Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. Чему обучал Ноах? 

Написано в нашей недельной главе: «Эти порождены Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях. Перед Всевышним ходил Hoax» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Бросается в глаза слово «эти» (в оригинале — «эле»), которое употреблено здесь во множественном числе. Хотя оно никого, кроме самого Ноаха, как будто бы и не подразумевает.

В тех поколениях, — отмечает Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — только Ноах один и был праведным. И не было больше праведника и ни одного совершенного человека, кроме него.

Это констатирует сам Всевышний, в словах: «Тебя Я увидел праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит, гл. 7, ст. 1). 

Но почему Ноах не использовал свою праведность, чтобы повлиять на других людей, чтобы и их сделать праведными, приблизить к Творцу?

В этом Ноах принципиально отличался от Авраама.

Авраам поставил свою праведность на службу людям. Это о нем и его жене Саре сказано: «И души, которые они сделали в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5). Здесь имеются в виду люди, которые благодаря Аврааму и Саре, пошли путями, указанными Всевышним

Ноах к Творцу — никого не привел. Он ходил перед Всевышним сам, один.

До Авраама, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — не было человека, который знал бы Творца.

Но, позвольте, а Метушелах, а Ханох, да и Ноах, в конце концов… Все они общались с Творцом и знали о Нем. Только этого, — подчеркивает Рамбам, — недостаточно. Если человек не делится своим знанием с другими, значит, о нем нельзя сказать, что он знает Творца. Знание должно передаваться, тогда оно — живое, а носители его, действительно обладают им.

И все же сыновей своих Ноах — обучал. Об этом рассказывается в Мидраше (Сефер hа-Яшар; Седер hа-дорот), где сказано: «И следовали сыновья Ноаха путем Всевышнего, как обучил их отец».

Видимо, поэтому и написано — «эти» (во множественном числе). И никто, кроме самого Ноаха, не указан, потому что все осталось в семье. Значит, и говорить больше не о ком.

Пусть Ноах и относился к сокровенным знаниям, как к семейному достоянию, но мы-то с вами имеем на них право, ведь мы его прямые потомки.

Итак, чему обучал Ноах своих сыновей?

Он объяснял им, что у каждого есть свой, уникальный, присущий только ему путь служения Всевышнему. И нужно уметь распознать этот путь и по нему двигаться.

— Живи так, как будто постоянно видишь Всевышнего перед собой, — наставлял Ноах своего сына Шема.

И эти слова мы находим в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 16, ст. 8), где написано: «Представляю Творца пред собою всегда».

Хама Ноах учил служить Творцу с воодушевлением, с горячим сердцем и душевной теплотой, с задором, с огоньком.

Стремиться к совершенству в своих поступках, словах и мыслях обучал Ноах Яфета.

Наставления Ноаха, как видим, дали разные результаты. Ведь далеко не все зависит от стремления учителя. Многое решают желание и прилежание самого ученика.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и раби Симхи -Бунима бар Цви из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) 

2. Там, где не уповают на Всевышнего — процветают воровство и грабеж

В начале нашей недельной главы говорится о праведности Ноаха. Но насколько Ноах был праведен — настолько остальные обитатели Земли погрязли в воровстве и разбое. И в Торе об этом читаем: «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля грабежом» (Берешит, гл. 6, ст. 11).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) говорится, что то поколение преступило все запреты, но причиной Потопа стал именно грабеж. Потому что грабеж и разбой — это открытые злодеяния, проявления крайней наглости. Не только перед Всевышним, который все видит и знает, но и — с точки зрения людей.

Чтобы осознать, что грабеж — преступление, вполне достаточно работы разума, и нет нужды в предостережении пророков. Люди поколения Потопа вполне освоили весь спектр грабежа. Они также промышляли воровством и не гнушались мелкими кражами.

Например, как рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 31), продавец приносит на рынок корзину с плодами, а люди, сговорившись, подходят к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться и попробовать вкус плода. Продавец не возражает, поскольку надеется, что кто-нибудь из них купит его товар. Но, в конце концов, он остается с пустой корзиной, и спросить ему не с кого.

Этот «разбой», не таясь, средь бела дня и с общего одобрения.

Тогда разбой принял тотальный характер, — пишет в своём комментарии на нашу недельную главу Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век), — и люди перестали видеть в нем зло, ведь «все воровали друг у друга».

Воровали, кто что мог, — добавляет Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века). — А если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть — прибегали к мошенничеству и обману. В общем, почти как в той стране, из которой все мы вышли. Ну, конечно, не настолько плохо.

Но ведь эти люди не всегда были злодеями. Почему они сбились с прямого пути на извилистую тропинку кривды? Где был тот поворотный пункт, после которого, уже ничто не могло им помочь — только Потоп?

Попытаемся в этом разобраться.

Написано, что земля извратилась «перед Всевышним». Видимо, здесь и кроется проблема. Только нужно ее найти.

Итак, что же находится «перед Всевышним»?

Что бы это ни было, возможно, корень проблемы надо искать в слове «Всевышний», в оригинале — «Элоким», которое состоит из букв «алеф», «ламед», «hей», «йуд» и «мем софит».

Буква алеф — первая в алфавите, поэтому оставим ее. Перед буквой ламед в ивритском алфавите стоит буква хаф. Перед hейдалет. Перед буквой йуд — тет. И перед мем софит — просто мем. Эти буквы образуют Имя Творца, соответствующее качеству упования на Него.

Гематрия (числовое значение) этого имени — 74. Об уповании в Танахе (книга пророка Йешаягу, гл. 26, ст. 4) говорится: «Уповайте на Всевышнего вовеки».

Последнее слово этой фразы (в оригинале — «ад») тоже имеет гематрию 74. А числовое значение самого слова «упование» (на иврите — бетахон) равно 75, что соответствует гематрии с наполнением Имени, состоящего из букв алеф, хаф, далет, тет и мем.

Когда люди перестали уповать на Всевышнего, когда нанесли ущерб Его Имени, связанному с упованием — тогда земля наполнилась грабежом и разбоем. Как сказано: «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля грабежом». 

Но разве есть связь между упованием на Творца и разбоем, чинимым людьми в отношении других людей?

Когда человек перестает верить, что Всевышний наделяет его всем необходимым, когда начинает считать, что должен все «урвать» сам — он уже оказывается на разбойничьей тропе. Встав на нее — трудно вернуться. Некоторые настолько врастают в воровство и грабеж, что только водами Потопа и можно смыть это грязное наслоение.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

3. За что Потоп?

В тексте нашей недельной главы читаем, что Всевышний предупреждает Ноаха: «Мною определен конец всякой плоти, ибо земля переполнилась из-за них кривдой» (Берешит, гл. 6, ст. 13).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что повсюду, где есть распутство, на мир обрушиваются бедствия и хаос. И добавляет, что окончательный приговор тому поколению был вынесен за грабеж.

Поколение Ноаха было уничтожено Потопом. Но, за что именно на землю обрушился Потоп?

Потоп был тем самым бедствием, обещанным в виде наказания за распутство? Или же, последней каплей, спровоцировавшей Потоп, стал все же грабёж?

О недопустимости грабежа Творец предупреждал еще первого человека, Адама. И в Торе об этом написано: «И повелел Всевышний человеку, говоря: От всякого дерева в саду можешь есть…» (Берешит, гл. 2, ст. 16).

Значит, прежде чем есть — нужно получить на это разрешение. Брать и есть без разрешения — грабеж. 

Попутно отметим, что благословения, которые мы произносим перед едой — это просьба к Всевышнему разрешить нам отведать от того, что на самом деле принадлежит Ему. Ведь все в мире принадлежит Ему. И тот, кто ест без благословения, уподобляется грабителю.

Но продолжим исследовать нашу тему.

К фрагменту, где в Торе говорится о добровольном приношении — «Когда человек (кто-либо) из вас пожелает принести…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2), Раши дает интересный комментарий.

Он задается вопросом: с какой целью это сказано? И, взяв за основу сказанное в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 2), объясняет: подобно тому, как первый человек, Адам, не совершал приношений из насильно отнятого, ибо все принадлежало ему, так и вы не совершайте приношений из похищенного, отнятого насильно.

Итак, великий Раши пишет, что Адам не совершал приношений из чужого, потому что чужого тогда просто не было, ибо все было отдано ему во владение. 

Но если у Адама не было возможности взять из чужого — как на его примере могли учиться последующие поколения, в частности, поколение Потопа? Как на примере Адама можно было усвоить жесткое правило — не брать чужого, если чужого тогда в природе не было?

Но давайте внимательней присмотримся к тому, как Тора описывает повеление Всевышнего.

Сказано: «И повелел Всевышний человеку, говоря». В тексте оригинала слово «говоря» — лемор (то есть ивритский глагол употреблен здесь в форме инфинитива). Поэтому данную фразу можно понять и как повеление Всевышнего — «говорить».

Иными словами, Творец велит Адаму говорить потомкам о том, что брать чужое — запрещено.

Выходит, именно грабеж переполнил чашу терпения Всевышнего. И эта чаша Потопом пролилась на землю, смыв с нее потомков Адама, не внявших его предупреждению не прикасаться к чужому.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и раби Симхи -Бунима бар Цви из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

4. Что представлял собой «цоhар»?

 

В нашей недельной главе написано также, что Всевышний дает Ноаху указания по строительству ковчега. И среди всего прочего велит ему сделать просвет. Как сказано: «Просвет сделай в ковчеге» (Берешит, гл. 6, ст. 16).

Но что же представлял собой этот просвет?

Некоторые комментаторы говорят, что речь идет об окне.

Однако в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 31) Учителя открывают в этом фрагменте иную грань Истины, объясняя, что под «просветом» подразумевается драгоценный камень, который светил обитателям ковчега в пути.

Итак, если «цоhар» (так в Торе названо то, что мы перевели словом — «просвет») представлял собой драгоценный камень, то его предназначение — освещать. Но, ведь и окно тоже служит для освещения. 

Так какая же нам разница, был в ковчеге там драгоценный камень с функцией светильника, или же — окошко, служившее той же цели?

В недельной главе Ваера рассказывается о спасении Лота из Сдома. Тогда малах (в условном переводе — «ангел») выводя Лота из Сдома, обреченного на уничтожение, прокричал ему вдогонку: «Спасай свою жизнь! Не оглядывайся!» (Берешит, гл. 19, ст. 17). 

Лот и его семья удостоились спасения, но оглядываться им было — запрещено. Мы знаем, что жена Лота оглянулась и была за это наказана — превращена в соляной столб (Берешит, гл. 19, ст. 27). Эта тема, кстати сказать, рассматривается на сайте и в ответе «Жена Лота и соляной столб» (№ 1658). Рекомендую прочесть его.

В своем комментарии к истории Лота Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Лот был спасен не потому, что сам заслужил спасение, но — благодаря заслугам Авраама. Поэтому он не имел права наблюдать, как были наказаны остальные жители Сдома. Ведь по закону, ему полагалось разделить их участь.

О Ноахе сказано, что он был «мужем праведным в своих поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9). 

Раши, обращая внимание на уточнение — «в своих поколениях», подчеркивает, что это можно понять двояко.

С одной стороны, можно предположить, что Ноах заслужил похвалу, потому что был праведным человеком даже в своем поколении, и если бы он жил среди праведников — был бы, разумеется, еще более праведным.

С другой — в уточнении «в своих поколениях» можно прочесть и некое неодобрение. Для своего поколения Ноах был праведным, но если бы он жил в поколении Авраама — его образ мыслей и поведение, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108), возможно, не считались бы праведными.

Из этого рассуждения, как очевидно, вытекает и разное видение, что представлял собой «цоhар».

Если праведность ставить в заслугу Ноаху, это означает, что цоhар — окно. Ведь Ноах был вправе наблюдать, какое наказание получили его погрязшие в злодействе соплеменники.

Если же считать, что уточнение «в своих поколениях» содержит в себе оттенок неодобрения — перед нами открывается иная грань Истины, согласно которой, Ноаха, считали цоhар — драгоценный камень. Ведь сквозь драгоценный камень Ноах не мог наблюдать, как Потоп смоет злодеев.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) 

 

5. Мог ли Ноах совершать приношения?

 

После того как Ноах со своей семьей вышел из ковчега и ступил на землю, за ним последовали все животные, птицы и насекомые. И в нашей недельной главе об этом написано: «И все звери, все наземные животные и все птицы — все, что ползает по земле — покинули ковчег по семействам своим» (Берешит, гл. 8, ст. 19).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя замечание Торы «покинули ковчег по семействам своим» — пишет, что оно относится ко всем представителям фауны. Так Тора, — подчеркивает он, — свидетельствует, что все они обязаны держаться своего вида.

Однако в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) находим интересное уточнение. Слова Торы «покинули ковчег по семействам своим» — отмечают Учителя, — относятся лишь к насекомым. Ковчег покинули семейства их, но не они сами. 

Как это понимать?

В комментарии Раши к нашей недельной главе (в частности — к ст. 17) сказано, что Ноах со всеми животными провел в ковчеге чуть больше года. И всё это время в ковчеге было запрещено размножение. Но ведь жизненный цикл многих видов насекомых меньше года. Как же они пережили Потоп? 

О них, как говорится в Талмуде, и сообщает нам Тора, что ковчег покинули не они, не те, что в него вошли, но их семьи. То есть тем существам, чей жизненный цикл составлял меньше года, было разрешено размножаться и в ковчеге.

После того как все обитатели покинули ковчег, Ноах, как написано в Торе — «построил мизбеах (в условном переводе — жертвенник) Всевышнему, и взял он от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы и вознес на нем приношения ола (всесожжения)» (Берешит, гл. 8, ст. 20).

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что в том месте позднее стоял мизбеах царя Давида и его сына, царя Шломо. Там построил свой мизбеах Авраам для акедат Ицхак (приношения Ицхака).

Ноах возвел на этом месте мизбеах, когда покинул ковчег. На этом месте совершили свои приношения Каин и Авель (в правильной транскрипции это имя звучит как — hэвель). Здесь же Адам вознес свое приношение, в тот день, когда он был создан.

Но почему Рамбам пишет, что Ноах возвел мизбеах, но не упоминает, что тот совершил приношения?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) рассказывается, что Ноах как-то задержался с кормлением льва, и тот его укусил. Да так, что Ноах потом хромал. Из-за этого увечья Ноаху было запрещено совершать приношения. Вместо него, этим занимался его сын Шем

Поэтому Рамбам и написал, что Ноах построил мизбеах, но не сказал, что тот совершил приношения. 

Рамбам об этом не упомянул, но ведь в Торе прямо сказано, что Ноах «вознес на мизбеахе приношения ола»?

Имеется в виду, что он сделал это с помощью посланника (шалиаха) — своего сына Шема. А посланник выполняет возложенную на него миссию от имени того, кто дал ему задание.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Шмуэля Меира

(автор книги «А

Автор текста Мордехай Вейц