же было в действительности?
Сооружение Мишкана было сродни Сотворению неба и земли, Сотворению мира.
Что важно для успеха в строительстве?
Качественные материалы, надежное крепление элементов конструкции.
Мишкан же, как мир — создавался Мудростью Всевышнего, особыми сочетаниями букв и Именами Творца.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что Бецалель умел составлять из букв те же сочетания, которыми были сотворены небеса и земля.
Поэтому, чтобы лучше понять сооружение Мишкана, обратимся к творению мира.
Написано в книге Берешит (гл. 1, ст. 1): «В начале сотворения Всевышним…». Здесь указано Имя, связанное с мерой суда. Потому что первоначальным замыслом Творца было создать мир на основе строгого правосудия. Однако, увидев, что мир не сможет существовать так, — рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 12) — Он ввел Милосердие и соединил его с правосудием.
На участие в процессе Сотворения мира меры милосердия дает намек фраза: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Берешит, гл. 2, ст. 4).
В выражении «при сотворении их» (в оригинале это — одно слово, «бэhибаръам») буква «hей» — маленькая. В Торе, по традиции, ее, по сравнению с остальными — пишут меньшего размера. Поэтому это выражение можно прочитать, как — «создал их буквой «hей» (бэ hей баръам). И в Танахе об этом сказано: «С помощью букв йуд и hей Всевышний создал миры» (книга пророка Йешаяhу, гл. 26, ст. 4).
Двумя буквами своего Имени (буквой hей и буквой йуд), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — Он сотворил два мира. Буквой hей — мир материальный, а буквой йуд — духовный. Эти буквы из Имени, связанного с мерой милосердия.
Во фразе Торы — «В день создания Творцом земли и неба» (Берешит, гл. 4, ст. 2) наличествуют оба Имени — Имя, связанное с мерой милосердия, вместе с именем, олицетворяющим меру суда.
Подобно этому, смету, определяющую фронт работ и набор материалов, необходимых для сооружения Мишкана — составляли вместе Моше и Бецалель. Мера суда и мера милосердия.
Намек на это содержится в первых словах нашей недельной главы.
Прочтем фразу — «Вот итоги сооружения Мишкана» (в оригинале это — три слова). Гематрия (числовое значение) начальных букв этих трех слов составляет — 86. Что соответствует гематрии Имени Элоким, которое олицетворяет меру суда.
Последние буквы этих слов дают нам гематрию 65, такую же, как у имени Адо-най, связанного с мерой милосердия.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Мишкан и праведники
В нашей недельной главе рассказывается о подведении итогов, об окончательном подсчете материалов, собранных для строительства Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Как сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана…» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Хоть и написано в Торе о «строительстве Мишкана» — мы должны понимать, что Мишкан не был, так сказать, «строительным объектом».
Он возводился для того, чтобы в нем обитала Шехина (Присутствие Всевышнего).
И все же, при всей своей святости и возвышенности — Мишкан состоял из вполне материальных конструкционных элементов. И это означает, что он мог быть разрушен.
Но если он будет разрушен, допустим, из-за прегрешений народа — где тогда будет находиться Шехина? Что станет для нее вместилищем в нашем мире?
Эти вопросы не давали покоя Моше. И он обратился с ними к Всевышнему.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51) говорится, что в ответ Моше услышал, что в таком случае (если Храм будет разрушен) — Шехина будет пребывать на праведниках.
В Талмуде (трактат Сукка, лист 45) сказано, что, как минимум, 36 праведников есть в каждом поколении.
Написано в Танахе: «Счастливы все, ожидающие Его (в тексте оригинала местоимение «Его» выражено ивритским словом «ло)» (книга пророка Йешаяhу, гл. 30, ст. 18).
Буквы, составляющие слово «ло» (его) обозначают также число «36». То есть в данном контексте речь идет о 36-ти праведниках.
Намек на это содержится в слове «эле» (вот эти), с которого начинается наша глава.
Гематрия (числовое значение) этого слова составляет — 36.
Следующее слово оригинала — «пекудей», которое мы перевели как — «итоги». Однако его корень может выражать и «отсутствие». Как, например, в Танахе встречается такая фраза: «И пустовало (в оригинале — «ваифакед») место Давида» (Первая книга Шмуэля, гл. 20, ст. 27).
Таким образом, первая фраза нашей главы говорит о подведении итогов строительства Мишкана — вместилища Шехины. И одновременно — намекает на то, что в дни, когда Мишкана не будет (его место будет пустовать), Шехина найдет себе пристанище в душах 36-ти праведников.
на основе комментария рава Иегуды Асада
автор книги «Хидушей Маариа»; Венгрия, 1794-1866 гг.)
3. Судили по себе
В нашей недельной главе Моше дает полный отчет об использовании средств, собранных для сооружения Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Об этом читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Слово «Мишкан», как говорится в Мидраше Танхума, повторяется здесь два раза подряд. Что дает намек на то, что Храм был дважды взят в качестве залога — дважды был разрушен за прегрешения сынов Израиля.
Мишкан — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — стал свидетельством того, что Всевышний простил народу Израиля создание золотого тельца. Ведь Он решил, что Его Шехина (Его Присутствие) будет пребывать между ними (евреями).
