Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «НАСО»
Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 4, ст. 21 — гл. 7, ст. 89.
Почему она так называется?
Во второй фразе главы говорится: «Произведи подсчет потомков Гершона…».
Произведи подсчет на иврите — насо.
Обсуждение главы «Насо»
1. Если праведника обвиняют в чужих прегрешениях…
В нашей недельной главе говорится о различных прегрешениях и об их исправлении. И мы читаем: «Мужчина или женщина, если совершит одно из прегрешений, предав Всевышнего. И ощутит человек вину, и признается в содеянном» (Бамидбар, гл. 5, ст. 6-7).
Мы видим, что книге "Преступление и наказание" предшествует другая, с названием «Прегрешение и раскаяние», у которой есть приквел «Нарушение намеренное и совершенное по ошибке».
В одной из еврейских общин был злодей, который с легкостью футболил заповеди и совершенно не стеснялся нарушений, совершая их публично. И этого ему было еще недостаточно — он всячески оговаривал раввина общины, праведного человека, глубоко верующего, знатока Торы. Этот злодей распускал о нем лживые слухи:
— Вы даже не представляете, что за фрукт наш раввин! — говорил он. — Если бы вы только знали какие «авейрос» (грехи) он от нас скрывает!
Как-то раввин позвал к себе злодея и спросил его напрямую:
— Почему ты распространяешь обо мне лживую информацию? Зачем пачкаешь грязью мое имя? Или ты хочешь так оправдаться в своих прегрешениях, сказав, что научился всему этому у меня?
— Ты, наверное, не обратил внимания, но в Йом Кипур я подобрался очень близко к тебе. Настолько близко, что слышал, как ты признаешь свою вину и исповедуешься в прегрешениях — и за предательство, и за грабеж... Да-да, именно так ты и сказал: «виновны мы, предавали и грабили... Надеюсь, ложью ты хотя бы не согрешил? Впрочем, и ее ты вроде тоже упоминал...
— Не свои прегрешения перечислял я.
— Вот как! Чьи же, тогда?
— Твои.
— Мои? Какое тебе дело до моих прегрешений?
— Раз я не смог наставить тебя на правильный путь, не смог усовестить и привести к раскаянию, то должен тоже принять ответственность и понести наказание за них. Ведь сказано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 54): «Тот, кто мог предотвратить проступок домочадцев, но не сделал это — понесет ответственность за них. Не остановил своих горожан — тоже будет обвинен, не оградил мир от нарушения — будет наказан за весь мир.
Таким образом, праведник, не удержавший злодея от прегрешения — виновен. Но — насколько?
Написано в недельной главе Бехукотай (Ваикра, гл. 26, ст. 37): «И споткнется человек из-за другого».
Имеется в виду прегрешение праведника, произошедшее из-за кого-то другого. Потому что — не уберег его от ошибки.
Споткнуться, в данном контексте означает — преступить закон непреднамеренно.
Выходит, несмотря на то, что злодей умышленно совершает свои нарушения — праведнику вменяется в вину, что не отговорил его. Но спрашивается с праведника, как за непредумышленное нарушение.
Намек на это содержится в Танахе, где сказано: «Я о вине своей рассказываю и удручен прегрешением своим. А враги мои живут, усилились (в оригинале — ацему) и умножились ненавидящие меня несправедливо» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 38, ст. 19-20).
Хоть я и не совершал прегрешений, — говорит Давид Всевышнему, — в Йом Кипур я о них Тебе исповедуюсь. Поскольку, я не предотвратил их — чувствую свою ответственность за них.
Итак, Давид исповедуется в прегрешениях, которых не совершал, как будто это его личная вина. Он говорит о них, как о проступках, совершенных преднамеренно. Хотя, как максимум — его можно обвинить в непреднамеренном нарушении.
Далее Давид говорит о своих врагах, которые также являются и врагами Торы, названной «живой". Слово «ацему» (усилились) можно перевести и как «зажмурили глаза». Словно с закрытыми глазами, они продолжают совершать злодеяния, и ложно обвиняют Давида, что он сам нарушает, и его исповедь, мол, тому доказательство.
Теперь мы можем лучше понять наш фрагмент.
В отрывке «мужчина или женщина, если совершит одно из прегрешений, предав Всевышнего» — речь идет о злодее, преднамеренно нарушающем закон.
«И ощутит человек вину» —
подразумевается праведник, который не смог предотвратить нарушение. Поэтому он
должен признаться в этом, исповедаться в содеянном. Но в любом случае, обвинить
его можно лишь как за случайное нарушение.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Написано в нашей недельной главе: «Мужчина или женщина, если совершит одно из этих прегрешений, предав Всевышнего. И ощутит человек вину, и признается в содеянном» (Бамидбар, гл. 5, ст. 6-7).
Из первых букв выражения «совершит одно из этих прегрешений» (если прочесть его в оригинале) можно составить слово «хема» (ярость).
В Танахе четыре раза встречаются случаи, где первые буквы слов складываются в «хема». Причем, в каждом из них изначальный порядок букв другой. И всякий раз он несет в себе определенный смысл.
Например, во фразе из нашей главы идет речь о злодеях, совершающих прегрешения. И порядок первых букв в выражении «совершит одно из этих прегрешений» таков: по краям — йод и hей (буквы, образующие Имя Всевышнего), а в середине — моах (буквы мэм и хет).
«Моах» — основа слова «лимхот» (опротестовать, запретить, стереть, истребить — слова, не предвещающие злодею ничего хорошего).
Другой отрывок, в котором из первых букв слов можно составить слово «хема» — «Сгинут с земли совершающие прегрешения» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 104, ст. 35).
Когда злодей упорствует в своих прегрешениях, не раскаивается, не делает тешуву (не возвращается на пути, указанные в Торе, не берет на себя ответственность перед Творцом) — это пробуждает направленную на него ярость Всевышнего. Поэтому и сказано, что он «сгинет с земли».
Здесь, как и в первом фрагменте, буквы йод и hей, составляющие Имя Всевышнего, располагаются по краям. А в середине — буквы хет и мэм, образующие слово "горячо", в середине «хам» (горячо). Это вскипает ярость (хема) Всевышнего.
Еще один отрывок — «Милосердие Творца наполняет землю» — тоже из Теилим (гл. 33, ст. 5).
Когда это происходит?
Когда злодей — раскаивается в содеянном, прекращает совершать плохие поступки, оставляет скользкую дорожку прегрешений и становится на путь исправления, на путь Всевышнего. Тогда Его «милосердие наполняет землю».
В этом случае, буквы йод и hей, составляющие Имя Всевышнего, попадают в центр, разъединяя хет и мэм (они оказываются по краям), останавливая тем самым Гнев Создателя, Его ярость.
И наконец, четвертый фрагмент — «Радость Всевышнего будет вам опорой» (книга пророка Нехемии, гл. 8, ст. 10).
С развитием процесса раскаяния и тешувы у бывшего злодея и укреплением его в добрых делах — его прежние прегрешения превращаются в заслуги. Тогда ярость Творца полностью дезактивируется. И Имя Всевышнего надежно разделяет хет и мэм (не позволяя создать ярость), максимально удалив их друг от друга.
Таким образом, эти четыре
фрагмента демонстрируют четыре этапа преображения злодея и разные реакции
Всевышнего на то, что происходит со злодеем.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го)
3. Что кроется за изменой Всевышнему
О прегрешениях в нашей недельной главе написано: «Мужчина или женщина, если совершит одно из этих прегрешений, предав Всевышнего. И понесет вину...» (Бамидбар, гл. 5, ст. 6-7).
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 165) Учителя обозначили три самых распространенных прегрешения. Большинство виновны в воровстве и грабеже, некоторые погрязли в разврате, и нет человека, который не нарушил бы законы о лашон hа-ра (злословия) — если не напрямую, то хотя бы косвенно.
Как-то рав Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) пришел к одному богатому дельцу, чтобы уговорить его сделать пожертвование на благотворительность.
Тот пригласил раввина в свой кабинет и стал с ним обсуждать ряд возникших у него вопросов.
В комнате находился сейф, и в этот момент он был не заперт.
Вдруг вошел служащий и сообщил о некоем неотложном деле. Хозяин кабинета извинился и попросил раби Исраэля подождать в кабинете, заверив, что отлучится буквально на несколько минут. Но рав Салантер быстро, словно пружина сработала, поднялся со своего места и вышел вместе с богачом.
— Уважаемому раввину не следовало беспокоиться, я выполню одну небольшую формальность и тут же вернусь.
— Всевышний запретил мужчине оставаться наедине с чужой женой. Затем Мудрецы добавили запрет уединяться даже с незамужней. В Талмуде сказано, что лишь меньшинство грешит развратом. В основном люди нарушают запрет на воровство. Так, если из-за прегрешения, которому подвержены немногие, установлен строгий запрет уединяться с женщиной, то чтобы избежать опасности нарушения, которым страдает большинство — точно не следует уединяться с чужими деньгами.
Исходя из сказанного в Талмуде, мы можем лучше понять слова Йосефа, обращенные к жене Потифара.
«Вот мой господин не занимается делами домашнего хозяйства, — сказал он, — и все, что есть у него, он передал в мои руки... И он не закрыл от меня ничего — только тебя, потому что ты жена его. И как же совершу я такое зло и прегрешение перед Всевышним!» (Берешит, гл. 39, ст. 8-9).
То есть Йосеф говорит о том, что Потифар доверил ему управлять своим имуществом, несмотря на то, что многие воруют. Тем более — он не мог подвести его и вступить в запрещенную связь с его женой. Ведь люди в основном стыдятся разврата, и лишь меньшинство повинно в этом нарушении.
Как мы выяснили, имущественные нарушения, запрещенные связи и злословие — более всего распространены в народе.
Первые буквы названий этих прегрешений (на иврите) образуют слово «мааль» (пренебрег). К примеру, выражение маал бе-тафкидо означает — пренебрег служебными обязанностями.
Человек может подумать: Раз все или почти все это нарушают, — может подумать кто-то, — значит, за аналогичное прегрешение спрос с меня не будет велик. Поэтому в Торе ему дается предупреждение — «Мужчина или женщина, если совершит одно из этих прегрешений, предав Всевышнего…» (даже то, что многие нарушают, считается предательством в глазах Всевышнего).
И не стоит этим пренебрегать.
Потому что в итоге обязательно придется ответить за свою вину.
на основе комментария рава Авраама Паладжи
(раввин общины Измира, Турция, 1810-1898 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц