Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе: Берешит , гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы Ноах
1. У нечестивцев рождались дочери, у праведника — сыновья
Недельная глава Ноах начинается, как легко догадаться — с Ноаха, с него самого и описания его родословной. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах — праведным человеком был, цельным в своих поколениях. С Всевышним ходил Ноах. И родил Ноах трех сыновей» ( Берешит, гл. 6, ст. 9-10).
Тора подчеркивает чистоту и непорочность Ноаха, объясняя этим — почему он был спасен от вод Потопа. Ведь праведник, в отличие от нечестивца, получает оправдание на суде Всевышнего. Как сказано: «И оправдают праведного, и обвинят виновного» (Дварим, гл. 25, ст. 1).
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) говорится, что поколение Потопа погрязло в разврате. И чтобы не плодились развратники, Творец сделал так, что в том поколении рождались исключительно девочки. Как написано: «И было, когда стал человек умножаться на земле, и дочери родились у них» (Берешит, гл. 6, ст. 1).
Но у Ноаха рождались сыновья, а не дочери, как у тех, кто жил, так сказать, «в свое удовольствие». И это — было свидетельством праведности Ноаха. В заслугу его праведности были спасены от наказания водами Потопа его сыновья и все члены его семьи. Ведь если бы кто-то из них пострадал — это стало бы и для него карой.
Впрочем, видимо, все члены семьи Ноаха были праведниками. Потому что он, Ноах, учил и воспитывал их.
Об этом в Мидраше Сефер hа-Яшар сказано: «И следовали сыновья Ноаха путями Создателя, как обучили их прадед Метушелах и отец Ноах».
Уровень праведности Ноаха обсуждается в Талмуде (трактат Сангедин, лист 108). Весь вопрос в том — как понимать слова Торы, что Ноах был праведным «в своих поколениях»? Только в своих? А в других поколениях, скажем, в поколении Авраама, он уже не считался бы праведным?
Действительно, сказано, что «Ноах ходил с Всевышним». В этой фразе в оригинале использовано Имя Творца, обозначающее меру суда. То есть Ноах взаимодействовал с мерой суда. И на этом уровне — обрел благоволение в глазах Всевышнего. Но перевернуть меру суда в меру милосердия, Ноах уже не мог. И в этом он уступал Аврааму и Ицхаку, о которых написано — «Всевышний, перед Которым ходили мои отцы, Авраам и Ицхак» (Берешит, гл. 48, ст. 15).
Написано: «перед Которым». То есть, Авраам и Ицхак были способны взаимодействовать не только с мерой суда, но и с тем, что стоит перед ней. А перед судом находится — милосердие.
Авраам и Ицхак, образно говоря, могли «отключить» меру суда и задействовать меру милосердия. То есть — «перевернуть» суд на милость. И в этом они превосходили Ноаха.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
В нашей недельной главе Всевышний называет Ноаху основную причину грядущего Потопа. Как написано: «И сказал Всевышний Ноаху: конец всякой плоти настал предо Мною, поскольку наполнилась земля кривдой из-за них, и вот я истребляю их с земли» (Берешит, гл. 6, ст. 13).
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) Учителя разъясняют, что поколение Потопа преступило все мыслимые и немыслимые запреты. Но их приговор не был скреплен печатью, пока они не наполнили землю кривдой.
Кривда (в тексте оригинала — «хамас») включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно для восстановления справедливости даже обратиться в суд.
Кражи по мелочам стали в поколении людей, которые жили перед Потопом — самым распространенным преступлением. Иначе говоря — настоящим бичом того времени.
Например, продавец приносил на рынок корзину с плодами. А люди, сговорившись, подходили к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться, и — пробовали товар.
Продавец надеялся, что кто-нибудь из них купит у него плоды, и поэтому разрешал попробовать, каковы они на вкус. А, в конце концов — оставался с пустой корзиной. И спросить за это ему было не с кого.
Этот «хамас» совершался открыто, при свете дня. И принял тотальный характер. Настолько, что люди перестали видеть в нем зло. Все воровали друг у друга.
Впрочем, в открытую воровали так, чтобы не нести за это ответственность, то есть — на сумму, не подлежащую возврату.
Но когда земной суд бессилен или бездействует, за дело принимается Суд Небесный.
Говорится в Мидраше Танхума (на недельную главу Мишпатим): если нет суда внизу, начинается Суд наверху. Пусть злодей не думает, что сумеет избежать наказания. Удалось перехитрить суд земной — не спеши радоваться. Ведь теперь за дело возьмется Небесный Суд.
Поэтому и сказано: «Конец всякой плоти настал передо Мною».
«Передо Мною» — перед Всевышним, но — не перед земным судом.
Почему, спрашивается.
Потому что «наполнилась земля кривдой из-за них самих».
С одной стороны, кривда, хамас, с другой — бездействующий земной суд, неспособный наказать злодеев.
Ситуация — тупиковая. И выйти из этого тупика поможет Потоп. Из которого надо — выплыть. И это удастся далеко не всем.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
3. Когда вор кричит о запрете на воровство
В нашей недельной главе читаем о том, что Всевышний велит Ноаху построить ковчег. Как сказано: «Сделай себе ковчег из дерева гофер (очевидно, имеется в виду кипарис)» (Берешит, гл. 6, ст. 14).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) рассказывается, что Ноах строил ковчег на протяжении 120-ти лет.
Постройка плавательного средства вдали от водоема — не могла не привлечь внимание других людей (что, собственно, и требовалось). Люди толпились вокруг и задавали вопросы. Ноах терпеливо отвечал, предупреждая о грядущем Потопе. Но люди ему не очень-то верили.
— Никакого Потопа не будет, — заявляли они. — А если и будет, то прольется он на дом Метушелаха.
Когда же Метушелах умер, люди стали говорить, что, Потоп, если он вообще будет — падет на крышу дома Ноаха.
На основе этого Мидраша возникают вопросы.
Допустим, современники Ноаха погрязли в своем злодействе настолько, что потеряли всякую веру в справедливость и воздаяние. Но почему они решили, что Потопом накроет именно дома Метушелаха и Ноаха, а их дома не пострадают?
Сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 30), что Всевышний создал дурное начало (йецер hа-ра), и чтобы была возможность ему противостоять — дал Тору.
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) Учителя добавляют, что мир был бы освобожден от наказания, если бы не Тора. Ведь без Торы противостоять йецеру — невозможно.
Следует отметить, что Тора дана только еврейскому народу. Как сказано: «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие» (Дварим, гл. 33, ст. 4).
Выходит, когда потомок Ноаха, нееврей, берется изучать Тору, его можно, как уточняют Учителя (трактат Сангедрин, лист 59), обвинить в воровстве того, что ему не принадлежит.
Всевышний велел Ноаху взять с собой в ковчег «от всякого скота чистого...» (Берешит, гл. 7, ст. 2). Значит, Ноах умел различать между чистым и нечистым.
Откуда же он этому научился?
Из Торы! Получается, как отмечают Учителя в Мидраше ( Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 50), Ноах изучал Тору.
Теперь нам понятна логика, которой руководствовались современники Ноаха.
Они считали, что Потопа не будет. Потому, что они, хоть и совершают различные прегрешения — не в силах совладать со своим дурным началом, поскольку у них нет Торы. А учить Тору они не могут, так как это равносильно воровству. А воровство потомкам Ноаха — строжайше запрещено.
Метушелах и Ноах учили Тору. Вот на их дома, согласно логике тех людей, и должен пролиться Потоп. Иными словами — «я не я, и хата не моя». То есть — «не моя хата» пострадает от Потопа.
Эту всеобщую идиллическую иллюзию разрушает комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Поколению Потопа был вынесен окончательный приговор — как раз за грабеж и воровство. Они не изучают Тору, чтобы не нарушить запрет воровства, и вместе с тем — воруют направо и налево.
Потоп — и смыл эту наглость…
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
Автор текста Мордехай Вейц