Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

 

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

 

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

 

Обсуждение главы Ноах

 

1. Связь между Ноахом и Моше

 

Наша недельная глава названа именем Ноах. И не удивительно, что в ней говорится о нем — «Вот родословие Ноаха — Ноах был человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Мы видим, что в Торе Ноаху дана положительную оценку.

Но как его праведность была реализована в будущем, куда была направлена, во что реализована — словом, какие плоды принесла?

Намек на ответ содержится в нашей фразе. И ключевое слово в ней — «иш» (человек).

Человеком Тора называет Моше. В ней мы, к примеру, читаем: «Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Шемот, гл. 32, ст. 1).

И еще: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед смертью своей» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

Таким образом, мы видим, что у Ноаха и у Моше были родственные души.

В словах, сказанных о Моше или самим Моше, можно неоднократно встретить намек на его духовную связь с Ноахом.

Приведу примеры.

Батья, дочь фараона, объясняет смысл имени Моше — «Ведь из воды извлекла я его» (Шемот, гл. 2, ст. 10).

Всевышний омыл и очистил весь мир водой Потопа, а Ноах был спасен. Также и Моше был спасен из воды. Это событие легло в основу его имени, что, безусловно, подчеркивает, насколько значимо именно это обстоятельство.

В имени выражена суть человека, его основные качества. Имя Моше указывает на родство и общность души Моше с душой Ноаха.

Моше, обращаясь к Всевышнему, говорит: «И ныне, если обрел я приязнь (в оригинале — хен) в Твоих глазах…» (Шемот, гл. 33, ст. 13). Если буквы слова «хен» (приязнь) поменять местами — получится Ноах.

И еще. Моше просит — «…сотри меня (в оригинале — мехени на) из Твоей Книги» (там же, гл. 32, ст. 32). Из букв выражения «сотри меня» (разумеется, на иврите) получается — «ми-Ноах ани» (от Ноаха я произошел).

То, что происходило с Ноахом, потом произошло и с Моше.

Ноах во время Потопа был в ковчеге. Ковчег в Торе назван — «тейва».

Моше в корзинке, которая тоже названа «тейва» — плавал в заводи Нила, пока его не подобрала Батья, дочь фараона.

Ноах во время Потопа отстранился от своей жены. Также и Моше отстранился от Ципоры, когда ему открылся Всевышний...

 

на основе книги «Зогар» и комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

 

2. Главное — не происхождение, но дела и поступки

 

В нашей недельной главе говорится о родословии Ноаха. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха — Ноах был человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) Учителя делают вывод (Раши — раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век, приводит его в своем комментарии), что главное из произведенного на свет праведниками — их добрые дела.

Но ведь их дети бывают с прекрасной родословной. И все же поступки праведников — важнее аристократического происхождения.

Допустим, у кого-то отец — раввин, дед — ребе, а прадед, вообще — бава. Этот человек наверняка будет гордиться и хвастать своим происхождением, упоминать его к месту и не к месту. Только оно ничего не стоит, если за этим человеком не числится собственных добрых дел.

И если человек хочет продолжить славную династию, чтобы его дети и внуки были под стать знаменитым предкам — он должен подавать хороший пример своими поступками.

Написано: «Ходит праведник в непорочности своей, счастливы дети его после него» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 20, ст. 7).

Когда дети видят, что их отец не только на людях, в синагоге, перед соседями, но и дома ведет себя просто, прямо, честно и скромно — они почитают за счастье следовать его путем и вырастут достойными людьми.

Ноах был десятым поколением после Адама, и у него в роду было достаточно выдающихся личностей.

Его прадед, Ханох был сапожником. Он шил такую обувь, что людям в ней хотелось ходить, а не сидеть и лежать. Каждый стежок Ханоха восхвалял Всевышнего и прославлял Его Имя.

Дед, Метушелах, был известным человеком, который не просто так удостоился самой длинной жизни из всех людей.

Однако в Торе, в лестных для Ноаха высказывания говорится исключительно о его добрых делах. И — ни слова о его досточтимых предках, заслуживающих всяческого уважения.

Поступки человека — его визитная карточка. А аристократическое происхождение, порой, может сыграть с человеком злую шутку, контрастно подчеркнув все его недостатки.

Когда человек кичится своим происхождением, ему следует напомнить, что Ноах запомнился потомкам не своей родословной, но — тем, что построил ковчег.

Нужно жить так, чтобы, с одной стороны, не было нужды опираться на былые заслуги предков, с другой — чтобы не зависеть от будущих заслуг детей. Чтобы своих, собственных заслуг хватало. И Ноах в этом — достойный пример...

 

на основе комментария рава Хаима Соловейчика из Бриска

(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь)

 

 

 

 

3. Быть праведным не только для себя

 

О Ноахе сказано: «Hoax человеком праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Почему в Торе подчеркивается, что Ноах был не только праведным, но еще и цельным? Разве того, что он праведник — недостаточно?

Бывает, что человек ведет себя праведно наедине с собой, но с другими — не всегда. Праведник — по отношению к себе, а в отношениях с людьми — злодей.

Бывает еще и такое, что человека считают праведником на фоне его окружения, когда не с кем его сравнивать, когда остальные хуже него. Но появится некто «приличный» — и вчерашний праведник таковым уже не кажется.

В Танахе рассказывается, как в годы сильной засухи Всевышний отправил пророка Элиягу в город Царфат к вдове с ребенком, которая должна была его кормить в это голодное время (см. Первую книгу Мелахим, гл. 17, ст. 9).

Пророк встретил женщину у городских ворот и попросил у нее воды и хлеба. Но та ответила, что у нее есть только немного муки и масла, и если она это отдаст ему, то она и ее сын умрут от голода.

Элиягу пообещал ей, что мука и масло у нее не будут убывать, по крайней мере, до тех пор, пока не кончится голод. Так и случилось: Элиягу жил у вдовы, она его кормила и в заслугу этого еды хватало и ей с сыном.

Но вдруг мальчик тяжело заболел и вскоре умер. И тогда мать произнесла в сердцах: «Твой приход проявил мои прегрешения и умертвил моего сына» (там же, ст. 18).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет ход мыслей вдовы. До прихода Элиягу, вдова на фоне остальных горожан выглядела вполне сносно. Появление в городе пророка, человека Всевышнего, оттенило ее недостатки, доселе незаметные. Что и привело к наказанию в виде смерти сына.

Впрочем, это оказалось лишь испытанием и уроком. Элиягу помолился о мальчике и тот вернулся к жизни. Когда ребенок вырос, он тоже стал пророком. Его звали — Йона.

Мы видим, что праведность познается в сравнении. Помните, Яаков пытался за пятку удержать Эсава. Ведь рядом с ним он точно выглядел праведником. А вот сам по себе — поди знай...

Бывает, человек в своем доме тщательно соблюдает все заповеди — самый строгий кашрут, максимальные ограничения в шаббат. Но выйдя на улицу — тут же позволяет себе расслабиться.

Некоторые предъявляют самые высокие требования к соблюдению заповедей, но только когда речь о других людях. Сами при этом — довольствуются очень щадящим режимом. Или, скажем, проявляют усердие в выполнении одних заповедей, другими — пренебрегают.

Например, строго соблюдают субботу и кашрут, и вместе с этим сплетничают, грубят, выходят из себя.

Теперь мы понимаем, почему о Ноахе сказано, что он был не просто праведным человеком, но праведником цельным, совершенным. Потому что он и наедине с собой и в обществе других людей и даже зверей, был одинаково праведным — что в доме, что на улице, что в лесу, что в ковчеге...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц