Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Глава «Ницавим»
Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20
Почему глава так называется?
В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».
Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.
Обсуждение главы Ницавим
1. Личная ответственность
Недельная глава Ницавим начинается словами: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины, блюстители порядка... от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).
Ее всегда читают в субботу, предшествующую Рош hа-Шана. Делают это для того, чтобы с ее помощью отделить проклятия, присутствующие в главе Ки Таво от Судного дня Рош hа-Шана.
Но не только поэтому.
Глава Ницавим, сама по себе, имеет духовную связь с Рош hа-Шана. Ведь в день Суда все творение стоит перед Всевышним в ожидании приговора.
Возникает вопрос: если уже сказано, что все стоят перед Творцом, зачем еще и перечислять, кто именно — главы колен, старейшины, блюстители порядка и т.д.?
Затем, чтобы мы понимали, что ответственность за действия (или бездействие) лежит на всех, но — не одинаковая. Она зависит, в том числе, от положения, которое человек занимает в обществе.
Очевидно, что в определенных случаях с главы колена спрос больше, нежели с дровосека или водоноса. Тому, кому больше дано — и требования предъявляются выше, чем к обычному, рядовому человеку.
В Рош hа-Шана все проходят Суд Всевышнего. Однако спрашивается с каждого — по-разному. В зависимости от возложенных на него задач.
Как-то к одному уважаемому раввину незадолго до Рош hа-Шана пришли учащиеся колеля Таhарот (учебное заведение для женатых мужчин, в котором углубленно изучают Тору). И попросили указать им путь правильной подготовки к Суду — чтобы с пользой потратить на это оставшиеся до него дни.
Раби постоял некоторое время молча, как вглядываясь в себя. Вскоре присутствующие заметили, что по его щекам катятся слезы.
— Я сам недостаточно хорошо чувствую величие грядущих дней. Чему же я могу вас научить!?
Эти две слезы рава научили большему, чем тысячи слов. Если великаны-кедры так сокрушаются и трепещут — каково должно быть мхам.
Трепет всего народа в целом и каждого еврея в отдельности перед Всевышним и перед Его Судом, безусловно, имеет огромное значение.
Приведу еще пример, особенно актуальный для нашего поколения.
Всевышний помогает сынам Израиля возвращаться на их землю в Эрец Исраэль. И Он ждет, что мы будем ее обживать, обустраивать и оберегать. Разумеется — в соответствии с законами Торы.
Еврей, говорящий на фарси, и тот, кто с молоком матери впитал идиш, едва ли найдут общий язык. И даже вряд ли будут считать, что они — один народ. Что у них общего?
И только в Израиле, объясняясь на иврите, пусть каждый — со своим акцентом, они обретают единение душ.
Здесь добавлю, что люди, «не обремененные» Торой, не чувствуют и не имеют никакой связи с Землей Израиля. Поэтому они часто покидают ее в поисках лучшей, как им кажется, доли — отправляются в Канаду, в США и т.д.
Но напомню, что Третий Храм появится у нас только тогда, когда большинство евреев будет жить в Израиле…
на основе комментария рава Михла-Иегуды Липковича
(автор книги «Минхат Иегуда»; Беларусь – Израиль, 1913-2011 гг.)
2. Ночь заканчивается днем
Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины, блюстители порядка... от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).
В книге Зогар объясняется, что, если в Танахе употреблено выражение hа-йом (сегодня, в этот день) — это намек на Судный день Рош hа-Шана. Например — «И был день (hа-йом), когда пришли служители Всевышнего (имеются в виду малахим, в условном переводе — «ангелы»), чтобы предстать перед Ним, пришел с ними и Сатан» (книга Иова, гл. 1, ст. 6).
Здесь идет речь о Рош hа-Шана.
Так же и в нашей недельной главе, судя по выражению «все вы стоите сегодня (в оригинале — hа-йом)", говорится о Дне Суда, когда все стоят перед Судом Творца. Поэтому главу Ницавим читают в субботу предшествующую Рош hа-Шана.
Но почему именно выражение hа-йом олицетворяет Рош hа-Шана?
Написано, что «глупец ходит во тьме» (Коэлет, гл. 2, ст. 14).
Разве мудрецу не случается передвигаться в темноте, скажем, ночью?
В Талмуде (трактат Сота, лист 3) сказано, что человек совершает прегрешение, только когда в него вселяется дух глупости. В здравом уме — разве кто-нибудь станет нарушать?
Получается, что нарушитель Торы — заведомо глупец. Глупец, бредущий во тьме. Ведь «светильник — это заповедь, а Тора — свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23). Следовательно, нарушение законов Торы и заповедей — темень угольной шахты, сплошной мрак.
В Рош hа-Шана необходимо покинуть дорогу прегрешений — темноту ночи. И выбрать Тору и заповеди — путь света, называемый днем (hа-йом).
Поэтому и написано — «все вы стоите сегодня (hа-йом)», то есть — в Рош hа-Шана.
Человек должен прийти к Судному Дню дорогой света — через Тору и заповеди. Конечно же — при условии, что он заинтересован в оправдательном приговоре.
Тот же, кто еще бредет в ночи, совершая глупости, должен понять, что день тоже начинается с ночи, и значит, еще не все потеряно. Всегда можно закончить ночь и начать день. Как сказано: «И будет к вечеру: воссияет свет» (книга пророка Захарьи, гл. 14, ст. 7).
Если человек оставит кривую дорожку преступлений и ступит на путь Творца, то и Всевышний разорвет уже заготовленный для него приговор и напишет новый, более мягкий. Ведь, какой мерой человек измеряет — такой и его самого меряют (Талмуд, трактат Сота, лист 8).
на основе комментария рава Шалома Бергера
(автор книги «Ор Шалом», Израиль, наше время)
3. За что бороться
Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины, блюстители порядка... от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Моше собрал всех сынов Израиля, чтобы ввести их в Союз с Всевышним.
Но ведь Союз с Творцом уже упоминался в конце предыдущей главы Ки Таво — «Вот слова Союза, который Всевышний повелел Моше заключить с сынами Израиля на земле Моава, помимо Союза, заключенного с ними на Хореве» (Дварим, гл. 28, ст. 69).
Так к чему понадобился этот дополнительный Союз?
В предыдущей недельной главе говорится о Союзе — индивидуальном, относящемся к каждому еврею в отдельности. В нашей же главе Моше добавляет коллективную ответственность — один за всех, и все за одного.
Когда человек отвечает не сам за себя, но все в ответе друг за друга — такое есть только у сынов Израиля, у других народов не встречаем ничего подобного.
Этот, высший уровень взаимной ответственности, евреи приобрели, перейдя реку Иордан. Потому что отличительная особенность Эрец Исраэль, нигде в мире больше не встречающаяся — объединять разрозненные группы и слои народа в единое целое.
Сказано в Талмуде (трактат hа-Орайот, лист 3), что только живущие в Израиле евреи могут называться кагалом (общиной), но не те, кто находятся в галуте. Поэтому, антисемитские высказывания о еврейском кагале в странах рассеяния, как правило — намек на то, что пора перебираться в Израиль.
Ведь и в книге Зогар говорится, что только в Эрец Исраэль (и нигде больше) евреи могут стать единым народом.
Попробуем разобраться, что означает взаимная ответственность друг за друга на практике, и как далеко распространяются ее границы?
Написано: «Скрытое — Всевышнему, а открытое — нам и нашим детям вовеки» (Дварим, гл. 29, ст. 28).
Таким образом, если некто в тайне совершает прегрешения, остальные не несут за это ответственности и, соответственно — не подлежат наказанию. Ведь они ничего об этом не знают.
Но вот когда человек нарушает открыто, публично, а другие люди, даже не пытаются наставить его на путь истинный и, тем самым, предотвратить нарушение — они за это будут наказаны.
В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 103) Учителя анализируют войну с коленом Биньямина. Тогда разбойники надругались над наложницей одного из евреев. Произошло это на территории Биньямина. Представители других колен потребовали выдать разбойников, чтобы произвести над ними суд. Но колено Биньямина отказалось. Тогда остальные колена пошли на них войной. Всевышний счел эту войну — оправданной. Но рассердился на сынов Израиля.
— Это хорошо, что вы отстаиваете честь женщины и ее мужа, но почему вас не заботит, когда попирают Мою честь?
А это произошло дважды. Оба случая были связаны с идолопоклонством и осквернением Имени Творца, но протестов и порицания виновных не последовало.
Из этого можно вывести важное правило. Когда за нарушением следует возмущение, всеобщий протест и справедливое наказание виновных — это, разумеется, хорошо. Но если при этом более серьезное нарушение не вызвало никакой реакции — обличение прошлого прегрешения, каким бы справедливым оно ни было, сыграет негативную роль и вызовет обвинение всего народа.
Когда вам выгодно вы обличаете, когда нет — закрываете глаза и проходите мимо!?
Какие же неправедные деяния не нашли должного отклика в народе, и возможно, будут способствовать обвинению Свыше, когда поднимется протест по другим поводам?
Порой мы бываем свидетелями возмущения и протестов против осквернения древних могил, скажем, при строительстве домов или прокладке дорог. Эти протесты, часто достигают цели, и проблема древних захоронений решается.
Но вот, целая группа процветающих поселений, называемых Гуш Катиф, была разрушена. Многие семьи изгнаны из своих домов. Часть общества протестовала, другая же промолчала, или даже поддержала осуществляющие это власти.
Всевышний явил нам чудеса, в результате которых, евреи после тысяч лет скитаний в пустыне народов, вновь обрели свою землю, свой дом. Вопреки всем расчетам и прогнозам, вопреки логике и здравому смыслу, сыны Израиля чудесным образом побеждали в войнах с многократно превосходящим их противником — в войне за Независимость, Шестидневной войне.
Всевышний способствовал этому, потому что хотел, чтобы Эрец Исраэль принадлежала евреям, чтобы они обживали ее.
И вот, евреи добровольно отказываются от ее части, разрушают поселения, изгоняют своих братьев. Конечно, это не может не вызвать боль, а боль рождает протест, который должен привести к восстановлению справедливости.
Но если сердца огрубели, и чужая боль в них не находит отклика — это, конечно же, пойдет в копилку врага и даст силы обвинителю.
на основе комментария Ор hа-Хаим
(раби Хаим бен Атар; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
4. Три основы еврейского народа
В Торе, в нашей недельной главе, перечисляются социальные группы, составляющие еврейский народ. И здесь мы читаем: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины, блюстители порядка, каждый человек в Израиле, дети и женщины, и пришельцы, живущие среди вас, от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).
Для лучшего понимания данного текста, рассмотрим еще один фрагмент — «Колодец, выкопанный духовными лидерами, вырыли его меценаты и филантропы из народа, выкопали жезлом — выкопали своими посохами» (Бамидбар, гл. 21, ст. 18).
Здесь идет речь о «князьях» Торы, владеющих ее тайнами, и о поддерживающих их щедрых меценатах.
Вообще, в дарование Торы была заложена идея, что все евреи станут «царством коэнов» и будут выполнять роль служителей Всевышнего. Что для народов мира они станут Его полномочными представителями.
Но после событий, связанных с золотым тельцом, сыны Израиля — утратили единство. Поэтому Всевышний разделил их на три лагеря: коэны, левиты и исраэль (израильтяне).
Коэны и левиты стали опорой Торы и служения, а израильтяне взяли на себя благотворительность. На этих трех основах и сформировался еврейский народ — «колодец, выкопанный духовными лидерами».
В благословении после еды есть такие слова: создавший множество душ и то, что им не хватает.
Это можно понять иносказательно.
Всевышний создает душу с определенными склонностями и соответствующими потребностями.
Люди, наделенные душами, относящимися к миру Торы или миру служения Всевышнему, очень часто бывают лишены материальных средств для полноценной жизни.
Обладающие богатством, как правило, мало разбираются в премудростях Торы и, что называется, «не хватают звезд с неба» в служении Творцу.
Так, избыток в чем-то у одной группы, подразумевает восполнение нехватки этого у другой. Именно такая модель развития общества отвечает замыслу Творца.
Косвенное подтверждение этому мы находим в нашей фразе — «все вы (в оригинале — атем) стоите сегодня».
Из букв, составляющих слово «атем» (вы) можно составить слово эмет (истина).
«Дай Истину Яакову!» —- восклицает пророк (Танах, книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).
Каждому следует обратить внимание на призыв давать, делиться — только благодаря этому может быть создано здоровое и преуспевающее общество…
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
Хида, Эрец Исраэль,18-й век
Автор текста Мордехай Вейц