Тут возникают два вопроса. Почему намек на разрушение первого и второго Иерусалимских Храмов заключен во фразе, где говорится о подведении итогов сбора средств на строительство Мишкана? И как в одной и той же фразе может содержаться и намек на разрушение в будущем двух Храмов, и свидетельство Израилю, что Шехина пребывает среди еврейского народа?
Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Эйха, гл. 1), что трое использовали в своих пророчествах слово «эйха» (в переводе — «как») — Моше, Йешаягу и Ирмиягу.
«Как же (эйха) мне, — произнес Моше, — одному нести ваши заботы?» (Дварим, гл. 1, ст. 12).
Ишайагу взывал: «Как (эйха) город верный, исполненный правосудия, — взывал Йешаягу, — стал подобен блуднице?» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 21).
«Как (эйха) одиноко стоит столица, — сокрушался Ирмиягу, — некогда многолюдная!» (Танах, книга Эйха, гл. 1, ст. 1).
Все эти пророчества говорят о разрушении Храма и о причине, которая привела к этому.
Ядовитый корень был обнаружен еще в пустыне, на заре становления еврейского народа. Уже в дни первого цветения нации этот ядовитый корень усердно питал еврейское дерево, пока спустя поколения не вызрели налитые ядом, горькие плоды.
Горечью отдают слова Моше: «Как же мне одному нести ваши заботы и ваши распри?!» (Дварим, гл. 1, ст. 12).
Распри проявились в том, что евреи устроили Моше форменный скандал. Они не прекращали донимать его своими подозрениями (абсолютно беспочвенными). И, в конце концов — вынудили дать полный отчет об использовании материалов, собранных для Мишкана. Это недоверие, неблагодарность, подозрение и были тем корнем, яд которого отравил все самое чистое, самое возвышенное, самое святое, и привел к чудовищному разрушению, к катастрофе.
Не золотой телец стал причиной и источником всех наших бед. Золотого тельца Всевышний — простил. Свидетельство тому — Мишкан, место пребывания Шехины. Но — беспричинная ненависть и распри, вылившиеся в требование к главе народа, Моше, дать отчет об использовании добровольных пожертвований.
Отчет был дан до последнего гвоздя. В нем все сошлось. Только Храм был врагами разрушен. Потому что нельзя о праведнике судить по себе.
на основе комментария рава Авраама Вайнфельда
(автор сборника галахических вопросов и ответов под названием «Лев Авраам», Венгрия – США, 20-й век)
4. Причина упразднения Мишкана — в его сооружении
Написано в нашей недельной главе: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).
Речь, как мы понимаем, идет о строительстве Мишкана (Переносного Храма в пустыне).
Из предыдущих недельных глав (Ки Тиса и Ваякель) мы уже знаем, что главным строителем Мишкана был Бецалель. Зачем же сообщать об этом еще раз? Кроме того, неяно, как сей факт соотносится с предыдущей фразой, в которой говорится о подведении итогов сбора добровольных пожертвований на строительство.
Написано — «Вот итоги сооружения Мишкана». И тут же — «И Бецалель, сын Ури, сын Хура...».
Какая между этими фразами связь?
Царь Шломо построил Первый Иерусалимский Бейт hа-Микдаш (Храм), который впоследствии был разрушен.
Под руководством пророка Эзры был возведен Второй Бейт hа-Микдаш, но и его разрушили враги.
Напрашивается вывод. И он, собственно, сформулирован в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида — гл. 127, ст. 1). Написано здесь: «Если Всевышний не созидает дом, напрасно трудятся строители».
Отметим, что первые буквы слов «напрасно трудятся» (мы пользуемся тут, естественно, словами оригинала) — «шин» и «аин». А это, как видно — и начальные буквы имен Шломо и Эзра, тех, кто возглавлял строительство Первого и, соответственно Второго, Храмов.
В Мидраше Шохар Тов приведены слова Всевышнего: «Все Святилища Мои, что построены людьми, были разрушены. Человек, из плоти и крови, человек не вечный — не может построить, что-то вечное. Но в будущем Я лично возведу Храм, который никогда не будет разрушен».
О том же говорит и Моше в недельной главе Бешалах, где написано: «Приведешь их и расселишь... В Святилище, которое установили руки Твои» (Шемот, гл. 15, ст. 17).
В конце концов, будет существовать только тот Микдаш, который собственноручно возведет Всевышний.
Ту же мысль находим и в Теилим (гл. 118, ст. 9), где написано; «Лучше уповать на Творца, нежели надеяться на знатных».
«Лучше уповать на Творца» — на тот Храм, который возведет, если можно так выразиться, сам Творец лично. «Нежели надеяться на знатных» — на творения рук «знатных» (царей).
Подразумевается царь Шломо, построивший Первый Иерусалимский Храм, а также — цари Кореш и Гордус, сыгравшие немалую роль в строительстве Второго Храма.
Мишкан, о котором говорится в нашей недельной главе — тоже, как известно, не был вечным. Ведь и его строили люди.
Намек на судьбу Мишкана содержится в первых фразах нашей недельной главы: «Вот итоги сооружения Мишкана». Главный итог, причина того, что Мишкан будет упразднен — в его сооружении. Поскольку его соорудил человек — «Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды».
Бецалель — человек из плоти и крови. А деяния человека — не вечны.
на основе комментария рава Йосефа-Шауля Натанзона
(автор труда «Диврей Шауль», раввин Лемберга – Львова, Галиция, 1810-1875 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц